Кто открыл «Золотую страну?»
Люди строят дома для людей. Иногда — "джентльмены для джентльменов" (именно так, если верить легенде, был построен целый город — столица мальтийских рыцарей). Иногда — лимитчики для лимитчиков. Возможны варианты. В Петербурге еще не привыкли к проектам, которыми можно гордиться. Зато, кажется, у нас уже поняли: проекты "без лица" не нужны никому. В этом нет особого пафоса. Это просто бизнес.
Имена первооткрывателей "Золотой Страны" хорошо известны в бизнес-сообществе обеих столиц. Об этом неординарном проекте вы, как мы надеемся, тоже наслышаны: вы ведь внимательно читали прошлый номер нашего журнала?
Интересно вот что: до сих пор никому (или почти никому) не удавалось показать их вместе — и "Золотую Страну", и ее отцовоснователей (и, в некотором роде, авторов-исполнителей).
К тому же мы даем честное слово: сегодня вы увидите их с неожиданной стороны.
Итак, вот участники нашей беседы:
Евгений Вениаминович Купсин — предприниматель, учредитель стипендиального фонда "Великий Город" и Александр Яковлевич Розенбаум, певец, композитор и депутат Госдумы.
Предприниматель Евгении Купсин и певец Александр Розенбаум — друзья и деловые партнеры, совладельцы торгово-развлекательного комплекса, ресторана и отеля, известных под общим названием "Золотая Страна".
С недавних пор Александр Яковлевич выступает не только на сцене, но и на трибуне Государственной Думы в качестве депутата от фракции "Единая Россия".
Это многое меняет. По крайней мере, текст, который вы сейчас прочитаете, приобретает особый вес.
Пока что Единая Россия не стала Золотой Страной, — не без грусти отмечает The Chief. Но... кто говорил, что будет легко?
A. P. — Начиналось все тоже непросто. Когда в конце 80-х годов прекратил свое существование Ленконцерт, в компании Евгения Вениаминовича, которая тогда называлась "Великий город", мы сделали гастрольно-концертный отдел. Я был и начальником этого отдела, и единственным человеком, который там работал...
Ну, а со временем мы вместе сделали ресторанчик "Белла Леоне". И "застрельщиком" всегда был господин Купсин. С того времени все и выросло до сегодняшнего состояния. Это называется "капитализация", да?
Е. К. — Хочу поправить. Я, конечно, выступал с инициативой... но — мыслями мы были вместе.
Александр Яковлевич — не бизнесмен, который занимается текущим бизнесом, но то, как он видит картину в целом и его внутренняя интуиция — это потрясающе. Он частенько высказывает некоторые воззрения, которые даже меня шокируют. Но, видимо, в силу того, что он очень много общается со страной и опирается на свой внутренний интеллект... он — очень серьезный предприниматель.
А. Р. — Может, я немножко и скромничаю. Конечно, я не оперирую такими понятиями, как валовой продукт, оборотный капитал. Я эти вещи понимаю не совсем...
Е. К. — Важно вот что. Мы в "Золотой Стране" не занимаемся текущей деятельностью — управлением ресторанами, магазинами, казино, торговлей. Мы инвестировали деньги и реализовали проект. Мы создавали его идеологию. Мы занимались стратегическим планированием.
Естественно, есть определенные требования к этим операционным компаниям, которые придут и уже пришли сюда на управление бизнесом — это безусловно.
А. Р. — Это — наше имя. И здесь все будет так, как соответствует нашему имени.
Е. К. — И люди, находясь в красивом, правильном месте, уже будут по-другому мыслить. Потому что бытие определяет сознание, не так ли?
Тот, кто помнит материал в прошлом номере The Chief, знает: масса не слишком четко обоснованных административных препон едва не загубила на корню все начинание.
А. Р. — Все это делалось долго. Мы ведь не сидим ни на газовых трубах, ни на нефтяных скважинах, не пилим лес и не разрываем недра. Все, что здесь — это наши денежные знаки. У Евгения Вениаминовича свои источники поступления, у меня если и есть труба, то — от концерта, от кассы... Все это построено на честно заработанные деньги.
Е. К. — И без использования административного ресурса.
Однако, если нет административного ресурса, — сомневается The Chief, — тогда неизбежно должен быть какой-то другой?
Е. К. — Это очень серьезный вопрос. У нас есть свои принципы. И нам важно, что в нашем бизнесе нет криминальных денег. Закрывать глаза на это мы не можем. Вы не забывайте: нам за пятьдесят, и со многими из этих людей — из тех, кого причисляют к "криминалитету" — мы знакомы еще с семидесятых годов.
А. Р. — И никто не сможет отрицать: все они — личности. Это нельзя сбрасывать со счетов. А меня всегда интересовали именно личности. Работа у меня такая.
Е. К. — Сейчас идет довольно брутальный период в жизни нашего общества — но мы от этого времени не отказываемся и от него не убегаем. Но и не втекаем в него.
А. Р. — Если бы в бизнесе что-то было сделано на криминальные деньги, конечно, ты бы от них полностью зависел. Если только ты связался с криминальными деньгами, ты уже от них зависишь.
Е. К. — К тому же надо знать, что сегодня во всем мире значительно больше развита "беловоротничковая преступность". Ее часто ассоциируют с коррупцией. Хотя коррупция — только одна из ее форм. Разве Мавроди — коррупционер? Нет, он просто взял и "по-белому" всех обокрал. Порой тихонькие интеллигентные мальчики на сто процентов используют крыши и криминальные деньги в бизнесе. Мы этого не делаем, поэтому и не бегаем ни от кого.
А. Р. — Что до меня, то я никогда не просыпался с мыслью: сегодня напишу песню для блатных, а завтра — для военных. А послезавтра — для бабушек, а послепослезавтра — для пионеров. Я пишу то, что у меня в душе, а дальше уже люди понимают, как хотят.
Точно так происходит и в бизнесе. Мы не делаем проект в расчете на нуворишей или на бандюганов.
Читатель помнит, что в самом начале мы уже говорили о проектах "без лица" и о проектах, которыми можно гордиться.
И все-таки: кто и для кого строит сегодня Санкт-Петербург? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, не добьешься и у губернатора. Очевидно, что пятна под застройку в центре города получают многие, но не у всех получается "Золотая Страна".
А. Р. — Я не буду сейчас уговаривать вас поверить в то, что творческих людей не так уж много. Поэтому возьмем сразу вторую причину: основная и самая нелюбимая мною черта российского бизнесмена — он хочет сразу, быстро и много. С хорошими вещами так не бывает. Хорошее вино — выдержанное, хороший продукт — всегда с историей. Можно было бы здесь воздвигнуть коробку какую-то, не мудрствуя лукаво. Зарабатывать деньги. Но это не наш метод.
Е. К. — Нам небезразлично, что будет в этом городе. В этом отношении Москва продвинулась значительно вперед. Сегодня там просто ставится лимит на стоимость площади в центре Москвы. Там ты не сможешь построить домик за полторы-две тысячи квадратный метр. Мэр его не пропустит. Он считает, что в центре Москвы должна быть другая стоимость. Отсюда идет все остальное. Этого в Петербурге, к сожалению, не происходит. Потому у нас сегодня до сих пор строят... новый Оренбург. Город расширяют, это ложится на его инфрастуктуру, а в Петербурге она, пожалуй, и самая сложная в стране. Старая, разветвленная. Строят новые теплосети, электрические сети, канализацию куда-то дальше тащат. А это все городские деньги. Зато не хватает денег на содержание и обновление инфрастуктуры в центре города. Почему еще мы здесь так долго строили? — да потому, что электричества не хватало — надо было построить свою подстанцию, канализации не хватало — надо было протащить новые коммуникационные сети. Я считаю, что проблема петербургской администрации — будем говорить "прошлой", надеюсь, это изменится — в том, что здесь всегда строили просто город, а не Санкт-Петербург.
А.Р. — Могу сказать, что буду использовать все свое думское влияние для того, чтобы убедить людей: деньги на канале Грибоедова, Мойке лежат просто под ногами. Но для этого нужно волевым решением провести расселение первых этажей... Тогда и Амстердаму делать будет нечего. Но для этого нужно: 1) быть питерским человеком и любить свой город; 2) кроме денег, нужно иметь огромное желание, набраться смелости, терпения...
