Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Николай Йоссер » Биография

Николай ЙОССЕР

photo:Николай Йоссер

Биография

Настоящее имя: Николай Мор.

Год и место рождения: 1956 год, Ивановская область, местечко Пучеж.

Семья: разведён, есть сын и дочь.

Владение музыкальными инструментами: в совершенстве не владею ни одним инструментом, не в совершенстве играю на гитаре, бас гитаре, фортепиано.

Генеральная творческая задача: продолжать писать и исполнять песни.

Идеал творческой личности: Владимир Семёнович Высоцкий.

Опыт пребывания в "местах не столь отдаленных": нет.

Отношение к религии: православный христианин.

 

Есть в Коми такой поселок, Йоссер, где сидело много хороших людей, "политических", по 58-й статье. Ребёнком побывал там с матерью. Такая вот история выбора сценического имени.

 

Пролетарское происхождение, суровое детство. То, что отец – немец, было тогда фактически клеймом. А учился в одном классе местной аристократии – сыновьями заведующего районо, директора льнокомбината. Ходил в фуфаечке за шесть рублей, завидовал мальчикам, которые ходили в пальто. Мы, те, кто в фуфайках, били их жестоко. Зайдёшь к соседу, а у них там на обед котлеты, пюре. Зовут за стол, а я отказываюсь, гордый. А сам вкуснее жареной картошки ничего не ел, сливочное масло, помнится, в девять лет впервые попробовал.

 

Музицировать начал класса с восьмого. Как это было в то время? Играешь на гитаре – значит, нравишься девушкам. Чуть позже, может, в девятом классе, попробовал сочинять. Помнится, был у меня хороший знакомый, литератор, даже член Союза писателей. Ему я и понёс на авторитетный суд свои стихи. Он с ними ознакомился и сказал мне: "Тебе надо в ремесленное поступать". А он был крут, у него был "Иисус Христос – суперзвезда" на катушке! Обломался я тогда основательно. Но сочинять не перестал.

 

Как это бывает? Нахлобучит, тоскливо, сядешь на кухне, закуришь… Ведь в принципе сам ничего не сочиняешь, всё до тебя уже сочинено. Просто открывается тебе, образно говоря, некий файл, и получаются стихи. Случается, что напишутся несколько хороших строк и лежат месяцами, продолжить, оформить в стихотворение или песню не выходит, как ни пытайся. Всё, не прёт, файл закрылся!

 

А музыкант – это ведь как врач, лекарь души. Есть мнение, что музыкант ближе к Богу, что он наделен способностью общаться не только обычными словами, но особыми колебаниями, звуками, вибрациями. Тот же Кришна кем был? Флейтистом, музыкантом! Люди из воровской среды именно так и любят поговорить с музыкантом – не по понятиям, а по душам. Перед братвой своей он так открыться себе вряд ли позволит! Меня блатные спрашивают: "Ты ведь, Колян, нары не нюхал. Откуда тогда у тебя такие песни?". И тут же сами рассказывают мне такие истории, которые так и просятся на бумагу, а стихи, в песню. Эти истории не могут не тронуть мало - мальски чуткого, а тем более творческого человека. Совсем не нужно быть близким к блатной среде, чтобы ощутить драматизм подобных рассказов. Случилось как-то, что вопрос по поводу "сидел – не сидел" был задан одним молодым братком не по-доброму, с наездом. Я тогда ответил: "Нет, молодой человек, не сидел. Но я уже был в твоём возрасте, а ты в моём не был.

Помню, я слушал "Чикаго", "Дип Перпл", джаз-рок, и первое впечатление от Высоцкого было вообще никакое. Но когда въехал, дозрел! Как из человека пёрла энергия! Рыжий, маленький – и такой сильный и непредсказуемый! Такому жизнь и подбрасывала истории, чтоб он их спел, - и про войну, и про тюрьму. Поэтому он и был своим для очень разных людей. Кстати, мне рассказывали, что от природы голос Высоцкого был выше и чище, чем тот, что всем знаком по песням и фильмам. И что его фирменная вокальная подача была сознательно наработанной, не врождённой.

 

По поводу моего интонационного сходства с Медяником мне сказали: "Слава тебя услышит, он тебя не полюбит". А у самого Славы тембр и манера исполнения чья? Аркаши Северного! Учителя - то одни. Кстати, Слава – один из моих любимых исполнителей шансона с замечательным, богатым и по-жанровому манерным голосом.

 

Мне нравится и как автор, и как исполнитель Олег Митяев. Как вокалист, я бы сказал, вокалист с предъявой на номер один в русском шансоне, - Григорий Лепс. Очень люблю своеобразного, колоритного певца Федю Карманова. Он мастер характерной босяцко - пацанской манеры исполнения. Нельзя не упомянуть загадочного человека Ивана Кучина – настоящего мастера. И конечно, Высоцкий, Северный, ещё очень нравится Алёша Дмитриевич. Люблю творчество Вертинского, а из современников – Танича.

 

Я не любитель всевозможных тараканьих бегов и не хочу никого конкретно и поимённо осуждать и обсуждать. Но факт – в нынешний шансон, в отличие от прежнего, поналезло кого ни попадя, людей, элементарно не знающих ни предмета, ни эстетики, ни проблематики. Просто открылась кормушка, все в неё попёрли, и теперь девяносто пять процентов людей и песен в жанре – лишние.

 

Совсем не обязательно петь о вертухаях, колючей проволоке и уголовно наказуемом геройстве. Петь стоит о людях, о судьбах. А там ведь тоже люди! У меня много песен об отношениях мужчины и женщины, романсов. В плане издания они на подходе. Песня должна быть убедительной, а тематика – вопрос десятый. А по поводу блатной среды могу сказать одну важную вещь – именно в этой социальной группе мне встречались люди, чьи жизненные принципы, взгляд на жизнь, представление о справедливости и милосердии, отношение к данному слову, обещанию заслуживают настоящего уважения.

 

Картины жестокости и цинизма окружают нас везде и повсюду. К примеру, еду я как-то утром по Ярославскому шоссе и вижу на дороге изувеченный, разорванный труп сбитого машиной человека, который жрёт бродячая собака, кормится! Тот, кто сбил, скрылся. И все едут мимо по своим делам. Мы остановились, собаке этой: "Кыш! Кыш!". А какой там уже "кыш"…

 

Вышедший диск "Зима – лето" умышленно составлен из моих наименее тяжёлых песен. Зачем грузить слушателей, они и так каждый по-своему загружены! Хотелось включить в альбом светлые, не лишённые надежды вещи, такие, как та же "Прослезились дожди". Делал я этот альбом сам. Хотелось бы записать на хорошей студии с хорошими музыкантами, но, как говорится: "Нэма золотого запасу!". С другой стороны, то, что все партии, все аранжировки свои – это хорошо. Потому что я и к самому себе претензии имею, а к другому аранжировщику тем более имел бы. Я постарался преподнести свои песни так, как слышу их сам. Спето всё было буквально за одну ночь. Кроме этого, изданного варианта, у меня имеются все эти песни в другой, джаз-роковой версии. Но она, я считаю, не для широкой публики, а больше для музыкантов. Кстати, во время работы над этим альбомом случилась, помнится, настоящая катастрофа – один товарищ нечаянно уничтожил в памяти компьютера все результаты моего четырёхмесячного труда! Я был в таком отчаянии, что дня три после случившегося бухал. Потом где-то по памяти, просто заново восстанавливал.

 

Концертная работа тоже во многом зависит от моего директора. Ездим, выступаем. Были вот в Нижневартовске, сейчас собираемся в Питер, который я очень люблю. Там особая публика, и шансон там слушают правильный, недекоративный. Столица более пресыщена и вальяжна в этом плане, больше снобизма. Выступать пока приходится под минус или просто под гитару, потому что финансовой возможности привлечь на постоянную работу живых музыкантов нет.

 

Главное желание - чтобы побольше простых людей, так называемых рядовых слушателей услышало то, что я пишу и пою, чтобы пришлось им по душе. И конечно, ничего, ни шагу нам не сделать без Бога, без его ведома.

 

Дмитрий Легут, 2005 год.


vk rutube youtube

Александр Новиков
Виктор Петлюра
Анатолий Полотно
 Профессор Лебединский
Вася Пряников
Александр Розенбаум
Юрий Самарский
Аркадий Северный
Алексей Стёпин
Геннадий Тимофеев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона