Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Интервью  » Рая Удовикова

Интервью Раи Удовиковой

Материал предоставлен Виктором Тереховым специально для Музея шансона

В. Т. — Раечка, многие в России помнят тебя и любят твои песни, роли, твою неповторимую манеру исполнения, твой неподражаемый голос, твою красоту!!! Но и многие ничего о тебе не знают, всем интересно как прошло твоё детство, юность, как ты попала в театр и уехала из страны... Таня Павлова взяла у тебя объёмное интервью, но там ничего нет о твоём детстве, о твоих родителях, да и вообще нигде нет ничего об этом, а это действительно многим интересно. Мы с тобой сегодня постараемся хоть чуть-чуть рассказать о твоей интересной, насыщенной всякими событиями жизни в СССР и не только... Ты согласна?

Р. У. — Да, Витя, конечно, с чего начнём? (смеётся)

В. Т. — Раечка, скажи, пожалуйста, откуда вообще происходит ваш род Удовиковых?

Фото: Ольга Афанасьевна
Фото: Ольга Афанасьевна

Р. У. — Не Удовиковых, а Пинчук. Это были мой папа Прокофий, дед и прадед. Мой род идёт от фамилии Пинчук, а фамилию Удовикова я взяла от своего мужа Анатолия, отца Наташи и Алика. Моя мама, Ольга Афанасьевна, была очень сильная гадалка. Я помню этот дом и во дворе была огромная клумба цветов и вокруг этой клумбы сидели много людей, которые ждали очередь, чтобы попасть к маме на гадание. Этот наш дом был в Курске, на улице Ямской. Моя мама была большая умница и грамотная женщина, её все любили и очень уважали. Мой папа был вожак табора и очень уважаемый человек. Папа, дедушка и прадедушка были грамотными людьми. Мой дедушка читал и писал ещё на старославянском языке! Мы сначала жили все в таборе, который стоял недалеко от Курска.

Табор Фото: 1930-е годы
ТаборФото: 1930-е годы

И вот однажды случилось несчастье — у каких-то людей украли корову и пустили слух, что украли цыгане. Тогда в наш табор пришли кулаки, они стали выпытывать у папы где корова, но папа ничего не знал, так как никто из табора не воровал этой коровы. Папа был честный и такой очень смелый человек, он хотел их прогнать, но их было много и они его убили. Потом они пошли с вилами на нас. Я была ещё совсем маленькой Бе-бе и мама меня загородила, тогда эти мужики подняли ей вилами волосы, у неё были красивые, пышные волосы, но больше они ничего ей не сделали.

Потом эту корову нашли, её украл такой же кулак. Ему за это отрубили руки. Но нам от этого было не легче — мы потеряли папу. Эти кулаки разгромили весь табор. У меня была самая старшая сестра Ася, необыкновенная красавица и у неё был жених, тоже красавец парень, так они вырыли в таборе могилу и живым закопали в ней Асиного жениха. После всего этого горя мама собрала нас ребятишек (у меня ещё две сестры Вера и Дина, они сейчас живут в Москве), погрузила всех в повозку и мы уехали в город.

В. Т. — Раечка , а сколько у мамы было детей?

Р. У. — Всего у мамы было двенадцать детей, одиннадцать девочек и один мальчик Костик, мой братик. Из них выжили только семь. И знаешь, как в таборе нужны мальчики, а мама рожала всё девчонок и папа ей говорил, извини за выражение:"Хватит уже дырки рожать!"

И в последнюю беременность мама думала, что родится ещё один мальчик, а родилась я, опять девчонка. И тогда она говорит моему брату Костику: "Возьми её, я не буду её кормить, она девчонка!" А мамина сестра тоже была беременная и родила в это же время, и Костик отнёс меня к ней, она меня стала кормить своей грудью. И вот мой братик как-то помыл голову, у него были красивые длинные волосы, он замотал их полотенцем, взял меня на руки и пошёл со мной в лес и стал там петь и плакать. Потом пришёл к маме и говорит:"Мамочка, возьми её домой, может она у нас будет самая счастливая!" и назвал меня Чириклы (чириклы, по-цыгански,- это птичка). Ну и конечно, мама меня взяла, что говорить...

В. Т. — А что случилось с Костиком?

Р. У. — Ты знаешь, он погиб. Ещё когда мы жили в таборе, мы на зиму снимали дом. И Костик ходил в школу, ещё в тридцатые годы он окончил десять классов. Но знаешь, Витя, тогда было трудное время, нужно было зарабатывать деньги для семьи и он старался помочь маме. Цыган особенно на работу не принимали, а были цыгане, которые воровали коней и они знали, что Костик грамотный. Они подговорили его делать за деньги, знаешь, такие фальшивые паспорта для ворованых лошадей. Костик согласился и стал делать такие паспорта. Про это узнал кто-то в таборе и рассказал милиции. Костика арестовали, был суд и его отправили куда-то в Дудинку.

И вот, знаешь, когда его освободили он написал домой письмо, что скоро приедет. Но по дороге с братиком моим, что-то произошло и он не вернулся. Больше мы Костика никогда не видели и ничего о нём не слышали, по сей день...

В. Т. — Да, Раечка, очень печально... Теперь расскажи пожалуйста, когда вы приехали в Курск как там стали жить?

Р. У. — Ну, когда приехали в этот Курск, мама всем моим сёстрам сказала, что нужно идти учиться, получать образование и не заниматься ни каким гаданием. Она хотела, чтобы мы все выросли приличными людьми, она перенесла много горя и не хотела, чтобы её дети повторяли её судьбу.

В. Т. — Рая, а где вы там жили? У вас же ничего не было в Курске?

Р. У. — Мама снимала дом на этой Ямской улице и мы там жили, учились в Курске. Мама умерла в Курске сразу после войны и я осталась с сёстрами Асей, Верой, Диной, Фридой.

В. Т. — Раечка, а как ты попала в Днепропетровск?

Р. У. — О, это я уехала к сестре Тане, она тогда была замужем и жила в Днепропетровске.

В. Т. — Это средняя сестра?

Р. У. — Ну как сказать, самая старшая Ася, а за ней Таня. Муж у Тани был военный, по-моему майор, занимал серьёзную должность.

Ольга Афанасьевна, сестра Таня, её муж и дети
Фото: Ольга Афанасьевна, сестра Таня, её муж и дети. Рая стоит слева в верхнем ряду (1939-1940г.г.)

В. Т. — А в каких войсках?

Р. У. — (Рая смеётся) Дак откуда ж я помню, это, Витя, так давно было, какие войска...!?! Ты знаешь, самое интересное, когда я была маленькая у меня было много фантазий, все дети как дети, а я какая-то особенная (смеётся).

Ребятишки играют на улице, а я залезу в кусты, сорву цветочек и начинаю с ним разговаривать или петь. Могла танцевать на улице и люди, наверное, думали, что я какая-нибудь дурная... А дело в том, что я не была дурная, я родилась актрисой и чувствовала это, вот в чём была моя проблема! Я очень любила фантазировать, представлять разные картины и Наташка говорит, что до сих пор фантазирую (смеётся)!

В. Т. — Ну вот ты приехала в Днепропетровск и как твоя жизнь складывалась там? Ты ведь там училась, вышла замуж, родила Наташу и Алика.

Р. У. — Я в Днепропетровске попала в банду!

В. Т. — Это как, что за банда?

Р. У. — Ну это банды такие были, ты знаешь, в пятидесятые годы, лет семь-восемь после войны. Это были настоящие бандиты, днём они ходили в офицерской форме и на них никто ничего не мог подумать. Ночью они одевались в гражданскую одежду и грабили, воровали, и я там с ними была. Они днём ходили и высматривали богатые дома, а ночью обворовывали.

Фото: Днепропетровск 1950-е годы.
Фото: Днепропетровск 1950-е годы.

В. Т. — А ты то к ним, как попала в эту банду?

Р. У. — Ты знаешь, Витя, я этого даже не помню, как я попала к ним. Но, они думали, что я мальчик. У меня были стриженые волосы, я ходила в штанах и мужской рубашке и у меня шапка была — картуз. Меня нельзя было отличить от мальчишки. В Курске была станция, а под станцией подвал и они там в этом подвале жили и я там с ними. Короче, у них там был шалман, там были девушки-проститутки, они пили, курили, я видела, что они там с ними делали... Все меня звали Коля, потому что я сама сказала, что меня так зовут. Чтобы скрыть, что я девочка я придумывала разные хитрости. Вот, например, такое. Когда где-нибудь мы шли и парни говорили:"Пошли, Колька, в кусты отольём"-, я говорила -"Ну пойдём"! Я же с ними говорила на их "языке", как мальчишка. Но как я могла, девчонка, с парнями... И я придумала как их обмануть... Я для этого носила в кармане клизмочку с водой, стояла с ними и брызгала из этой клизмочки (смеётся). Потом дела у них пошли не важно, их разыскивала милиция и они чувствовали, что из скоро заберут. И тогда, чтобы меня не постигла их участь они отдали меня в училище ФЗУ учиться на токаря. Ты знаешь я насмотрелась с ними столько гадости, что тогда в этом подвале я много думала и решила, что никогда не буду пить и курить и никогда не буду вести такой образ жизни! И я в жизни не пила и не курила и живу достойно до сих пор, меня никто не может упрекнуть, что я жила не достойно! Я конечно не могу сказать, что я самая лучшая — не пью, не курю (смеётся). Я очень уважаю компании, когда люди собираются за столом, выпивают и веселятся. Люблю когда собираются Наташа, мой сын Алик, внуки на Рождество, Новый год и другие праздники. Я никогда никого не осуждаю, что они выпивают. Боже сохрани! У меня такие золотые внуки, они очень талантливые гитаристы. Какой у меня золотой Никакулечка (это так в семье с детства ласково зовут старшего внука Петро. Прим. В.Т.), он сейчас в Париже. Алеко какой мальчик, какие они золотые !!! Какие они смешные — с юмором. Они никогда никого не осуждают, никому не завидуют. Я очень счастлива, что вот такая у меня семья!!!

В. Т. — Раечка, а как продолжалась твоя жизнь в Днепропетровске?

Р. У. — После училища я пошла работать токарем на военный завод и как помню мы делали карбюраторы для самолётов.

Фото: Рая в Днепропетровске (середина 1950-х годов).
Фото: Рая в Днепропетровске (середина 1950-х годов).

В. Т. — А что это за завод?

Р. У. — Завод этот называли Мудышкин.

В. Т. — Мудышкин???

Р. У. — Да, да Мудышкин (смеётся).

Днепропетровский агрегатный завод
Фото: Скорее всего это был Днепропетровский агрегатный завод, основанный в 1926 г. (прим. В.Т.)

В. Т. — Раечка, в Днепропетровске ты вышла замуж?

Р. У. — Ну да, вышла замуж, родила Алика и Наташеньку. Муж мой был цыган Анатолий Удовиков, он был неплохой человек, но полуграмотный, сильно выпивал и потом стал алкоголиком. Анатолий трагически погиб когда Алик и Наташа были детьми. Он ехал по мосту через реку на мотоцикле, наверное, был выпивши и упал в реку с этого моста. Так трагически закончилась его жизнь...

В. Т. — Очень интересно как ты попала в театр?

Р. У. — У меня была подружка одна еврейка, звали её Фаня, хорошенькая — невозможно, добренькая — невозможно какая Фаня!

В. Т. — Рая, так ты была хорошенькая — невозможно, а Фаня наверное потом...

Р. У. — Ой, не хвали меня, это не правда (смеётся)! О, кей! Но главная Фанечка была! Ну вот. Приехал в Днепропетровск цыганский театр "Ромэн" и они вывесили плакаты во всех больших магазинах. И Фаня пришла ко мне и говорит:"Рая!" Она знала, что я болела театром, фантазировала, изображала комические, драматические персонажи. Она всё это знала, тем более она знала, что я цыганка. И она говорит:"Пойдём, посмотрим, может ты им понравишься!" Я говорю: "Да ты что! Кто они и кто я!?!" Да и денег у меня не было.

Фото: Труппа театра Ромэн (40-50-е годы)
Фото: Труппа театра "Ромэн" (40-50-е годы)

В. Т. — Подожди, ты ведь уже участвовала в самодеятельности в это время?

Р. У. — Да, да. Я в клубе танцевала. Так вот эта Фаня всё же уговорила меня пойти в театр. Я не помню мы пешком или на трамвае поехали, мы жили не в самом Днепропетровске, а в пригороде , одним словом приехали мы в театр. И как увидела я всё — ой, ой!!! Там декорации, девки все наряженные, фотографии со всех спектаклей, Ляля Чёрная, все красавицы!!! Как увидела я всё это, Боже мой! А я в это время была с Наташенькой и Аликом и не работала на заводе.

Наташа Удовикова и брат Олег в Днепропетровске
Фото: Наташа Удовикова и брат Олег в Днепропетровске (конец 50-х годов).

Я ходила людям стирала бельё и мыла лестницы, а этот дом был не далеко от театра. И вот через несколько дней я собрала бельё, положила на плечи и пошла специально мимо театра, чтобы увидеть артистов. Они как раз стояли около театра и Ром Лебедев спрашивает меня:"Ты цыганка?" И спрашивает по-русски. Я говорю: "Нет". И Ляля Чёрная говорит:" Ты же цыганка!" А я опять говорю "нет".

Фото: Сцена из спектакля — Ром Лебедев с Ольгой Янковской Фото: Сцена из спектакля — Ром Лебедев с Ольгой Янковской.
Ром-Лебедев Ром-Лебедев Фото: Иван Иванович Ром-Лебедев (настоящая фамилия Лебедев, род. 31 марта 1903 г., г. Рига — умер 5 января 1991 г., Красновидово, Истринский район, Московская область) — советский актёр, драматург и гитарист, цыганский литератор. На протяжении многих лет являлся одним из основных драматургов цыганского театра "Ромэн". Заслуженный артист РСФСР с 1947 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981 г.). (прим. В.Т.)
Ляля Чёрная Ляля Чёрная Ляля Чёрная
Фото: Ляля Чёрная — актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР, артистка театра "Ромэн", танцовщица, исполнительница цыганских песен и романсов.
Родилась 15 февраля 1909 г., г. Нальчик
Умерла 2 сентября 1982 г., Москва (прим. В.Т)

А они видят, что я хорошенькая и смотрят на меня и тогда Нина Панкова говорит по-цыгански:"Вы что смотрите, это может проститутка какая-то, а вы уставились на неё!" А я это услышала и ё-ко-ло-мэ-нэ опрст и как дала ей по-цыгански матом, этой Нине Панковой. Ты, говорю, сама блядь старая и проститутка (Рая смеётся)! Ляля Чёрная с ума сошла, Ром Лебедев с ума сошёл (Закатывается от смеха)! Потом Ляля Чёрная говорит Панковой: "Нина, ты всегда, дура такая, не зная человека обзываешь!"

Фото: Рая и Нина Панкова
Фото: Рая и Нина Панкова
Панкова Нина Александровна — родилась в 1910 году.
Русская и цыганская певица, представительница певческой цыганской династии и, как многие певицы того времени, с юных лет пела в цыганских хорах.
Актриса и одна из основателей цыганского театра "Ромэн", куда пришла уже будучи опытной певицей, и где проработала до конца своих дней.
Дочь известной джазовой певицы Норы Ивановой.(прим. В.Т.)

Они подумали, что я девочка совсем, я выглядела лет на семнадцать, они и не представляли, что у меня уже Алик и Наташа, а я об этом им не говорю, я молчу. И тогда Ляля Чёрная и Ром Лебедев говорят, мол не хочешь девочка посмотреть наш театр? Я говорю: "Ой, конечно хочу, очень хочу!" и заплакала... И вот вечером думаю в чём же мне идти, а у меня было платьеце такое залатанное, что нельзя понять из какого оно материала, но оно было выглаженное — чистенькое. И я пошла к соседке и говорю, что у меня такой сегодня ответственный момент и не в чем идти, нет босоножек и она дала мне свои. Но я шла до театра босиком, держала босоножки в руках и только перед театром одела их. А Ляля Чёрная и Ром Лебедев сказали, что когда я приду нужно обратиться в окошко и мне там дадут бумажку и по ней меня пропустят в театр. И я подошла к этому окошечку и меня не пустили, в это время шёл спектакль "Цыганка Аза"!

Цыганка Аза
Фото: Сцена из спектакля "Цыганка Аза", 1956 год.
Николай Сличенко,Ольга Петрова
Николай Сличенко — Василь
Ольга Петрова — Аза

Но потом разобрались и меня пустили, дали место где-то далеко на галёрке. И я пошла на это место, а все разодетые были, все такие, знаешь, как в театре и я в своём залатанном платьице и соседских босоножках. И вот открывается занавес и звучит песня, я её пою на своей первой пластинке (Рая очень красиво напевает — ай-нэ-нэ-нэ-нэ, ай-нэ-нэ-нэ-нэ-нэ). И вот как я услышала эту песню сорвалась со своего места и побежала к оркестру, стою и слушаю. И все стали гнать меня оттуда, но тут вмешался Ром Лебедев и говорит: "Не гоните её, не гоните!" И весь спектакль я простояла там. А когда спектакль закончился Ром Лебедев и Ляля говорят мне: "Хочешь посмотреть где наши гримёрки?" Я говорю: "Да, конечно хочу". А сама я босая и держу в руках босоножки. Я собралась идти домой и заранее их сняла. И они мне показали всё, что за кулисами. И я запомнила не знаю как и почему, все тексты из спектакля, а это ведь была серьёзная драма. И вот за кулисами собрались все девки и ребята из спектакля. И Ляля Чёрная говорит: "Мы искали девушку в нашу труппу "Молодёжь театра" и вот нашли такую в Днепропетровске". Ляля Чёрная спрашивает меня: " Скажи, ты умеешь петь или плясать?" Я говорю: "Ну-у-у-у, я немножко пою и немножко танцую, но я запомнила всё, что вы делали на сцене..." Все девки загалдели, вот, дескать, что это за нахалка такая выискалась, мы учим эти тексты, а она у оркестра постояла и всё запомнила... Я говорю, что могу станцевать, но у меня нет подходящей обуви. И тогда Ляля Чёрная снимает свои туфли и даёт их мне: "Одевай!". Все девки обалдели, потому что Ляля Чёрная никогда никому не давала свои туфли, а тут вдруг какой-то девчонке дала. Я одела Лялины туфли, гитаристы взяли гитары и заиграли.

Фото: Группа гитаристов театра Ромэн, 1950-е годы
Фото: Группа гитаристов театра "Ромэн", 1950-е годы

И как я пошла плясать и одновременно говорить тексты из спектакля: " Посмотри, Воду, на свои морщины, разгладь их". Мой танец всем понравился, но им было интересно какая у меня дикция. Ляля говорит: "Ты знаешь какой-нибудь стишок, продикламируй нам его". А я от волнения забыла всё и думаю "Ёлки-палки, что мне рассказать?". И вспомнила стишок, который рассказывала Наташе и Алику — "Наша Таня громко плачет" и начала его читать. Когда я стала читать этот стишок, я почему-то подумала, что мне нужно стоять по стойке "смирно"... Я встала по стойке "смирно", закрыла глаза и стала самозабвенно читать стишок. Когда я закончила свою декламацию и открыла глаза, я увидела, что все упали от смеха! Я обиделась, что надо мной смеются, сказала — "вы все бляди" и убежала. Но, не смотря ни на что, я им понравилась и они уже перед отъездом театра нашли меня и предложили поехать в Москву. Но они считали меня девочкой, потому что я так и не сказала им, что у меня есть дети Алик и Наташа. Я взяла с собой в Москву большой чемодан в который положила зубную щётку, расчёску и бигуди. В вагоне, где ехал театр, не было места и меня положили на самую верхнюю полку и замаскировали чемоданами и котомками. Вот так я приехала в Москву.

В. Т. — А ребятишки остались в Днепропетровске?

Р. У. — Ну да, конечно, я ведь никому не сказала, что у меня дети, так как побоялась, что меня не возьмут в театр. Ну приехала я в Москву, а ведь мне нужна прописка, а тогда прописка в Москве это была полная катастрофа, полная катастрофа! Но я всё равно стала ходить в театр. Ром Лебедев пытался решать с пропиской, но у него ничего не получалось. И однажды я шла в театр по улице Горького, шёл снег и мне было холодно, так как у меня пальтишко было очень лёгкое, как говорили "на рыбьем меху". Я шла по проезжей части, мне было всё равно, все мои мысли бы о моих детях Наташе и Алике. Я была как отрешённая, рядом проезжали машины, а я даже не обращала внимание.

Мои мысли были заняты тем как они там живут, как мне им помочь. Я и в Москве ходила в театр и подрабатывала, мыла полы, убирала. И те небольшие деньги, которые я зарабатывала, я отправляла в Днепропетровск своим деткам. И вдруг один старик дёрнул меня за рукав и вытащил на тротуар. Он говорит: "Девочка, ты что идёшь по дороге, тебя может сбить машина!" А я ему отвечаю: "Дедушка, мне всё равно, пусть меня задавит машина". Тогда он стал меня расспрашивать почему я так говорю и я ему всё рассказала. Что дети не со мной, я не могу их забрать, у меня нет прописки. Рассказала ему про театр, что они добиваются уже пол-года прописки, но ничего не могут сделать... А он оказывается знал и Рома Лебедева, и Лялю Чёрную. И он даёт мне бумагу и говорит: "Отдай её Рому Лебедеву или Ляле и они всё сделают". И ты знаешь, Витя, кто это был?

В. Т. — Нет, даже не догадываюсь...

Р. У. — Это был человек, который ещё работал у Ленина. Он был маленький старичок с усиками и с очень благородной бородкой, в шляпке, с палочкой. У него было такое пальтишко с мехом. Я взяла у него эту бумажку и поблагодарила его. Когда я отдала эту бумажку Рому Лебедеву, он прочитал её и говорит Ляле Чёрной: "Ты знаешь, Лялька, кто ей дал эту бумагу? Это помощник Ленина!". А в этой бумаге он написал телефон и Ром Лебедев стал звонить по этому телефону. Оказывается, это был телефон генерала, который распоряжался всеми прописками в Москве. И Ром Лебедев говорит мне: "Доча, ты завтра в такое то время приходи в театр и мы пойдём к очень большому человеку, который должен решить тебе вопрос с пропиской". Я пришла на следующий день в театр и мы пошли на улицу Горького. И, как я помню, это было какое-то административное здание, там люди ждали в очереди к этому человеку. А с нами пришла Ляля Чёрная и она была такая красавица, знаешь, разодетая. На неё все смотрели и она начала стучать в дверь приёмной к этому генералу и он принял нас.

Фото: Ляля Чёрная
Фото: Ляля Чёрная
Фото: Ляля Чёрная
Фото: Занятия с актёрами театра "Ромэн" по освоению музыкальной грамоты.

Ром Лебедев и Ляля зашли со мной вместе, но он предложил им сесть в кресло, а я осталась стоять у двери. Стою маленькая, в бедненьком пальтишке, платочек на мне.

Ром Лебедев начинает рассказывать, что "вот мы были с гастролями в Днепропетровске и нашли очень талантливую девочку, а вы знаете, как трудно собирать в театр цыганскую молодёжь. Мы её привезли и не можем шесть месяцев её прописать". И вот этот генерал очень солидный и очень симпатичный мужчина, смотрит на меня и спрашивает: "Что, вот эта будет актрисой?". Ляля говорит: "Конечно!". И он смотрит на меня: "Какая там актриса, Господи".

Тогда Ляля говорит мне по цыгански: "Плачь!". И я начинаю плакать. Потом говорит: "Не плачь!". И я не плачу. Затем опять — "Плачь — не плачь!". И, видимо, это всё возымело на генерала действие и он взял у Рома Лебедева заявление от театра и написал на нём, чтобы меня прописали в Москве. Вот так я попала в театр.

Но многим девочкам-артисткам не понравилось, что меня прописали.

В. Т. — А что им-то не понравилось? В театр пришла талантливая актриса, молодая девушка, только бы радовались?! А Сличенко тогда уже был в театре?

Р. У. — Что ты! Это конкуренция. Ну, конечно, было много завистниц. А Сличенко был в театре, но он тогда был никто — молодёжь...

Фото: Николай Сличенко, 1960 год
Фото: Николай Сличенко, 1960 год

Одна завистница придумала, что я сифилисная, там поднялся такой скандал, целая катастрофа. Но Ляля Чёрная повела меня в больницу и я сдала анализ и анализ показал, что я абсолютно здорова. После этого я стала участвовать в спектаклях. И вот я сыграла свою первую роль, тогда был испанский режиссёр Гутьерес, он утвердил три состава. Первый состав — это Ольга Янковская, второй — Вишнякова, а третий состав, кто я не помню...

Ольга Ефимовна Янковская Ольга Ефимовна Янковская Фото: Ольга Ефимовна Янковская родилась 23 января 1922 года.
В театр "Ромэн" она сама пришла из табора в 1935 году. 13-летней девочке в шутку дали трудный этюд и она его сыграла так хорошо, что её взяли в труппу. Во время Великой Отечественной войны участвовала во фронтовой концертной бригаде.
До конца жизни была артисткой театра "Ромэн".
Умерла 17 апреля 1986 года.
Вера Вишнякова, Николай Сличенко Фото: Сцена из спектакля "Четыре жениха":
Вера Вишнякова — Зорица
Николай Сличенко — Лекса

А меня Гутьерес посадил в зал, чтобы я только смотрела. Случилось так, что Янковская заболела, а премьеру нужно сдавать. А Гутьерес не хочет, чтобы играли эти две, а хочет, чтобы играла я. Он взял пьесу и говорит мне: "Завтра придёшь в 12 часов ночи, будем учить текст!". Я думаю "Ёлки-палки, какой текст в 12 часов ночи, подозрительно... "(смеётся). Но, ты знаешь, я пошла и мы сидели с 12 ночи до утра. И он мне объяснял как играть эту роль. И вот должна быть премьера — Янковской нет. Гутьерес говорит главному режиссёру Баркану, что будет играть она и показывает на меня. Баркан ему говорит: "Ты что одурел? Ты что, идиот, как она может играть без репетиций?!". А Гутьерес, такой знаешь — испанец, ударил по столу и говорит: "Играть будет только она, или вообще не будет спектакля и я уйду из театра!".

Анхель Гутьерес Анхель Гутьерес Анхель Гутьерес родился в 1932 году в Испании. Во время гражданской войны в Испании его вывезли в СССР, в пароходном трюме. В СССР он воспитывался в детском доме. Учился в ГИТИСе и затем там же преподавал. Затем плодотворно работал в театре "Ромэн", стоял у истоков создания "Театра на Таганке", где был художественным руководителем. С середины 1970-х годов живёт в Испании, возглавляет созданный им "Камерный театр им. А. П. Чехова" в Мадриде.
Анхель Гутьерес в 1950-е годы Анхель Гутьерес на своём 85-летним юбилее в театре "Ромэн", 2017 год.

Короче, был целый скандал! И вот в газете "Московская правда" главный режиссёр даёт интервью, что в театре будет премьера спектакля "Девчонка из табора", а главная исполнительница Янковская заболела. Янковская тогда была очень известная — прима!

Ольга Янковская
Фото: Ольга Янковская

Так вот, он говорит, что она заболела и её роль будет играть молоденькая артистка и, что из этого получится мы не знаем... Идёт премьера спектакля, так получилось, что на премьере собрались одни артисты. А в спектакле была музыка Хачатуряна и он сам приехал на премьеру, он был важная персона. И Гутьерес говорит мне, мол, Раечка не подведи меня, если ты хорошо сыграешь, я куплю тебе новое платье и много шоколадок! И вот на сцену выходит Баркан и говорит: "Товарищи, я за этот спектакль не отвечаю! За всё отвечает товарищ Гутьерес! Возможно даже, что эта артистка покажется и убежит..."

Семён Аркадьевич (Аронович) Баркан Семён Аркадьевич (Аронович) Баркан
Фото: Семён Аркадьевич (Аронович) Баркан родился в городе Полоцк, Белоруссия, 14 апреля 1916 г. Умер в 2010 г. (Германия)
Художественный руководитель театра "Ромэн" с 1951 — 1977 год.

И вот, ты знаешь, что (смеётся), я сильно перенервничала и говорю Гутьересу, что хочу пописать. Тогда он, такой испанец, даёт команду рабочему сцены "Принеси ведро!". И я пописала. А в спектакле играл Коля Сличенко и все старики знаменитые. И вот, значит, мой выход. Когда я пою, я всегда найду в зале зрителя, чтобы сконцентрировать внимание. А здесь спектакль и четыре стены, зрителя я не вижу, но сыграла. После этого на сцену выходит Хачатурян и говорит матом на Баркана, мол, что ты брехал, что эта девочка ничего не умеет! И я поняла, что сыграла как надо и после этого пошла выше и выше, и выше!

Сцена из спектакля "Девчонка из табора", 1959 г.
Николай Сличенко — Николай
Рая Удовикова — Зинка
Фото: Сцена из спектакля "Сонни и Махиваль"
Рая Удовикова — Чундари
Сантина Андреева — Чхури
Фото: Встреча с делегацией из Индии после спектакля "Сонни и Махиваль".
В центре — автор пьесы индийский драматург и автор пьесы Балвант Гарги.
В первом ряду справа — Рая Удовикова.

Мне давали очень серьёзные роли и я их исполняла. Я играла и с Лялей Чёрной, и с Колей Сличенко, и с другими знаменитостями.

Роли были разноплановые: и комедии, и трагедии. Играла девочек и мальчиков, женщин-проституток, всех на свете, вот так.

В. Т. — Раечка, ты же очень дружила с Лялей Чёрной?

Р. У. — Да, конечно, с Лялей, с Ромом Лебедевым. Ты знаешь, у меня в театре было три-четыре подружки, остальные завидовали, но я на них не обижаюсь, всё равно они хорошенькие, всё равно.

И вот, слушай дальше, идёт репетиция следующего спектакля. Этот спектакль был очень трагический — "Семья цыгана", там по сюжету Коля мой брат, а я сестра.

Сцена из спектакля "Семья цыгана":
Николай Сличенко — Пети
Сергей Шишков — Жига
Рая Удовикова — Жужа
Сцена из спектакля "Семья цыгана":
Владимир Ферапонтов — Дюри
Рая Удовикова — Жужи

Действие происходит двести лет назад, в то время, когда парней забирали в рекруты на 25 лет. И вот Коля — мой брат, Шишков — мой отец. Брата забирают в армию, маму убивают и меня заставляют танцевать на её могиле, после этого я схожу с ума. Это была трагедия. И вот, когда мы репетировали, у меня роль не получалась. Я больше любила роли весёлые, а здесь трагедия... И после перерыва заходит Баркан с очень серьёзным лицом и говорит, что "вот пришла телеграмма для Раи" и читает по бумажке, что в Днепропетровске попали под машину Наташа и Алик... Слушай, Витя, я сразу упала в обморок. Потом меня привели в чувство, у меня началась истерика. Я кричу, что мне нужно в Днепропетровск! А Баркан, наверное, испугался и говорит, что это я так, для трагичности, для роли. О-о-о-о, но ты не знаешь, что я ему потом делала этому Баркану! Ну, в общем вот так началась моя жизнь в театре, а потом уже и Наташенька и Алик играли в театре.


Фото: Сцена пляски из спектакля театра "Ромэн", 1960 г.
Фото: Кинопроба на роль Маши для фильма "Живой труп", 1967 г. Фото: Кадр из фильма "Трудное счастье", 1958 г.
Фото: Кадры из фильма "Чернушка", 1965 год.
Рая Удовикова — Ясэмэн.
Фото: Кадры из фильма "Цыганский остров", 1994 год.
Рая Удовикова — Шелоро
Борис Ташкентский — Егор

Наташа снималась в фильме про Ленина "Сердце матери", кстати, они играли вместе с недавно умершим представителем России в ООН Чуркиным, он тогда был ещё мальчик. Вот так всё и пошло в нашей театральной семье (смеётся). Таня Павлова хорошо написала про мою работу в театре, так что знаешь, Витя, зачем ещё об этом рассказывать...

Эта фотография висела в фойе театра «Ромэн»
Эта фотография висела в фойе театра «Ромэн»
В. Т. — Раечка, ты рассказала много очень интересных событий, которых нет в Танином интервью, поэтому, можем закончить про театр. Единственное, говорят, что Ляля Чёрная в последние годы жила очень трудно. Я знаю, что она даже сдавала в семидесятые годы комнату в своей квартире на улице Горького моему покойному другу Косте Беляеву. Видимо ей было трудно и она была вынуждена делать это...? Р. У. — Да, конечно, ей было очень, очень трудно и я ей помогала когда жила в Москве и когда уехала в Норвегию, отправляла ей деньги. Да и другим людям тоже помогала, всех было жалко.
Встреча с актрисами в театре "Ромэн", 1980-е годы. (Слева на право) Ольга Петрова, Ольга Кононова, Надежда Шишкова, (спиной) Ирина Некрасова.
В. Т. — Очень интересно как ты познакомилось с Высоцким? Р. У. — Ну с Высоцким я познакомилось как... Во-первых, мы какое-то время работали в театре, а потом Володя очень любил цыган, ну и вообще, мы как-то с ним симпатизировали друг другу. Он часто оставался с Наташей когда я была занята в спектакле, возил её на танцы. Он любил меня как человека, как актрису, ну, конечно, Высоцкий — это Высоцкий! Один раз мы были в одном доме, ну ты помнишь то время, собирались ночью в какой-нибудь квартире — Володя, его и мои друзья, знаешь. И вот однажды мы собрались в одном доме и я ему даже помогала написать текст песни к фильму.
Владимир Высоцкий, "гулянка", 1960-е годы. Сочельник на квартире у В. Высоцкого, 1975 год.

Но было столько событий, что я многого уже не помню. А вот когда я уже жила в Париже и Наташа там жила тоже, я была в то время где-то на гастролях. Володя приехал в Париж и он встретился с моей Наташей, которая в то время работала и жила в Париже.

Наташа Удовикова в семейном кабаре "Tsiganes Ivanovitch", в Париже. Владимир Высоцкий и Марина Влади в Парижском кабаре 1975 год.

Володя тогда очень обрадовался, что встретил Наташу и сожалел, что не увидел меня, только попросил Наташу передать мне от него большой привет. Вот так, а потом он умер и всё...

Мы дружили с Володей и я знала много известных людей и как-то не придавала этому значения, всё шло своим чередом.

В. Т. — Скажи, а как ты познакомилась со своим норвежским мужем Ялэ?


Фото: Свадьба Раи и Ялэ в театре "Ромэн", 1965 год.

Р. У. — Ну, как... Он приходил в театр на мои спектакли, ухаживал, дарил цветы. А вообще он взял меня тем, что очень хорошо относился к Алику и Наташеньке. Он был очень интересный мужчина, я конечно в него влюбилась и любила. Он чистокровный норвежец, очень известный журналист. Говорил хорошо на многих языках, в том числе на русском.

А теперь вот говорю Наташке (смеётся) "вот на хера я его полюбила, сейчас бы жила в Москве, в моей России".

В. Т. — А Наташа, наоборот, говорит , что лучше бы ты вышла замуж за итальянца или испанца и жили бы у тёплого моря под солнышком, а то она тут замерзает!


Фото: Вот такими Рая и Наташа приехали в Норвегию. 1966 г.

Р. У. — (Рая смеётся) Ты знаешь, Витя, я за Путина, чтобы про него не говорили! Я его просто обожаю, он сегодня самый лучший политик в мире! С Путиным Россию никто не победит и вообще мою Россию никто и никогда не победит!!! Я, как Жанна Д Арк, я здесь в Норвегии на норвежском языке пишу такие песни протеста, что ты себе представить не можешь! В Норвегии меня все знают и знают, что меня не купишь, не продашь. Знают где я стою и на чём очень хорошо. Я благодарна Норвегии, где меня приняли как актрису, как певицу. Я здесь получила столько премий!


Фото: Раиса Прокофьевна Удовикова (RAYA)
Эта статуя установлена в Европарламенте.

В. Т. — Раечка, а почему ты не приезжала в Россию?

Р. У. — Ты знаешь, мой прежний муж Ялэ, сначала согласился, что я буду приезжать в Россию и играть спектакли, а потом запретил.

Я приехала в Норвегию — ни языка, не хера, как говорят по-русски. Стою в комнате у окна, вижу один снег и думаю "Что же мне здесь делать?". А в Москве все думали "ой! Райка вышла за богатого". Ты же знаешь как тогда думали. А я приехала, у него был один костюм и, помнишь, нейлоновые рубашки были белые?

В. Т. — Конечно помню. Я даже есть где-то на старой фотографии в такой рубашке, кстати, были очень модные, ещё помнишь плащи "болонья"?Первое время покупали у иностранцев или в чековых!

Р. У. — Да, да, вот это, конечно! Так вот, знаешь, долг у него был два миллиона, а в квартире стояла кушетка, стол и два стула. Вот такая я стала богачка, вот так я приехала. А я и не думала за богатство, это девки дурные всё за богатых хотели выскочить и до сих пор, а я полюбила его, вот. И в конце концов надо платить. У меня соседка была, она говорила по-русски. Говорит мне, что "Рая, приходят из банка люди и так вот и так, говорят продайте дом или платите деньги". Я тогда думаю, конечно, нужно платить. Я взяла свою гитарку и поехала по Норвегии, ни слова по норвежски, а только песни на цыганском и на русском и все мне аплодировали!

Рая на гастролях с группой "Братья Иванович"

Вот так я рассчиталась с долгами. Вот так всё потихоньку и получилось. Я выучила язык и стала играть в театре на норвежском языке, продолжала гастрольную деятельность. С гастролями объездила полмира. Гастролировала с группой "Братья Иванович". Петро Иванович был мужем моей Наташеньки, у них родились чудесные мальчики, мои внучата. Я была безмерно счастлива и радуюсь ими до сих пор, какие это замечательные ребята Никак и Алеко!

У меня есть замечательные внучки — это дочки моего сына Алика. Милинг работает дизайнером, а Дина — врач.

Фото: Раин старший внук Пётро Иванович, которого с детства называли Никак и это детское прозвище сегодня стало как имя. (прим. В.Т.) Младший внук Алеко Иванович Сын Олег, Рая его зовёт Алик (прим. В.Т.)
Старшая внучка Милинг, в семье её зовут Лулуди.(прим. В.Т.) Младшая внучка Дина в центре фото.

Я уже говорила, что в Москве живут две мои родные сестры Дина и Вера.

"Братья Иванович" — это была великолепная группа. Сам Петро — это музыкант-виртуоз, я с ними записала несколько пластинок.

Обложки пластинок: Некогда легендарная цыганская группа "Братья Иванович"

В. Т. — Раечка, я понимаю, что поднадоел тебе со своими вопросами, но коротенько про Париж?

Р. У. — Ну, что Париж? Париж как Париж (смеётся ). Да, я пела в Парижских кабаре, начала работать в "Etoile De Moscou & Tsarevitch". В этом кабаре со мной работали Лида Гулеско и Соня Димитриевич.

Гулеско Лидия Ивановна Lida Goulesco) (1917-5.06.1977) — известная парижская исполнительница песен и цыганских романсов, родилась в Петербурге. Отец — знаменитый румын-скрипач Жан Гулеско (Иван Тимофеевич Гулеско (1877-1953) был любимцем русского императора. (прим. В.Т.)

Фото: Легенды русского Парижа — Алёша Димитриевич, Володя Поляков и Валя Димитриевич, в центре известный французский журналист и писатель Жозеф Кэссель. В Парижском кабаре.

Затем я перешла в "Rasputin" и работала с Алёшей Димитриевичем. После "Rasputin" я пела в нашем семейном ресторане "Tsiganes Ivanovitch" вместе с Петром Иванович и моей Наташенькой.


Редкое фото из семейного архива Удовиковых (публикуется впервые). Рая в семейном ресторане "Tsiganes Ivanovitch" целует Алёшу Димитриевич.

Алексей (Алёша) Иванович Димитриевич родился 23 марта 1913 года в Российской империи — умер 21 января 1986 года в Париже. Знаменитый цыганский музыкант и артист. Пел в парижских кабаре, дружил с Юлом Бриннером, Владимиром Высоцким, Михаилом Шемякиным и многими другими знаменитостями.


Рая и Пётро Иванович в семейном кабаре "Tsiganes Ivanovitch"

Но моя работа в в Парижских кабаре перемешивалась с работой в театре в Осло и гастролями в разных странах. Ты знаешь, в это время меня два раза приглашали на гастроли в Индию и там я познакомилась и подружилась с Индирой Ганди. Наша дружба и переписка продолжались до самой её кончины. Это была прекрасная женщина, очень умная, хорошо разбирающаяся не только в политике, но и в искусстве!

Индийский политик и центральная фигура в партии "Индийский национальный конгресс" и на сегодня остаётся единственной женщиной премьер-министром Индии. Индира Ганди была дочерью первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру.
Родилась 19 ноября 1917 г., Аллахабад, Уттар-Прадеш, Британская Индия — умерла 31 октября 1984 г., Нью Дели, Индия.

В Париже я была знакома и дружила почти со всеми исполнителями цыганских и русских песен: с Володей Поляковым, с Валей Димитриевич, Костей Казанским и многими другими.

Володя Поляков в молодости Михаил Шемякин и Костя Казанский презентуют пластинку "Русские и цыганские песни" Владимиру Полякову. Париж, 1979 год. Рая и легендарный Володя Поляков в кабаре "Etoile De Moscow”. Владимир Георгиевич Поляков (Volodia Poliakoff, 1887-1985) — певец, гитарист, исполнитель русских и цыганских песен и романсов. Родился в музыкальной цыганской семье, в Москве. Юность провёл на "Ходынке" (северо-западный р-он Москвы). Начал свою артистическую карьеру в знаменитом ресторане "Яр". Выступал в знаменитых парижских кабаре.

Мы и сейчас дружим с Терезой и Татьяной Димитриевич. У меня в Париже, конечно же, было много поклонников. Часто приходил Омар Шариф и даже был влюблён в меня, но я была замужем и муж был очень ревнивый, да и я ничего такого не могла позволить.

Рая и Омар Шариф Омар Шариф Рая и Омар Шариф. Омар Шариф: египетский актёр. Известен, главным образом, по работам в американском и европейском кино. Двукратный обладатель премии "Золотой глобус" и номинант на премию "Оскар". Родился 10 апреля 1932 г., Александрия, Египет — умер 10 июля 2015 г., Каир, Египет.

Многие приезжали из других стран, чтобы посмотреть на мои выступления, послушать мои песни. Я любила Париж, его публику и сейчас люблю. Там живёт мой внучек Никак!

Никак Иванович
Великолепный гитарист Никак Иванович

В. Т. — Ещё, Раечка, про фестиваль "Ягори"?

Р. У. — Да, вот уже девятнадцать лет мы проводим фестиваль цыганской музыки "Ягори". Он проходит ежегодно в Осло, в сентябре месяце. В 2018 году будем отмечать юбилей — 20 лет! Наташа является Генеральным директором фестиваля. Приезжает очень много талантливых коллективов и исполнителей. Это настоящий праздник цыганской песни и танца. Мы тоже принимаем участие как исполнители. Я продолжаю гастролировать. Мной была создана семейная группа "Raya & Gypsy Legacy", где участвуют мои внуки Алеко, Никак и Наташа. С этой группой мы гастролировали во многих странах, кроме России (с обидой).

Рая со своей группой "Raya Gypsy Legacy" гастролирует во многих странах

В. Т. — Раечка, огромное тебе спасибо за твой рассказ. Может ты что-то хочешь передать через это интервью в Россию?

Р. У. — Ты знаешь, Витя, очень хочется выступить в Москве, а так... Несколько лет назад ко мне приезжал корреспондент с оператором от Малахова из передачи "Пусть говорят". Они делали видео-съёмку, были два раза, обещали пригласить на передачу и так не пригласили. Я считаю, что это не порядочно... (с обидой)


Они втроём приехали в 1966 году в Норвегию — Рая, Олег, Наташа

Я люблю Россию и постоянно здесь за границей рассказываю правду о ней! Не ту херню, что пишут в местных газетах и показывают по телевидению, а настоящую правду про Россию, в которой я родилась и которая меня сделала такой!

И ещё я смотрю этот "Шансон" и, ты знаешь, мне очень нравится эта исполнительница Рада Рай, такая хорошенькая и так хорошо поёт. Ты говорил, что знаком с её мужем? (Уроков Олег)

В. Т. — Да, он мне делал аранжировку на мой альбом "Тополя" в 2007 году, но с той поры много воды утекло.

Р. У. — Вот так. Но если получится передай через него привет от меня, я её очень люблю слушать! И ещё очень люблю слушать Елену Ваенгу! Прекрасная исполнительница и актриса! Я от Ваенги просто без ума!!! Очень хочу с ней встретиться!!!

В. Т. — Рая, у меня будет к тебе личная просьба... Я написал и спел в запись песню, посвящённую тебе, которая так и называется "Рая". В этой песне мне нужен твой вокал, договорились?

Р. У. — Ой, что это за песня?! Ну, конечно, договорились! В заключение хочу сказать, что я очень люблю всех российских людей и свою Родину и желаю всем, всем счастья !!!

Фото: Рая в своей квартире в Осло
Фото: Рая в своей квартире в Осло

В. Т. — Раечка, большое тебе спасибо !

Дай бог тебе здоровья, ещё долго радовать нас своими песнями, семейного счастья и благополучия!

Тэ явэн сарэ састэ, бахталэ и зракхэл тумэн сарэн о Дэвэл!

Интервью взял Виктор Терехов.
Осло, Норвегия
23.07.2017 г.


vk rutube youtube

Олег Митяев
Стас Михайлов
Анатолий Могилевский
Александр Новиков
Виктор Петлюра
Анатолий Полотно
 Профессор Лебединский
Вася Пряников
Александр Розенбаум
Юрий Самарский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона