Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Как интеллигент Александр Розенбаум написал пародию на «МУРКУ»

Как интеллигент Александр Розенбаум написал пародию на «МУРКУ»

В нашей постоянной рубрике в этот раз мы расскажем о, пожалуй, самой известной блатной песне Александра Розенбаума «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла». Отметим, что бард, особенно на заре своего творчества, регулярно заигрывал с блатной тематикой. В последнее же время Розенбаум от нее явно отошел и даже отказывался петь блатняк на концертах. Видимо, стесняется. Так, если помните, в свое время было и с Владимиром Высоцким.

«ПЕРО ПОД РЕБРО»

Что касается самого текста песни, то налицо прямая перекличка с «Муркой». Тоже баба в банде уркаганов, тоже связь ее с легавыми, а главный лирический герой песни попрекает ее беличьей шубкой и прочим тряпьем и барахлом. Как видим, в мире российских уголовников сюжет один и конец один. Для женщин.

Вот и данная безымянная «ссучившаяся» героиня песни в итоге получила «перо под ребро». В этом конкретном случае выражение «гоп-стоп» (по фене — ограбление) служит просто вводным оборотом без конкретной смысловой нагрузки.

Песня исполняется под нехитрые гитарные аккорды. Хотя Розенбаум может не только «бренчать» — он хорошо играет на рояле, а также окончил джазовое училище.

БЛИЗКАЯ ОДЕССКАЯ ТЕМА

В творческой молодости Александр Яковлевич Розенбаум обращался даже к такому сугубо специфическому жанру уголовного фольклора, как одесские песни — он писал стилизированные опусы под этот традиционный этнический блатняк.

Как же так получилось, что родившийся в интеллигентной еврейской семье Александр Яковлевич обратился к тюремному фольклору? Ну, во-первых, семья Розенбаумов девять лет жила в многокомнатной коммуналке на Невском проспекте. Там встречались разные люди, в том числе прошедшие сталинские лагеря. Их живописные рассказы ему врезались в память. Во-вторых, по воспоминаниям Розенбаума, у мальчишек тогда было «дворовое братство», среди всего прочего испытывающее влияние хулиганских, при— блатненных мотивов.

Впрочем, от пути по криминальной дорожке Розенбаума спасли не только интеллигентные родители-врачи, но и занятия боксом. А те самые «одесские» песни были сочинены в университетские годы, когда Розенбаум учился на врача: «Они были сочинены для институтского капустника, написаны с легкостью, а навеяны были героем Исаака Бабеля, знаменитым Беней Криком». Смеем предположить, что одесская фольклорная тема была близка Розенбауму и в силу его национальности.

Любопытно, что первое сольное выступление Розенбаума состоялось 14 октября 1983 года в ленинградском Доме культуры... милиции имени Ф.Э. Дзержинского. Правда, от исполнения блатных песен Александр Яковлевич по понятным причинам в тот раз воздержался.

На творческом счету Розенбаума блатных песен немало, перечислим некоторые: «101-й километр», «Амнистия», «Ара-губа». Но «Гоп-стоп» в этом ряду, безусловно, самая известная. Кстати, многие ее не любят, считая чуть ли не гимном преступного мира. Но это не так. Это, скорее, юмореска. И, как было сказано выше, перекличка с легендарной «Муркой».

Кроме того, у Розенбаума есть еще стихотворения, связанные с миром неволи. У меня любимое — «Исповедь палача». Вот небольшая цитата из него:

Конечно, я служил не идеально,
Но зря меня Хрущев отправил на покой, 
Ведь меру высшую защиты социальной 
Я исполнял недрогнувшей рукой.
Не раз меня ночами поднимали,
Не раз по зорьке шел я в коридор. 
Великий вождь, родной товарищ Сталин 
Со мною вел душевный разговор. 
Я исполнял их снегом талым 
И в зной палящий исполнял,
Однажды сам Лаврентий Палыч 
Путевкой в Сочи награждал.

«ГОП-СТОП, МЫ ПОДОШЛИ ИЗ-ЗА УГЛА»

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла,
Гоп-стоп, ты много на себя взяла.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звезды,
Посмотри на это небо и на эти розы, 
Посмотри на это море – 
Видишь это все в последний раз.
Теперь расплачиваться поздно,
Посмотри на звезды,
Посмотри на это небо и на эти розы, 
Посмотри на это море – 
Видишь это все в последний раз.

Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне, 
Гоп-стоп, ты так любила звон монет. 
Ты шубки беличьи носила, кожи крокодила, 
Все полковникам стелила, ноги на ночь мыла, 
Мир блатной совсем забыла,
И перо за это получай!
Ты шубки беличьи носила кожи крокодила, 
Все полковникам стелила, ноги на ночь мыла,
Мир блатной совсем забыла,
И перо за это получай!

Гоп-стоп, Сэмен, засунь ей под ребро.
Гоп-стоп, смотри ж, не обломай перо 
Об это каменное сердце суки подколодной. 
Ну-ка, позовите Герца, старенького Герца 
Он прочтет ей модный, очень популярный 
В нашей синагоге отходняк.
А ну-ка, позовите Герца, старенького Герца,
Он прочтет ей модный, очень популярный 
В нашей синагоге отходняк.

Гоп-стоп, у нас пощады не проси,
Гоп-стоп, и на луну не голоси,
А лучше вспомни ту малину Васькину картину, 
Где он нас с тобой прикинул точно на витрину, 
В общем, не тяни резину, 
Я прощаю все, кончай ее, Сэмен.
А лучше вспомни ту малину Васькину картину, 
Где он нас с тобой прикинул точно на витрину,
В общем, не тяни резину, 
Я прощаю все, кончай ее, Сэмен.

Евгений Зимородок
За решеткой, №7 июль 2014


Комментарии

11.07.2015 12:44 Сергей [pl_krist@mail.ru]
Утырок он и в Африке утырок, Женечка, ты бы хоть слова песни гоп-стоп с оригинала списал, а про "эти розы" пел Шуфутинский. Розенбаум пел "взглядом ,бля, тверезым".

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1753

vk rutube youtube

Анатолий Днепров
Владимир Маркин
Валерий Ободзинский
Мила Елисеева
Николай Йоссер
Веня Одесский
Иван Московский
Алеша Димитриевич
Андрей Никольский
Вадим Козин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона