Сергей ЧИГРАКОВ
Биография
Сергей Чиграков (Чиж) известен музыкальным критикам и любителям отечественного рок-н-ролла уже очень давно, но лишь в середине 90-х, собрав группу "Чиж и Компания", он стремительно выдвинулся в число кумиров поколения и обрёл массовую популярность, а его альбомы - коммерческий успех.
Музыкой Сергей начал заниматься в школьные годы - под влиянием "The Beatles" и старшего брата. В середине 80-х, поиграв в ряде полупрофессиональных команд, Чиж стал участником коллектива под названием "Группа продлённого дня". Группа имела успех, а с появлением в родном Дзержинске и областном центре Горьком рок-клубов стала непременным участником их фестивалей. На одном из которых, в 88-м году, встретились две группы "ГПД", из Дзержинска и из Харькова. Лидером харьковского коллектива был Александр Чернецкий, знакомство с которым сыграло в музыкальной судьбе Чижа одну из ключевых ролей. Именно Чернецкий через год пригласил Чигракова в только что созданную группу "Разные люди", и Чиж уехал в Харьков.
В "Разных людях" было сразу несколько авторов песен, поэтому репертуар группы, производившей фурор на всех крупных рок-фестивалях страны, а ныне совершенно незаслуженно забытой, состоял из песен как Чижа, так и Чернецкого. Тяжёлая болезнь последнего вынудила его слечь в больницу, после чего единственным фронтменом стал Чиграков. Один из альбомов "Разных людей" состоит целиком из его песен, второй - наполовину.
В 93-м Чиж, уставший от беспрописочной жизни в голодном Харькове, покинул "Разных людей", принял предложение известного питерского музыкального критика Андрея Бурлаки и уехал в северную столицу записывать сольный альбом. Оказалось, что почитателей таланта Чижа в Питере не так уж и мало. В записи ему помогали музыканты "ДДТ" и "Аквариума", в том числе, сам Борис Борисович Гребенщиков, а в роли звукорежиссёра выступил легендарный Юрий Морозов, продолжающий работать с группой Чижа и по сей день. 1 мая 1994 года Сергей Чиграков окончательно обосновался с семьёй в Петербург, а уже месяц спустя собрал группу "Чиж и Компания". За годы, проведённые в Дзержинске, Харькове и латышском Вентспилсе (где Сергей проходил армейскую службу), Чиж написал столько песен, что материала легко набралось на четыре пластинки (две из которых - концертные), а некоторые древние вещи до сих пор попадают в новые альбомы группы.
Первым же альбомом, записанным с "Компанией", стал в 94-м годе "Перекрёсток", моментально взобравшийся на вершины чартов продаж - заглавная песня звучала тогда буквально из каждого утюга. Кстати, своеобразной традицией явилось то, что основными хитами группы становились песни, по которым назывались номерные альбомы "Чижа и Компании" - за "Перекрёстком" последовали "О Любви" и "Полонез". По итогам 96-го "Чиж и Компания" признаются экспертами журнала "Фузз" лучшей группой года.
Много разговоров вызвал вышедший в следующем году диск "Бомбардировщики", составленный из кавер-версий советских шлягеров чуть ли не довоенных лет. Последовавшие за ним два концертника и очередной "The Best of" многих утвердило в мысли, что Чиж элементарно "исписался", но конец этим разговорам был положен очень крепким альбомом "Нечего терять", который увидел свет осенью 1999 года.
Чиж постоянно востребован в качестве сессионного музыканта и частенько помогает друзьям при студийной работе, благо он известен как мультиинструменталист (на обложках дисков "Чиж & Ко" указаны названия почти трёх десятков инструментов, которыми владеет лидер коллектива). Он регулярно играет и записывается со своим старым другом Алексеем "Полковником" Хрыновым, приглашается на всевозможные рок-фестивали, участвовал в записи альбомов "Аквариума", "Короля и Шута" и Юрия Морозова. С недавних пор он совмещает работу как с собственным коллективом, так и с возрождёнными "Разными людьми" (Чернецкий, в конце концов, тоже переехал в Питер).
По состоянию на 2003 год в дискографии "Чиж & Ко" образовалась внушительная дыра - последней студийной работой Сергея стал его сольный альбом" Гайдном буду!", песни с которого, впрочем, исполняются группой на концертах. Нередкие сольники во вместительных залах обеих столиц носят традиционное название "Лучшие песни", но все разговоры о возможном распаде коллектива традиционно же отметаются. |