Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Остановитесь, он был другим, или Как мы с Высоцким работали в паре

Остановитесь, он был другим, или Как мы с Высоцким работали в паре

25 января вся страна отмечала день рождения легендарной личности советской эпохи — поэта, музыканта, артиста Владимира Высоцкого. И рядом с нами, к счастью, оказались люди, которые с ним работали, делили беды и радости...

У каждого из тех, кому чуточку «за», есть свой Высоцкий. Писатель, заслуженный артист России Валерий Иванов-Таганский с ним вместе работал в театре на Таганке, много лет они делили одну гримёрку. И конечно, у Валерия Александровича свой взгляд, которым он щедро делится, приоткрывая завесу тайны характера Высоцкого. И вот я уже понимаю, что актёр — это, конечно, профессия, но ещё больше — существо самого человека, в котором целый океан бушующих частиц...

Сам по себе Таганский — большой интеллигент: это есть и во внешности, и в манере держаться, в речах, словах и тоне. Но — будь хоть один- единственный слушатель — он раскрывается, как маковый бутон: становится артистом и играет, словно оказавшись на сцене. Так, играя, рисует портрет Высоцкого, складывает его образ будто из паззлов, но паззлов много, а он играет вдохновенно и с азартом, не только голосом и жестами, а всем своим «я», и потому совершенно отчётливо видишь, как схлестнулись Гамлет и Лаэрт над могилой несчастной Офелии. Гамлета играл Высоцкий, а Лаэрта — Иванов-Таганский. И ещё не раз случалось им работать в паре. Не только на сцене. «Мы с симпатией друг к другу относились», — скажет Валерий Александрович об этом. И были совместные работы: «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачёв», «Жизнь Галилея», «Павшие и живые»... И бар Эрфурт в Вильнюсе, куда оба они рванули отомстить зарвавшемуся барабанщику...

— Я в то лето не поехал домой в Ригу, — скажет мне Валерий Александрович о первом знакомстве с Высоцким. — Остался в Москве. Это было ещё до театра, в 1962 году, после первого курса Щукинского театрального училища. Вдруг моя сокурсница Нила Животова приводит к себе в комнату Володю Высоцкого. А он — позже я понял — недалеко там жил от Рижского вокзала. Нила была высокая, красивая, длинноногая, но смурная, за то и пострадала: её потом отчислили. Как сложилась судьба Нилы, не знаю, но мне она нравилась. Так вот, Володя. Я его не знал. Он появился с гитарой. А на гитаре вместо ремня — белый электрический провод. И начал петь. Это был городской фольклор, песни, мне незнакомые. У него были не только свои, но когда он запел свои — мне это страшно понравилось. И поскольку он увидел азартного человека, с интересом к нему относящегося, Нила как-то отодвинулась на второй план, и мы стали с Высоцким разговаривать, он спрашивал, откуда я и кто...

Валерий Иванов был профессиональным боксёром, чемпионом Латвии, мастером спорта. Тренер Лавренович, увидев вдруг его в рижском ТЮЗе, был потрясен: «Валера, ты плохой артист, никудышный, — стал уговаривать он подопечного, опасаясь потерять его в спорте. — Ты боксёр выдающийся. Не ходи в театральное, а?» Но Валера пошёл. И жил в общаге на Трифоновке, куда к Ниле явился Высоцкий и, разговорившись с новым знакомым, остался у него ночевать.

— Утром продрали глаза. «Слушай, а ты действительно боксёр? — спрашивает Володя. — Ну, давай попробуем, я тоже умею!» И в этой комнате мы стали боксировать. «Да, — сказал Володя, поняв, что перед ним человек, который и вправду серьёзно владеет этим искусством.— Не ожидал!»

Они попрощались, и Высоцкий ушёл. А в 1966 году Валерий Иванов с головой окунулся в театр на Таганке, и здесь они снова встретились. Высоцкий играл в спектакле «Жизнь Галилея», был лидером театра и уже входил в тройку ведущих артистов. Иванова тут же ввели в этот спектакль, он стал играть Согрэдо, друга главного героя.

— На одном из собраний Володя встаёт и говорит: «Вы знаете, дорогие друзья, у нас всё-таки молодой коллектив. Надо заниматься спортом: театр требует этого. Лидером спортивной секции предлагаю Валерия Иванова». И я быстро сделал штанги из грузил, которыми крепятся декорации, потребовал у дирекции купить гантели, артисты стали качаться. А дело в том, что и «Пугачёва», и позже «Гамлета» мы играли по пояс голыми. И, разумеется, все хотели выглядеть привлекательно, иметь подтянутое тело и на женщин впечатление производить. Высоцкий был как статуэтка — его так Эфрос назвал. «Володя, — говорит, — вы к к статуэтка на сцене: очень пропорциональный». И он лепил себя, своё тело... Перед «Пугачёвым», помню, мы разминаемся, делаем отжим от пола. Он сорок раз отжимался очень легко. А вот попробуйте-ка с лёту сорок раз! И я хорошо помню: мы считали. Но это ж было так, не на рекорд, просто разминочное упражнение, чтобы всё запело, заиграло...

Чтобы «заиграло» — было очень нужно. Шёл 1974-й, «Десять дней, которые потрясли мир». Высоцкий и Иванов- Таганский оба играли в этом спектакле главную роль: то один, то другой...

— Однажды в Вильнюсе, на гастролях, мне в номер звонит Любимов: «Валерий, немедленно приезжай! Высоцкий не в форме».

Первая сцена. Называется «Рожи болота». По всей сцене — серая тряпка, вся в прорезях, в них появляются разные маски. Последняя — главная. Для неё из рук делали лестницу, по этим рукам последняя маска в зелёном френче и наклеенном парике поднимается и становится на плечи пантомимистов. Это были

Медведев и Слава Спесивцев (Вячеслав ныне народный артист, известный режиссёр). И вот, опираясь на эти плечи, нужно было произнести монолог:

«Граждане несчастной России! Соотечественники! Братья! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вам лгут! Вам лгут, когда заклинают ради чужой славы отдавать свои жизни. Разве не истина, что некоторые авторитеты живут во дворцах, окружённых парками, лебедями, и стерляжьей икрой на завтрак, а вот вы,* прочие граждане, не имеете даже куска хлеба...»

И вот Володя произносит потухшим голосом: «Гражда-а-не-е...» — и ноги ходят ходуном... Любимов мне говорит: «Быстро переодевайся!» Я сыграл остальные пять сцен, а когда спектакль кончился, смотрю, Высоцкий стоит где-то в глубине, с красными глазами. Говорю: «Володя! Что случил ось-то? Всё ж было нормально». А он: «Валера, ты можешь поехать со мной на драку?» — «Куда?» — «Здесь, в Вильнюсе, бар "Эрфурт"». — «Хорошо, поехали. А где твои друзья?» — «Никто не соглашается».

Во дворе стоял «ВМ\У». Ещё не «Мерседес», но уже не «Рено», подаренный Мариной Влади. Мы сорвались с места, сразу — сто километров в час. Темперамент прёт: он рассказывает, что случилось. Оказывается, Володя провёл вечере девушкой, барабанщицей в оркестре гостиницы «Интернациональ», а наутро её молодой человек — барабанщик из оркестра бара «Эрфурт» — её избил. И она позвонила Высоцкому...

Высоцкий видел, что может Иванов. Однажды под Новый год в театре был бал. Один из гостей, которому Валерий чем-то не понравился, взял горящую свечу, подошёл к нему и — кап, кап, кап, — вылил растаявший парафин на его новенький чешский костюм. «Что вы делаете? — воскликнул интеллигентный Иванов. — Это же не дело! Да! Давайте спустимся вниз!» Пока спускались, Иванов оценил обстановку: по весу противник был как минимум на четыре категории выше. Амбал, одним словом. Вышли в фойе. Две ступеньки от гардероба. Иванов понимает: надо бить, иначе опоздает. Нанёс ему удар справа — голова ушла влево, и тут последовал мощный и точный удар левой. Противник повержен. В этот момент появляется Высоцкий (решил сбегать за гитарой), видит сцену и произносит: «О, Валера! Левой рукой! Такой удар — браво!»

— И Высоцкий мне в машине говорит: «Валер, я помню, как ты бил левой! Ты не бойся, я очень хорошо работаю в паре».

Мстить, так мстить, — и мы договариваемся, как действовать. Наконец, подъехали к главному входу. «Я — Высоцкий», — кричит Володя дежурному, который нас не пускает. «Я не знаю, кто такой Высоцкий, — отвечает ему. — Здесь нельзя проходить». Тогда Володя спрашивает: «Валера, у тебя есть деньги?» — «Есть». Даю ему пять рублей. Он суёт деньги дежурному: «Вот вам пять рублей, пропустите!» — «Здесь нельзя, — твердит тот. — Зайдите со двора».

Что делать — пошли со двора, но машину на всякий случай развернули .Так, чтоб можно было бежать, если придётся. А при входе со двора наверх ведёт винтовая лестница. Поднялись, видим: круглая танцплощадка, по кругу — столы, тут — оркестр, а здесь — спуск в зал... И вдруг Володя видит этого барабанщика и как Сирано де Бержерак прыгает прямо в центр зала и начинает обличительный монолог с ненормативной лексикой: «Ах ты... Я тебя...» Бежит на авансцену, надеясь вспрыгнуть на неё легко, но зацепился ногой и — полетел! Его начали бить. Я выскакиваю с репликами: «Это же Высоцкий! Что вы делаете?! Остановитесь!» На меня ноль внимания.

Пробиваюсь к этому барабанщику и врезаю ему, он летит прямо в панбархат, что украшает задник. Ну, тут уж налетели и на меня. Справа, слева — весь оркестр на нас навалился. Я хватаю Володьку, отталкиваю, и мы срываемся по винтовой лестнице вниз к машине. Оркестр — за нами. Героическое «смывание» двух гладиаторов. И когда, наконец, выбегаем во двор, видим, что въезжают две машины. Такси. Из них выходят Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Виталий Шаповалов, Иван Бортник... Узнав, что мы отправились с Высоцким вдвоём, они решили ехать на выручку. Тут уж — стенка на стенку, и литовцы остановились...

Конечно, это всего лишь эпизод, один паззл из тысячи, но из них складываются характеры. У Валерия Иванова-Таганского таких паззлов — множество. Один из примечательных — песня «Про гимнастику», которую Высоцкий спел своему другу после разминки перед спектаклем, сидя в одних трусах в гримуборной...

— Ночью сочинил, а утром мне до «Пугачёва» спел. Я обалдел от этого: сидим в гримёрке, в таких длинных трусах, и он поёт...

Сколько было подобных посиделок! Сегодня, когда Володю Высоцкого «приватизировали» те, кто и в глаза его не видел, хочется крикнуть: «Остановитесь, он был другим!»

Елена Степанова
Общеписательская Литературная Газета, №2 (39) 2013


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 9420

vk rutube youtube

Юрий Алмазов
Любовь Успенская
Олег Алябин
Юрий Брилиантов
группа Бутырка
Яша Боярский
Александръ Поручикъ
Виталий Волк
Геннадий Сокол
Владимир Шубарин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона