Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Северный Фукс

Северный Фукс

Русский шансон невозможно представить себе без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.

В постреволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский режим, репрессии, обычное послевоенное детство — шпана, проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные песни, глубоко западающие в душу, тексты которых Фукс начал записывать в отдельную тетрадь.

Блатные песни пели в те годы лишь в кругу самых надежных друзей, иначе — срок и немалый.

В начале 60-х в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, много контрабандных пластинок (например, цыгане Валя и Володя Дмитриевичи, цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин, классический джаз, Хейли, Пресли, Армстронг). Тогда же появляются и первые барды — Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество записи оставляет желать лучшего, но люди слушают и хотят слушать.

К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и множество пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года. Невысокого роста, в очках, Фукс был очень живым и энергичным. Каким-то образом все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали сначала к Фуксу. Он часто говорил, что собрал очень много, что блатные песни — это народный фольклор, что надо бы это как-то оставить для потомков. Потом у него появилась идея найти хорошего исполнителя и записать все имеющееся в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел исполнителя песен -это был Аркадий Дмитриевич Звездин, который к этому времени уже имел псевдоним Северный.

Первый домашний концерт Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.

Концерт имел потрясающий успех. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный колорит концерту, и он молниеносно разошелся среди любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание сценария следующего концерта который он записал у себя дома на Ропшинской улице в конце 1972 или в начале 1973 года.

Далее выходит концерт, в котором отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), который подпевает Северному в песне "Не дождаться мне, видно, свободы..."

Следующий концерт был без сценария и состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию Северный тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе, а о Воркуте-мачехе Вам и вспомнить-то не хочется. Мы, конечно, понимаем, воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Как не вернуть тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом Костя-капитан".

— Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для вас: поет "Ох, волюшка..."

Концерт из 9 песен, между которыми пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных, воров и блатных.

Вскоре Фукс выпускает концерт "О шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю, что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их называют в народе, "шансонетках", а также попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", и на который они бодро ответили: "Что? "Шансонетка?" Это девушка, у которой совсем нету шансов!" У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Да еще какие! И они этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник особый жанр песен — "шансонет", а их исполнители стали называться "шансонетками". Этот жанр включал в себя исполнение цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших дней дошли не многие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка"... После исполнения "Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.

В конце 1974 — начале 1975 года выходит концерт из 16 песен, где много посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х(примерно 1975 год) выходит концерт, посвященный истокам блатной песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и старых русских каторжных и тюремных песен, часто больно и досадно, когда слышишь, как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни произошли из народных и многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая была написана русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся страна. Родился он в 1824 году, умер в 1861 году".

Последний записанный Фуксом концерт из 21 песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и длился полтора часа.

Всенародную славу А. Северному как "королю блатной песни" принесли приведенные выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь одновременно сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс создал свой театр — театр блатной песни, единственным артистом которого был А. Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался настоящий бум. Все искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря на то что уже было очень много песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава и других.

Будучи сам бардом (Рувим Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для репертуара А. Северного, так впоследствии и для репертуара "Братьев Жемчужных" с разными исполнителями.

Вот далеко не полный список песен, написанных Рувимом Рублевым: 1) "Гимн менестрелей"; 2) "Вы хочете песен"; 3) "Скокарь"; 4) "Хиляем как-то с Левою"; 5) "Не лезьте, граждане, в поэты"; 6) "Прошли года"; 7) "Кафе "Ориенталь"; 8) "Люблю я 40°"; 9) "7.40" (текст); 10) "Без двадцати восемь" (текст); 11) "Красавица моя" (текст); 12) "Дождь идет" (текст); 13) "Мекки-нож" (текст); 14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и т.д.

К середине 1974 года относятся первые попытки сделать блатные песни с оркестром в стереозаписи. Выходит концерт "Магаданцы". Потом в декабре 1974 года первый концерт "Братьев Жемчужных", который делал С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт "Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и далее третий и четвертый концерты, которые также делал С. Маклаков.

Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975 года Р. Фуксом и С. Маклаковым был записан концерт, "посвященный 85-летию со дня рождения Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн менестрелей" была написана Р. Фуксом.

Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил и Аркадий Северный. Хлебосольность и доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич — живой, обаятельный и остроумный — всегда был душой компании. Иногда пел, но немного. Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давно выписали, и он ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановить прописку, но это ему не удалось. Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью — алкоголизмом.

Я предложил Аркадию Дмитриевичу попробовать полечиться. Он согласился. В марте 1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение. Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую этого отделения с магнитофоном и проиграл врачам несколько вещей в исполнении Аркадия, в том числе и "Черную моль" из второго "одесского концерта", который сделал Р. Фукс. К сожалению, Александр Дмитриевич не смог удержаться — запил, не пройдя полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.

В 80-е годы за границей оказалось много советских бардов (В.Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не большая, часть песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и "Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью стали выходить сборники блатных песен под различными названиями.

Даже при беглом просмотре этих сборников видно, что значительная часть текстов взята из репертуара А. Северного, "Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы", "Альбиносы", "Аэлита", "Крестные отцы", "Святые братья", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А. Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в другой.

В заключение хочется отметить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в США в 1979 году, он ус-.троился в фирму К15те{, через некоторое время ее откупил и сейчас является хозяином этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток блатным песням под оркестр в стереозаписи)недавно отметил свое 70-летие и прекрасно выглядит, бодр и весел.

К сожалению, нет с нами Г. П. Толмачева, Д. М. Калятина, Н. Г. Рыжкова, Г. С. Нехамкина, имевших прямое отношение к записям блатных песен. Последняя моя встреча с А. Д. Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в морге больницы имени Мечникова и в крематории.

Валентин ШМАГИН
«Вне закона», №16, 17.4.00


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2151

vk rutube youtube

Анатолий Таволжанский
Данциг Балдаев
Сергей Порт
Ирина Каспер
Влад Зерницкий
Валерий Власов
Саша Сирень
Ляля Размахова
Гриша Димант
Олег Гаврилюк

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона