- Информация
-
Новости
Новое в шансоне
Наши друзья
Анонсы
Афиша
Награды
- Дискография
-
Шансон X
Истоки
Военный шансон
Песни цыган
Барды
Ретро, эстрада ...
- Архив
-
Историческая справка
Хорошая музыка
Афиши, постеры ...
Заметки
Книги
Тексты песен
- Фотоальбом
-
От Д.Анискевича
От Е.Гиршева
От В.Окунева
От Я.Фролова
Разное
- Персоналии
-
Об исполнителях
Фотографии
Интервью
- Разное
-
Ссылки
Юр. справка
Комната смеха
Книга отзывов
Написать письмо
- Поиск
-
Поиск по сайту
- Счётчики
-
|
Леонид УТЁСОВ
Биография
Утёсов Леонид Осипович (Вайсбейн Лазарь Иосифович) родился 9 марта 1895 года в Одессе. Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 был отчислен за плохую успеваемость и неудовлетворительную дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке в качестве подсобного рабочего, затем гимнаста, вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним "Утёсов". Начиная с 1913 играл, в одесской труппе К. Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр "Мозаика" (1914).В 1917 занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду "Эрмитаж". В 1919 состоялся кинематографический дебют Утёсова - в роли адвоката Зарудного в фильме "Лейтенант Шмидт - борец за свободу". В 1921-28 играл в театрах: Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, "Палас-театр", Свободный театр (Ленинград), "Маринэ" (Рига). В 1925 снялся в двух фильмах Б. Светлова - "Карьера Спирьки Шпандыря" и "Чужие". В 1928 после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 на сцене Малого оперного театра (Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой "Теа-джаз". Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утёсов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Всё выступление было режиссёрски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова "Трагедии до трапеции" (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актёр: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Фёдора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты "Прекрасная Елена", в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции. В первые годы работы Утёсова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Ещё в 1929 в спектакле Ленинградского театра сатиры "Республика на колёсах" прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили "манифестом блатной романтики" и запретили. В программу "Теа-джаз" были включены песни "Лимончики", "Гоп со смыком". Блатной фольклор в исполнении Утёсова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утёсова написал новые тексты для песен "Подруженьки" и "Мурка", вошедшие в репертуар певца как "Джаз-болельщик"
и "У окошка". Вторая программа оркестра "Джаз на повороте" (1930) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырёх рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, - Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии "Во субботу день ненастный", "Виют витры" и др. В дальнейшем Утёсов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так:
"Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?". В 1933 в репертуаре коллектива появляется пьеса "Музыкальный магазин" (авторы Н.
Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из "Садко" Н. А. Римского-Корсакова, "Сердце красавицы" из "Риголетто"
Дж. Верди и некоторые темы из "Евгения Онегина" П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра - "Кармен и другие", в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе. В 1934 на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова "Весёлые ребята", в котором снимался весь оркестр Утёсова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи
Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш весёлых ребят"
в исполнении Леонида Утёсова. Песни обрели большую популярность.
Проходивший в Лондоне "Конгресс мира и дружбы с СССР" (1937) заканчивался под "Марш весёлых ребят". С 1936 в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утёсова (дочь певца), актриса театра им.
Вахтангова. В 1937 джаз-оркестр Утёсова представил программу в двух отделениях "Песни моей Родины". В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 Утёсов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль "Два корабля", в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 написал свою первую книгу "Записки актёра". Играл роль директора кардиологического санатория "Спасибо, сердце" в спектакле-водевиле "Много шума из тишины", где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте "Пароход", который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
Объявление о начале войны застало Утёсова во время репетиции новой программы "Напевая, шутя и играя" в московском "Эрмитаже". Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создаёт первую военную программу "Бей врага!", в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Тёмная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!". В июне 1942 Леониду Утесову было присвоено звание "Заслуженный артист РСФСР". Вторая программа военных лет "Напевая, шутя и играя" явилась откликом на начало серьёзных успехов Советской армии. В неё были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 оркестр представил новую джаз-фантазию "Салют", в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 при огромном стечении народа Утёсов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
К 800-летию Москвы (1947) утёсовский коллектив подготовил оркестровую фантазию "Москва", в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского "Дорогие мои москвичи"! В 1952 появилась программа "Музыка толстых", центральное место, в которой, занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954) было отмечено эстрадным спектаклем "Серебряная свадьба", в котором среди прочих Утёсов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал всё сполна". Песня вошла в фильм "Весёлые звёзды" (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 в Московском театре эстрады была представлена программа "Тридцать лет спустя". В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения - марш С. С. Прокофьева из оперы "Любовь к трём апельсинам" и пьесу К. Дебюсси "Reverie". Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером "Эволюция западного танца". В 1965 Леониду Утёсову было присвоено звание "Народный артиста СССР". Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утёсов написал ещё одну книгу "Спасибо, сердце!", руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 состоялось последнее выступление Утёсова. Музыкальные критики часто обвиняли Утёсова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: "Пусть так! Я пою не голосом - я пою сердцем!"
Скончался Леонид Осипович Утёсов 9 марта 1982 года в Москве.
Источник: http://music.km.ru/
|
|