Как интеллигент Александр Розенбаум написал пародию на «МУРКУ»
В нашей постоянной рубрике в этот раз мы расскажем о, пожалуй, самой известной блатной песне Александра Розенбаума «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла». Отметим, что бард, особенно на заре своего творчества, регулярно заигрывал с блатной тематикой. В последнее же время Розенбаум от нее явно отошел и даже отказывался петь блатняк на концертах. Видимо, стесняется. Так, если помните, в свое время было и с Владимиром Высоцким.
«ПЕРО ПОД РЕБРО»
Что касается самого текста песни, то налицо прямая перекличка с «Муркой». Тоже баба в банде уркаганов, тоже связь ее с легавыми, а главный лирический герой песни попрекает ее беличьей шубкой и прочим тряпьем и барахлом. Как видим, в мире российских уголовников сюжет один и конец один. Для женщин.
Вот и данная безымянная «ссучившаяся» героиня песни в итоге получила «перо под ребро». В этом конкретном случае выражение «гоп-стоп» (по фене — ограбление) служит просто вводным оборотом без конкретной смысловой нагрузки.
Песня исполняется под нехитрые гитарные аккорды. Хотя Розенбаум может не только «бренчать» — он хорошо играет на рояле, а также окончил джазовое училище.
БЛИЗКАЯ ОДЕССКАЯ ТЕМА
В творческой молодости Александр Яковлевич Розенбаум обращался даже к такому сугубо специфическому жанру уголовного фольклора, как одесские песни — он писал стилизированные опусы под этот традиционный этнический блатняк.
Как же так получилось, что родившийся в интеллигентной еврейской семье Александр Яковлевич обратился к тюремному фольклору? Ну, во-первых, семья Розенбаумов девять лет жила в многокомнатной коммуналке на Невском проспекте. Там встречались разные люди, в том числе прошедшие сталинские лагеря. Их живописные рассказы ему врезались в память. Во-вторых, по воспоминаниям Розенбаума, у мальчишек тогда было «дворовое братство», среди всего прочего испытывающее влияние хулиганских, при— блатненных мотивов.
Впрочем, от пути по криминальной дорожке Розенбаума спасли не только интеллигентные родители-врачи, но и занятия боксом. А те самые «одесские» песни были сочинены в университетские годы, когда Розенбаум учился на врача: «Они были сочинены для институтского капустника, написаны с легкостью, а навеяны были героем Исаака Бабеля, знаменитым Беней Криком». Смеем предположить, что одесская фольклорная тема была близка Розенбауму и в силу его национальности.
Любопытно, что первое сольное выступление Розенбаума состоялось 14 октября 1983 года в ленинградском Доме культуры... милиции имени Ф.Э. Дзержинского. Правда, от исполнения блатных песен Александр Яковлевич по понятным причинам в тот раз воздержался.
На творческом счету Розенбаума блатных песен немало, перечислим некоторые: «101-й километр», «Амнистия», «Ара-губа». Но «Гоп-стоп» в этом ряду, безусловно, самая известная. Кстати, многие ее не любят, считая чуть ли не гимном преступного мира. Но это не так. Это, скорее, юмореска. И, как было сказано выше, перекличка с легендарной «Муркой».
Кроме того, у Розенбаума есть еще стихотворения, связанные с миром неволи. У меня любимое — «Исповедь палача». Вот небольшая цитата из него:
Конечно, я служил не идеально,
Но зря меня Хрущев отправил на покой,
Ведь меру высшую защиты социальной
Я исполнял недрогнувшей рукой.
Не раз меня ночами поднимали,
Не раз по зорьке шел я в коридор.
Великий вождь, родной товарищ Сталин
Со мною вел душевный разговор.
Я исполнял их снегом талым
И в зной палящий исполнял,
Однажды сам Лаврентий Палыч
Путевкой в Сочи награждал.
«ГОП-СТОП, МЫ ПОДОШЛИ ИЗ-ЗА УГЛА»
Гоп-стоп, мы подошли из-за угла,
Гоп-стоп, ты много на себя взяла.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звезды,
Посмотри на это небо и на эти розы,
Посмотри на это море –
Видишь это все в последний раз.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звезды,
Посмотри на это небо и на эти розы,
Посмотри на это море –
Видишь это все в последний раз.
Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне,
Гоп-стоп, ты так любила звон монет.
Ты шубки беличьи носила, кожи крокодила,
Все полковникам стелила, ноги на ночь мыла,
Мир блатной совсем забыла,
И перо за это получай!
Ты шубки беличьи носила кожи крокодила,
Все полковникам стелила, ноги на ночь мыла,
Мир блатной совсем забыла,
И перо за это получай!
Гоп-стоп, Сэмен, засунь ей под ребро.
Гоп-стоп, смотри ж, не обломай перо
Об это каменное сердце суки подколодной.
Ну-ка, позовите Герца, старенького Герца
Он прочтет ей модный, очень популярный
В нашей синагоге отходняк.
А ну-ка, позовите Герца, старенького Герца,
Он прочтет ей модный, очень популярный
В нашей синагоге отходняк.
Гоп-стоп, у нас пощады не проси,
Гоп-стоп, и на луну не голоси,
А лучше вспомни ту малину Васькину картину,
Где он нас с тобой прикинул точно на витрину,
В общем, не тяни резину,
Я прощаю все, кончай ее, Сэмен.
А лучше вспомни ту малину Васькину картину,
Где он нас с тобой прикинул точно на витрину,
В общем, не тяни резину,
Я прощаю все, кончай ее, Сэмен.