Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Голос Америки» Голосом Высоцкого

«Голос Америки» Голосом Высоцкого

25 ИЮЛЯ 1980 ГОДА УМЕР ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Владимир Высоцкий

При жизни Высоцкого поклонникам его творчества, они же — собиратели -собирать, кроме магнитных пленок с его песнями, было практически нечего: не печатали, не издавали, не разрешали выступать. Правда, он не очень-то и спрашивал, хотя и огорчался, что редко видел свое имя «не латинским шрифтом». Но вот он умер, а... ничего не изменилось: не бросили печатать, издавать и т. д. Будто не умирал. Пара крошечных некрологов в нашей прессе. Все. Зато «латинский шрифт» продолжал торжествовать. И некрологи «в ладонь» и фото к ним. Собиратели и тут не терялись. И ухо настраивали на «вражеские голоса». И слушали с комом в горле. Например, «Голос Америки».

К сожалению, невысокое качество магнитофонной пленки, которой мы располагали при «расшифровке» передачи, звучавшей в эфире 5 августа 1980 года, не исключает отдельные текстовые неточности и пробелы, что, впрочем, не может снизить читательского интереса к этой, уже «музейной», записи.

Звучит песня «Гитара семиструнная» в исполнении Владимира Высоцкого.

В связи с кончиной этого поэта в Москве 25 июля наша сотрудница Людмила Чернова позвонила музыковеду Владимиру Фрумкину, проживающему в штате Огайо. До своей эмиграции Владимир Фрумкин был одним из организаторов выступлений советских бардов в Ленинграде и лично знал Владимира Высоцкого.

— Вы лично знали Владимира Высоцкого. При каких обстоятельствах Вы встретились, и какое лично впечатление произвел на Вас этот человек?

— Я встретился с Владимиром Высоцким в конце 60-х годов, когда я руководил — был такой клуб самодеятельной песни, назывался он «Восток». Существовал он при Доме культуры пищевой промышленности в Ленинграде. И однажды к нам приехал Володя Высоцкий. Помню, он даже был не один. Я что-то сказал публике, которой было столько, что я что-то не упомню, чтобы зал вмещал столько народа. А сколько осталось снаружи — вы себе не представляете! Это были толпы, толпы, которые пытались попасть на наш вечер. И вот так мы встретились с ним. Он пел ряд песен — и известных, и еще не известных... А потом случилось так, что я ему даже помог немножко. Дело в том, что он тогда снимался в кино, и чтобы получить гонорар за песню, ему нужно было представить ноты, а он, как большинство наших бардов-менестрелей, профессиональных знаний в музыке не имел. Как это ни парадоксально для многих звучит, и Галич отчасти — он учился музыке, но профессионального образования не имел, и Окуджава, и Ким, и Высоцкий — это все композиторы-интуитивисты.

Это было на квартире нашего приятеля — он прекрасно записывал. И впечатление, знаете, Высоцкий произвел... У него есть какое-то единство личности и того, что он делал в искусстве. Вот эта интенсивность, напряженность себя в песне. То же самое было в его облике. Я не помню, чтобы он как-то расслаблялся, позволял себе как-то улыбаться, делать паузы, он был какой-то напряженный интенсивно, психологически напряженный. И какая-то в нем чувствовалась боль, что ли... Тоска какая-то чувствуется в его песнях, даже, в казалось бы, смешных. Редко смеешься, когда слушаешь его смешные песни. Это и смех, и горечь какая-то. Был он и в жизни такой: как будто что его гложет, что не дает покоя...

Голос Высоцкого: — Я задумал серию песен о взаимоотношениях мужчин и женщин в различные эпохи. Это что-то вроде истории семьи. Но, конечно, только семьи, там не будет ни личной собственности, ни государства. Просто чистая лирика. Я не знаю... там про неандертальцев и питекантропов. Их вообще, говорят, не было. Никто этих питекантропов не находил. А знаю я кое-что, что и вы все, из каменного века. Ну, и вот такая фантазия, что было примерно там так...

...Звучит песня «В каменном веке».

— Вообще-то этот жанр был до конца 50-х годов неизвестен. Как Вы объясняете его возникновение?

— По-моему, не только в Советской России, но и в России вообще мы не знали фигуры поэта с гитарой. Кроме, пожалуй, поэта Вертинского. Но это тоже был не с гитарой поэт, а с фортепьяно, с маленьким оркестром... И даже не совсем поэт, он, прежде всего, исполнитель был. Это как бы предтеча крупных поэтов-трибунов. Еще можно было бы назвать таких поэтов, как Аполлон Григорьев с его гитарой... и Михаил Кузмин, который свои стихи пел. Это жанр подпольной, недозволенной поэзии... Окуджава, Новелла Матвеева, Галич, Ким... И вот появился Высоцкий, у которого пронзительность, интимность, откровенность сочеталась с театральностью. Сам интенсивный, напряженный, предельно из наших менестрелей...

...Звучит песня «Автозавистник».

— О блатных песнях у Высоцкого. Он ведь начинал со стилизации под блатной фольклор, и это были очень остроумные, очень точные песни в смысле социального адреса. Но вот что оказалось. Что это подражание, эта имитация не доходит до адресата. Он так насытил их чувством и мыслью, что люди, о которых он писал, оказались не в состоянии их воспринимать. Мне рассказывал один из ленинградских бардов, это талантливый Юрий Кукин, что когда он путешествовал по Сибири, и он встречался с людьми деклассированными, ворами, и он им пел песни в порядке эксперимента, и что они не успевали за текстом, это казалось им слишком насыщенным.

Звучат песни «Я в деле», «Песенка о слухах».

— ...расцвет песни связан с временем короткого либерализма. Для жанра нужно некоторое количество кислорода в социальной атмосфере.

Звучит песня «Мой друг уехал в Магадан».

— Галич и Высоцкий. Я на сто процентов убежден, что по их песням историки будут изучать разговорный язык нашего времени. И Галич, и Высоцкий были, может быть, первыми поэтами, кто услыхал и передал самый гибкий, самый живой современный русский язык. Мы лучше узнаем самих себя, понимаем, где мы живем, среди кого.

Диктор: — После трагической смерти Александра Галича Высоцкий включал в свои концерты песни этого знаменитого барда. Мы тоже включили в программу песню Александра Галича. Перед исполнением Галич сказал: «Звучит песня Галича».

Звучит песня «Смерть истребителя в тринадцати заходах».

Владимир Трифонов
Вести, №136(2701) 24 июля 2008 года


Комментарии

08.02.2018 06:27 Валерик [vol_val5@mail.ru]
фули там расшифровать! Я лично записал с эфира и могу прислать

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2890

vk rutube youtube

Валера Коротин
Амалия Грин
Андрей Школин
Иза Кремер
Юл Бриннер
Татьяна Снопова
 Жека
Владимир Бочаров
Сергей Князев
Александр Вертинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона