Владимир ЧЕРНЯКОВ
Биография
Мы сидели в уютном летнем московском кафе и пили пиво - пятеро молодых здоровых ребят.
В углу у стойки бара звучал магнитофон, доносилась легкая приятная музыка.Неожиданно один из нас, прервав на ходу свой анекдот, крикнул бармену: “Сделайте пожалуйста, погромче”. Мы прислушались: полилась широкая раздольная казачья мелодия и красивый сочный баритон запел "Я на проводах своих гулял..."
Все сидели молча, вслушиваясь в слова, и каждый вспоминал, как и его когда-то провожали в армию всем двором, и почти такие же слова он говорил своим родителям....
"Это Владимир Черняков. Первый раз я случайно услышал его записи на кассете в 93 году и подумал ,что этого человека я буду слушать всю жизнь...»
- Так распорядилась судьба, что Вам Бог дал абсолютный музыкальный слух, редкий по красоте и тембру голос, наградил способностью писать стихи и наверное, сказал: иди, пиши песни, пой их, радуй людей - в этом твое предназначение на этой земле.
Скажите, Владимир, почему Вы поступили в ВУЗ, никоим образом не связанный с нынешним Вашим творчеством?
Все дело в том, что, сочиняя и записывая свои песни, я и думать не мог, что это станет моей профессией, и я смогу зарабатывать, занимаясь своим любимым делом.
В 1981 году сразу после школы я попробовал воплотить детскую мечту - стать летчиком и поступил в Актюбинское Высшее летное училище Гражданской Авиации. Но, не проучившись и года, сам не заметил, как душою прибился к Актюбинскому драмтеатру, познакомился с режиссером, ведущими актерами, стал ходить на репетиции. Ну, а после того, как получил свою первую роль, понял, что летчиком не буду никогда.
Летчиков в Армию не берут, а вот артистов с удовольствием. В 1984 году я демобилизовался из ПВО водителем многоосных дизельных автомобилей. Работая шофером, поступил в институт, затем работал в Аэрофлоте, где, кстати, и было заведено на меня уголовное дело по статье «контрабанда», и только благодаря своим связям, мои родители, что называется, меня "отмазали".
Но уже тогда я почувствовал, как близки воля и неволя... И все же, с любыми моими делами, любой работой параллельно всегда жила моя музыка
До 1997года мною было записано три магнитоальбома, а в 1998г я получил первый гонорар за мое творчество, и только тогда почувствовал себя профессионалом.
- Владимир, как Вам, коренному москвичу, городскому жителю удалось передать вот такой степной казачий колорит (кстати, это прослеживается и в песне «Казачья баллада») так показать широкую русскую душу, что песня "Казачья" стала поистине народной и застольной. И поют ее не только на Дону но и по всей России!
И дай Вам Бог написать еще такую всенародно любимую песню.
В детстве, почти каждое лето, родители возили меня на родину моих дедов - это между Курском и Харьковом, и я всегда любил смотреть на казаков, расхаживающих в красивой форме с саблями, мысленно представляя себя с ними.
Ну а дед с бабкой после стопки горилки любили затянуть на два голоса старинные русские, украинские и, конечно, казачьи песни
Мне всегда нравилась напевность и душевность этих мелодий.
- Есть такое определение - "Стопроцентный американец”. Применительно к Вам можно сказать, что Вы -"Стопроцентный русский". В Вас сконцентрировано, все, чем богата истинно русская душа. Ваши песни не могут оставить никого равнодушными - они волнуют ,они заставляют сопереживать. Вы наверное, всегда ставили перед собой задачу - если потянет заплакать или улыбнуться - значит написано не зря.
Расскажите, как к Вам приходят стихи?
Я подозреваю, что во мне намешано немало разных кровей. Но я до такой степени люблю Россию, что "выгрызть кадык" какой-нибудь нечисти за Родину мне будет одна приятность. Несмотря на мою ранимость, родители, семья, Россия – это для меня святое.
Опираясь на эти чувства и сопереживая ту или иную ситуацию, в голову приходят рифмы чаще всего уже с мелодией.
- Вас в жизни предавали люди, которых Вы считали своими друзьями? Старались ли Вы предпринимать ответные действия или нет, и все плохое забывалось во времени
Тема мужской дружбы, верности красной нитью проходит сквозь Ваши песни.
Когда слушаешь песню "142" действительно подкатывает ком к горлу…
Всю жизнь я пытаюсь учиться контролировать свою горячность. Думаю, что с возрастом это получается все лучше, так как часто понимаю нецелесообразность ответных поступков(хотя за каждый случай ответить не могу).
А что касается друзей, то они у меня самые лучшие! Меня часто упрекают в излишней доверчивости - из-за этого меня часто "кидали", но ведь эти люди ушли, а те, что были честными остались на век и теперь могут положиться на меня, а я на них.
- Одна из всенародно любимых песен "За друзей" написана в 1985году Там упоминаются действительные имена ваших друзей или это вымышленные персонажи?
И вопрос вдогонку - в одной веселой песенке Михаила Шелега упоминается Ваше имя и звучит Ваш неповторимый голос как бэк-вокалиста.
Расскажите историю создания этих песен.
В песне "За друзей" действительно названы имена самых близких моих друзей - они же запечатлены на обложке CD "За друзей".
Вообще я стараюсь использовать вымысел как можно реже, и даже если текст песни сочинен не мною, то подбираю я его, конечно, максимально касательно моей жизни либо чувствам.
А что касается Михаила Шелега, то получилось так, что после его приезда из Питера я помогал ему на первых порах, и почти полгода Миша жил у меня дома и, естественно, мы всюду были вместе - и на студии, и в пивбаре.
- Что подвигло Вас на начало совместного проекта с Катей Огонек и как складывается ваше творческое содружество? Создается впечатление, что Вас пленила самобытность певицы, ее собственное, природное видение песенного материала, что так трогает души слушателей.
Ее тембр действительно неповторим. Характерность пения индивидуальна. Катя вся отдается песне, и я стараюсь подобрать тексты и мелодии таким образом, чтобы они были созвучны манере ее исполнения.
У Кати внутренне заложено понимание замысла автора, и мне остается только правильно расставить музыкальные акценты на слова. За время сотрудничества с Огонек у нас ни разу не было серьезных осложнений в плане работы. Мы понимаем друг друга с полуслова. В настоящее время творческая и гастрольная деятельность у нас совместная.
- Существует много композиторов довольно популярных и любимых, работающих как бы "в одном ключе", то есть по первым тактам можно сразу же легко определить автора. Вы же благополучно избежали этой участи - все ваши песни хорошие и разные. Чтобы написать музыку, которая будет волновать слушателя надо чувствовать ее всеми клетками своего тела ,хорошая песня рождается в муках творчества?
Легко ли вам пишется?
Песня "Малолетка" была написана для Юрия Петлюры за 20-30 минут. Редко, когда удается написать так быстро. Обычно на текст я должен потратить половину ночи. Главное, четко представлять тему -тогда и слова и рифма подбираются как и положено им быть.
Сегодня я с головой загружен административной работой и из-за хронического недостатка времени приходится частенько использовать тексты других поэтов.
Ну а музыку писать совсем не сложно - мне кажется, что мелодия уже заложена в стихах.
- Вы увлекались футболом.Сохранилось ли у вас то ощущение, те мгновения, когда забивается гол - забить! любой ценой забить ( в жизни, в творчестве)?
Вы тщеславный человек?
Ну, это такая тема...! Я могу бесконечно говорить о моем футболе, именно о моем. Знаете, у Пахмутовой есть такая песня "Команда молодости нашей" - так вот она точно про нас. Сейчас мне 37 лет, но я до сих пор играю, правда, уже за ветеранов. Насчет того, чтобы любой ценой ЗАБИТЬ! - пожалуй, нет…
Я вратарь, и для меня всегда было главное - НЕ ПРОПУСТИТЬ! Я всегда остро чувствую свою ответственность перед командой - не подвести, не дать забить гол противнику. Я знаю, что ребята мне доверяют, и мой долг оправдать их доверие. Это качество сохранилось с футбольных времен и по сей день - я знаю, что несу ответственность за тех, кто рядом со мной - за коллектив, которым приходится руководить, за семью, наконец.
Конечно, время берет свое, и физическое состояние иногда подводит, и раны саднят дольше, и травмы, полученные в игре, заживают медленнее , и думается порой все: хватит, больше не выйду на большое поле; но проходит две-три недели, и я опять начинаю ждать очередной турнир...
- Смогли бы ли Вы жить и писать свои песни вне России?
Нет! Однажды я был оторван от дома на 6 месяцев. Я их провел в США. За это время мною было сочинено- 2-3 эпиграммы и одна песня. Думаю, что к огромному количеству проблем добавлять еще ностальгию и прочее ни к чему...
- Говорят, что отвечать перед Богом за близкого человека - в этом есть цель и радость, и тогда все остальные поступки становятся производными. Свою первую песню вы посвятили единственной жене Наташе, с которой вы воспитываете сына.
Сколько лет мальчику и передался ли ему Ваш талант?
Сейчас ему 10 лет, у него такое же имя, как и у меня. Он может петь, учится играть на фортепьяно, занимается каратэ, но почему-то совершенно неожиданно для меня изъявил желание стать ортодонтом…
Меня не покидает мысль записать с ним пару песен, пока не эмутировался голос, но точно знаю, что настаивать не буду. Совсем другое время.
В моем детстве футбол и хоккей были чуть ли не единственными развлечениями. Сегодня все не так.
- На концерте в Санкт-Петербурге Вы признались, что сборник “ “РУССКАЯ РУЛЕТКА” ,в компиляции которого вы принимали участие, является одним из самых любимых вами альбомов. Одноименная песня, звучащая в этом сборнике, так энергетически мощно написанная и исполненная, что создается впечатление, что Вы сами азартный игрок. Подтвердите или опровергните это.
В игральные заведения стараюсь не заходить, придерживаясь поговорки: “Хочешь выиграть в казино – купи себе казино”.
Я азартный человек в плане работы, сочинительства, выступлений на сцене.
Сборник “РУССКАЯ РУЛЕТКА” -это первый мой удачный проект как рекорд лейбла. Сначала его издавала студия “СОЮЗ”, затем моя фирма “РУССКАЯ ИЗБА”. Сейчас собираю седьмой альбом.
- Как Вы относитесь к тем молодым людям, которые считают, что надо жить "рисково, на чистом адреналине, как летчик-испытатель поднимает в небо самолет который еще наполовину- чертеж"?
Эта, не всегда зрело понимаемая жажда риска и подвига, такой сговор молодых и сильных в поиске выхода из беспросвета обычно заканчивается скамьей подсудимых, а потом, как результат - покалеченные души, горе и слезы.
Любое дело требует вдумчивости, рассудительности и опыта, а если нет такового, то совета старших; но все-таки без определенного процента риска работать, играть, даже жить неинтересно, да и победа будет совсем другого вкуса.
А что касается уголовных нарушений, то это вопрос крайне сложный и философствовать на эту тему можно бесконечно. Каждый случай нужно разбирать отдельно. Человек совершает преступление за минуту, а страдает потом годами.
Ни я, ни Катя ни разу не взяли гонорар за выступления в зонах.
- В нашей стране каждый пятый сидел или ходил под статьей. Генетическая память беды существует в нашем народе и будет существовать еще долго, и поэтому будут песни о зоне, о той жизни. Чем привлекает Вас тема зоны в песнях?
Нашим людям близко сострадание. Соседи, бывает, живут как кошка с собакой, а когда кто-нибудь из них умрет, – плачут и вспоминают только хорошее…
Мне кажется, так устроена наша память. Недаром старики говорят: “Вот в наше время…”, хотя понятно, что гении, подонки, дураки, меценаты жили живут и будут жить во все времена. А песни о зоне – это песни о нашей жизни, судьбах, душах.
В 2014 году Владимир Черняков награждён Почётным знаком Музея шансона "За вклад в развитие жанра" и юбилейной медалью "10 лет Музею шансона".
|