Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Николай Йоссер » Биография

Николай ЙОССЕР

photo:Николай Йоссер

Биография

Настоящее имя: Николай Мор.

Год и место рождения: 1956 год, Ивановская область, местечко Пучеж.

Семья: разведён, есть сын и дочь.

Владение музыкальными инструментами: в совершенстве не владею ни одним инструментом, не в совершенстве играю на гитаре, бас гитаре, фортепиано.

Генеральная творческая задача: продолжать писать и исполнять песни.

Идеал творческой личности: Владимир Семёнович Высоцкий.

Опыт пребывания в "местах не столь отдаленных": нет.

Отношение к религии: православный христианин.

 

Есть в Коми такой поселок, Йоссер, где сидело много хороших людей, "политических", по 58-й статье. Ребёнком побывал там с матерью. Такая вот история выбора сценического имени.

 

Пролетарское происхождение, суровое детство. То, что отец – немец, было тогда фактически клеймом. А учился в одном классе местной аристократии – сыновьями заведующего районо, директора льнокомбината. Ходил в фуфаечке за шесть рублей, завидовал мальчикам, которые ходили в пальто. Мы, те, кто в фуфайках, били их жестоко. Зайдёшь к соседу, а у них там на обед котлеты, пюре. Зовут за стол, а я отказываюсь, гордый. А сам вкуснее жареной картошки ничего не ел, сливочное масло, помнится, в девять лет впервые попробовал.

 

Музицировать начал класса с восьмого. Как это было в то время? Играешь на гитаре – значит, нравишься девушкам. Чуть позже, может, в девятом классе, попробовал сочинять. Помнится, был у меня хороший знакомый, литератор, даже член Союза писателей. Ему я и понёс на авторитетный суд свои стихи. Он с ними ознакомился и сказал мне: "Тебе надо в ремесленное поступать". А он был крут, у него был "Иисус Христос – суперзвезда" на катушке! Обломался я тогда основательно. Но сочинять не перестал.

 

Как это бывает? Нахлобучит, тоскливо, сядешь на кухне, закуришь… Ведь в принципе сам ничего не сочиняешь, всё до тебя уже сочинено. Просто открывается тебе, образно говоря, некий файл, и получаются стихи. Случается, что напишутся несколько хороших строк и лежат месяцами, продолжить, оформить в стихотворение или песню не выходит, как ни пытайся. Всё, не прёт, файл закрылся!

 

А музыкант – это ведь как врач, лекарь души. Есть мнение, что музыкант ближе к Богу, что он наделен способностью общаться не только обычными словами, но особыми колебаниями, звуками, вибрациями. Тот же Кришна кем был? Флейтистом, музыкантом! Люди из воровской среды именно так и любят поговорить с музыкантом – не по понятиям, а по душам. Перед братвой своей он так открыться себе вряд ли позволит! Меня блатные спрашивают: "Ты ведь, Колян, нары не нюхал. Откуда тогда у тебя такие песни?". И тут же сами рассказывают мне такие истории, которые так и просятся на бумагу, а стихи, в песню. Эти истории не могут не тронуть мало - мальски чуткого, а тем более творческого человека. Совсем не нужно быть близким к блатной среде, чтобы ощутить драматизм подобных рассказов. Случилось как-то, что вопрос по поводу "сидел – не сидел" был задан одним молодым братком не по-доброму, с наездом. Я тогда ответил: "Нет, молодой человек, не сидел. Но я уже был в твоём возрасте, а ты в моём не был.

Помню, я слушал "Чикаго", "Дип Перпл", джаз-рок, и первое впечатление от Высоцкого было вообще никакое. Но когда въехал, дозрел! Как из человека пёрла энергия! Рыжий, маленький – и такой сильный и непредсказуемый! Такому жизнь и подбрасывала истории, чтоб он их спел, - и про войну, и про тюрьму. Поэтому он и был своим для очень разных людей. Кстати, мне рассказывали, что от природы голос Высоцкого был выше и чище, чем тот, что всем знаком по песням и фильмам. И что его фирменная вокальная подача была сознательно наработанной, не врождённой.

 

По поводу моего интонационного сходства с Медяником мне сказали: "Слава тебя услышит, он тебя не полюбит". А у самого Славы тембр и манера исполнения чья? Аркаши Северного! Учителя - то одни. Кстати, Слава – один из моих любимых исполнителей шансона с замечательным, богатым и по-жанровому манерным голосом.

 

Мне нравится и как автор, и как исполнитель Олег Митяев. Как вокалист, я бы сказал, вокалист с предъявой на номер один в русском шансоне, - Григорий Лепс. Очень люблю своеобразного, колоритного певца Федю Карманова. Он мастер характерной босяцко - пацанской манеры исполнения. Нельзя не упомянуть загадочного человека Ивана Кучина – настоящего мастера. И конечно, Высоцкий, Северный, ещё очень нравится Алёша Дмитриевич. Люблю творчество Вертинского, а из современников – Танича.

 

Я не любитель всевозможных тараканьих бегов и не хочу никого конкретно и поимённо осуждать и обсуждать. Но факт – в нынешний шансон, в отличие от прежнего, поналезло кого ни попадя, людей, элементарно не знающих ни предмета, ни эстетики, ни проблематики. Просто открылась кормушка, все в неё попёрли, и теперь девяносто пять процентов людей и песен в жанре – лишние.

 

Совсем не обязательно петь о вертухаях, колючей проволоке и уголовно наказуемом геройстве. Петь стоит о людях, о судьбах. А там ведь тоже люди! У меня много песен об отношениях мужчины и женщины, романсов. В плане издания они на подходе. Песня должна быть убедительной, а тематика – вопрос десятый. А по поводу блатной среды могу сказать одну важную вещь – именно в этой социальной группе мне встречались люди, чьи жизненные принципы, взгляд на жизнь, представление о справедливости и милосердии, отношение к данному слову, обещанию заслуживают настоящего уважения.

 

Картины жестокости и цинизма окружают нас везде и повсюду. К примеру, еду я как-то утром по Ярославскому шоссе и вижу на дороге изувеченный, разорванный труп сбитого машиной человека, который жрёт бродячая собака, кормится! Тот, кто сбил, скрылся. И все едут мимо по своим делам. Мы остановились, собаке этой: "Кыш! Кыш!". А какой там уже "кыш"…

 

Вышедший диск "Зима – лето" умышленно составлен из моих наименее тяжёлых песен. Зачем грузить слушателей, они и так каждый по-своему загружены! Хотелось включить в альбом светлые, не лишённые надежды вещи, такие, как та же "Прослезились дожди". Делал я этот альбом сам. Хотелось бы записать на хорошей студии с хорошими музыкантами, но, как говорится: "Нэма золотого запасу!". С другой стороны, то, что все партии, все аранжировки свои – это хорошо. Потому что я и к самому себе претензии имею, а к другому аранжировщику тем более имел бы. Я постарался преподнести свои песни так, как слышу их сам. Спето всё было буквально за одну ночь. Кроме этого, изданного варианта, у меня имеются все эти песни в другой, джаз-роковой версии. Но она, я считаю, не для широкой публики, а больше для музыкантов. Кстати, во время работы над этим альбомом случилась, помнится, настоящая катастрофа – один товарищ нечаянно уничтожил в памяти компьютера все результаты моего четырёхмесячного труда! Я был в таком отчаянии, что дня три после случившегося бухал. Потом где-то по памяти, просто заново восстанавливал.

 

Концертная работа тоже во многом зависит от моего директора. Ездим, выступаем. Были вот в Нижневартовске, сейчас собираемся в Питер, который я очень люблю. Там особая публика, и шансон там слушают правильный, недекоративный. Столица более пресыщена и вальяжна в этом плане, больше снобизма. Выступать пока приходится под минус или просто под гитару, потому что финансовой возможности привлечь на постоянную работу живых музыкантов нет.

 

Главное желание - чтобы побольше простых людей, так называемых рядовых слушателей услышало то, что я пишу и пою, чтобы пришлось им по душе. И конечно, ничего, ни шагу нам не сделать без Бога, без его ведома.

 

Дмитрий Легут, 2005 год.


vk rutube youtube

Вика Цыганова
Владимир Утёсов
Георгий Пицхелаури
Таня Лебединская
Игорь Иванов-Запольский
Галина Журавлёва
Михаил Гулько
Валерий фон Эргардт
Елена Ваенга
Сергей Бурмистров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона