Ах, зачем меня мать родила (По приютам я с детства скитался)
Мы продолжаем знакомить читателей с историей самых интересных блатных песен. На этот раз представляем песню малолетних беспризорников времен Гражданской войны и НЭПа - «По приютам я с детства скитался». В те времена юных бродяг было видимо-невидимо (правда, все равно меньше, чем сейчас). И те из них, кто не попал в лагеря педагога Макаренко, пополнили ряды советской преступности.
БЕСПРИЗОРНЫЕ ГЕНИИ ПЕРА
На самом деле песня эта появилась еще в царской России (тому есть неопровержимые доказательства, о чем ниже), ведь беспризорники были и тогда. Однако от первоначального текста песни мало что сохранилось. Зато мотив остался, это да. А так, именно смутные годы перемен дали новую жизнь песне «По приютам», вдохнули в нее остросоциальные моменты.
Революция, Гражданская война, невиданный голод - все это способствовало тому, что в Советской России возникла большая (около полутора миллионов) социальная масса - сироты, причем, бездомные. Пожалуй, вся страна узнала эту легендарную песню после выхода в свет книги Григория Белых (впоследствии он был репрессирован как «враг народа») и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД». В ней была показана жизнь спецшколы для малолетних беспризорников имени Достоевского. Бездомные ребятишки исполняли в ней эту песню (позднее они это сделали и в одноименном фильме). Книга была напечатана в 1927 году. В какой-то мере этот год можно считать дебютным для песни. Дебютным в роли всенародного шлягера. Вот еще что любопытно. Белых и Пантелееву на двоих было всего-то 38 лет, когда они написали эту книгу! Так что о малолетних беспризорниках они писали со знанием дела, поскольку сами были в прошлом такими же как они, бездомными бродягами. Им ли было не знать легендарную песню!
СТАРОЕ И НОВОЕ
Теперь о том, почему исследователи блатного фольклора уверены, что песня появилась еще при царе-батюшке. Есть в ней четверостишие:
Но попался мне барин суровый,
Меня за руку крепко поймал,
А судья разбирался недолго –
И в Литовский меня закатал.
Здесь имеется в виду Литовский замок. Была такая тюрьма в Санкт-Петербурге. Выглядевшая крайне мрачно. Пятиугольное серое здание. Названо так, потому что одно время в замке квартировался Литовский мушкетерский полк. Еще замок называли Семибашенным, поскольку его украшали семь башен. Следственной тюрьмой замок стал в 1823 году, содержались в ней и уголовные, и политические преступники. Один из таких, знаменитый писатель Короленко, описывал быт той тюрьмы в «Истории моего современника». В марте 1917 года замок-тюрьма был разрушен и сожжен. Таким образом, этот куплет мог родиться только до революции.
Можно некоторые строчки песни привязать и к другим историческим событиям, а также к конкретным годам. К примеру, куплет:
Просидел я на нарах немало
И закон воровской изучил;
За решеткою солнце сияло,
А хозяин по морде мне бил.
А этот куплет появился явно не раньше начала 30-х годов прошлого века. Вот почему: до этого времени таких понятий как «воровской закон», «вор в законе» попросту не существовало.
Еще пример такого рода:
Мне не страшен мороз Магадана,
Не страшны лагеря Воркуты:
Стал заправским теперь уркаганом,
Сохранив о свободе мечты.
Данный куплет совершенно точно появился не ранее 1933 года, поскольку строительство самого Магадана началось именно в этом году в устье одноименного ручья. Что касается Воркуты. Лагеря в бассейне реки Воркуты (это Заполярье, правый приток Усы) появились в 1932 году, когда Ухтпечлагом здесь стали разрабатываться угольные копи.
«Не страшны лагеря Воркуты» - это явная бравада подростков. Еще как страшны! Многие и многие зеки сложили головы в этом регионе, не выдержав сурового климата и адской работы.
Таким вот причудливым образом сочетаются в песне некоторые еще царских времен выражения («по глубоким, по барским карманам») с реалиями уже советского уголовного быта. Это, впрочем, вполне типично для блатных песен, когда в них появляются с годами все новые и новые куплеты, которые не дают песне стать анахронизмом.
«МОЕЙ МЕЧТОЙ БЫЛО СДЕЛАТЬСЯ ХОРОШИМ ВОРОМ...»
По приютам я с детства скитался, Не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, Ах, зачем меня мать родила?!
Естественно, как же было обойтись в песне беспризорников без темы матери? Это есть лирическая основа произведения. Его душещипательная составляющая, которая так часто присутствует в блатных песнях. Ну а тут и сам Бог велел - это ж песня круглого сироты. Что и принесло ей популярность всенародную. Не зря позже таким успехом в Советском Союзе пользовалась похожая переводная «сиротская» песня из телефильма «Генералы песчаных карьеров» - «Я начал жизнь в трущобах городских». Вот хрестоматийная для произведений «беспризорного» жанра строчка из нее: «Ах, мама, если бы найти тебя, была б не так горька моя судьба».
Но это мы уже жалели зарубежных бездомных ребят, поскольку в СССР таковых практически не осталось. И это было похоже на чудо. Уж очень много, как уже сказано, было беспризорников после Гражданской войны. Но (не в пример теперешним властям) тогдашние руководители Советской России проблемой стали заниматься, засучив рукава. На ее решение был брошен сам «железный» Феликс Дзержинский. Была создана целая сеть школ социально-индивидуального воспитания, как они назывались. Надо сказать, что бывалые, прожженные, битые и наученные жизнью беспризорники отнюдь не сразу приспосабливались к подобным школам и трудовым колониям. Многие убегали, не подчинялись педагогам. И впоследствии все равно влились в уголовный мир. Таких ребят было не так уж и мало. Однако большинство подростков удалось-таки вытянуть из криминальной трясины.
Чем хороша книга «Республика ШКИД», так это как раз тем, что юные ее авторы в ней не скрывали, насколько тяжело шел тогда процесс перевоспитания. Тяжелее всего было победить воровскую романтику, которая так легко входит в души молодых. Директор школы Викниксор, описанный Белых и Пантелеевым, решил вышибать воровские понятия трудом. И определил четырех самых злостных своих воспитанников в Сельскохозяйственный техникум. Поначалу юные воришки хотели оттуда бежать, но несколько позднее один из них прислал в свою родную школу письмо, в котором написал следующее: «...Викниксор хорошо сделал, что определил меня сюда. Передайте ему привет и мое восхищение перед его талантом предугадывать жизнь, находить пути для нас. Влюблен в сеялки, молотилки, в племенных коров, в нашу маленькую метеорологическую станцию... Я оглядываюсь назад. Четыре года тому назад я гопничал в Вяземской лавре, был стремщиком у хазушников. Тогда моей мечтой было сделаться хорошим вором... Я не думал тогда, что идеал мой может измениться. А сейчас я не верю своему прошлому, не верю, что когда-то я попал по подозрению в мокром деле в лавру, а потом и в Шкиду. Ей, Шкиде, я обязан своим настоящим и будущим...».
«По приютам я с детства скитался,»
По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла.
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила?!
А когда из приюта я вышел
И пошёл наниматься в завод,
Меня мастер в конторе не принял:
Говорит, что не вышел мой год.
И пошёл я, мальчонка, скитаться,
По карманам я начал шмонать:
По глубоким, по барским карманам
Стал рубли и копейки сшибать.
Но попался мне барин суровый,
Меня за руку крепко поймал,
А судья разбирался недолго –
И в Литовский меня закатал.
Просидел я на нарах немало
И закон воровской изучил;
За решёткою солнце сияло,
А хозяин по морде мне бил.
Мне не страшен мороз Магадана,
Не страшны лагеря Воркуты:
Стал заправским теперь уркаганом,
Сохранив о свободе мечты.
Детдома я не раз вспоминаю,
Я б хотел повидать свою мать...
Ах, зачем я на свет появился?! -
Повторяю опять и опять.
Из тюрьмы я, мальчонка, сорвался,
И опять не имею угла...
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня матъ родила?!