Е.К. — Вот одна деталь. У нас в "Золотой Стране" не просто ресторан, а ресторан "Федор Достоевский". Дело в том, что в прилегающем доме жил сам Федор Михайлович и написал там "Бедные Люди". И этот ресторан тоже будет иметь свою стилистику, ни на что не похожую сегодня. Разве что есть аналог — кафе "Пушкин" в Москве.
Кстати, я специально изучал вопрос и обнаружил, что ничего подобного "Золотой Стране" в Петербурге пока даже в проекте не существует. В Москве — есть, а у нас — нет. Это, в общем, даже несправедливо. Люди, которые приезжают в наш город, не могут найти привычный для себя уровень комфорта. Ну, я согласен, это актуально не для всех. Но такой уровень услуг всегда будет востребован. И должен быть представлен. Это вопрос престижа города.
Поэтому мы хотим, чтобы это был городской проект, но при том мы ничего не от города просим. Разве что — понимания.
Александр Розенбаум:
"Здоровых людей все больше"
Нет ничего странного, когда артист приходит в большой бизнес. Я ни в коей мере не буду сравнивать себя с теми именами, о которых буду говорить... С другой стороны, я имею право это говорить, потому что за мной — 250 миллионов русскоязычного населения. Поэтому можно где-то и сравнивать, да? Так вот, Шварценнегер, Брюс Уиллис и Сталлоне имеют "Планету Голливуд", Паваротти имеет колоссальный ресторан в Майами. Де Ниро имеет нехилый ресторан в Нью-Йорке.
Некоторые наши люди от них, в обшем, не отстают. Я беру тех людей, которые уже сделали себе в своем основном деле достаточную капитализацию, которая им позволит войти в какойто бизнес. Так вот. у нас таких людей не очень много, но они есть — Иосиф Давыдович Кобзон, Алла Борисовна Пугачева, ваш покорный слуга.
Проекты, подобные нашей "Золотой Стране", вполне характерны для творческих людей. Было бы странно, наверное, если бы творческий человек строил носочно-чулочную фабрику, хотя в этом тоже ничего страшного нет...Но нам, артистам, хочется вкладывать себя в бизнес развлечений, в бизнес потребительский. Потому что, в принципе, сами-то мы по себе люди потребления — нас потребляют. Я сейчас говорю о себе, как о продукте.
К счастью, бизнес уже мало кого пугает. Здоровых и здравомыслящих людей становится больше, чем больных, вне всякого сомнения. Это я вам как врач говорю. И с каждым днем их будет все больше и больше. Так должно быть, и так будет.
Всущности, "Золотая Страна" — всего лишь мшкнький кусочек старой доброй Европы в центре усталого и обветшалого Петербурга. Если бы из таких кусочков собралась полная мозаика, никто не бьы бы против. Зря говорят, что человек красит место: сплошь и рядом случается наоборот.
Однако будущее внушает определенный оптимизм. Потому что, как говорит доктор Розенбаум, здоровых людей становится все больше.
Евгений Купсин:
"Деньги — только степень свободы"
Когда станет понятно, что в России все хорошо? Когда наш человек с деньгами будет достаточно высоко культурен в своем потреблении. Ведь даже наш новый русский в Париже, в Лондоне ведет себя абсолютно по-другому. И я убежден, что в "Золотой Стране", в любом подобном месте они не позволят себе вести по-жлобски. К тому же, все повторяется. Помните, первичная буржуазия из своих купеческих домов норовила делать виллы и особняки? Только потом, пообтеревшись в столицах, они начинали думать и делать по-другому.
Мы хотим, чтобы люди привыкли к деньгам. Деньги — это только степень свободы. Свободой надо пользоваться красиво.
Главный и неотъемлемый продукт Петербурга — это его культура. В том числе, между прочим, культура потребления. А производство зависит от заявленного уровня потребления. Этим и надо заниматься в первую очередь. Вот мы это и делаем. Импортируем в Санкт-Петербург современный, достойный уровень потребления.
Мы сами себе поставили планку на должной высоте. Если кто-то захочет тупо скопировать наш продукт... мы не можем его заставить этого не делать. Единственная защита — порог вхождения конкурента в рынок. Порог вхождения мы и задали такой, что — пожалуйста, you are welcome!
Но, в принципе, мы будем только рады, если у них это выйдет красиво.