Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Серебрится серенький дымок»

«Серебрится серенький дымок»

Песня про одесского «щипача», который в зоне мечтает отомстить неизвестно кому неизвестно за что

Мы не раз в рубрике «Камерная музыка» писали про блатные песни на одесскую тему. Что и говорить, хоть и опосредованно, но этот город у Черного моря оказал огромное влияние на блатной фольклор, в частности на песни. Та, про которую мы расскажем сегодня, — очень старая босяцкая песня примерно 30-х, а может быть, даже конца 20-х годов. Существует множество ее вариантов, часто она исполняется без первого куплета. Несомненно лишь ее чисто одесское происхождение. Итак, песня «Серебрится серенький дымок».

ЖЕНЩИНАМ ТОЖЕ МОЖНО

Одесса 20-х годов прошлого столетия... Колоритнейшее время... В Одессе расцвет торговли, морского промысла, преступного тоже, многочасовые игры в карты, шулеры и проститутки, ГубЧК и бывшие белые, карманники и налетчики, воры в законе и приблатненые поэты.

Сколько песен определенного содержания написано в то время! Особняком стоят легендарные блатные — «Мурка» и «Гоп со смыком», фривольный «Шарабан» и другие, они тоже хороши по-своему. Потому-то отдельные исследователи блатного фольклора и допускают, что «Серенький дымок» написан именно в 20-е годы.

С другой стороны, как отмечают другие специалисты в области «камерной» музыки, конкретно в 20-е никто про «Дымок» толком не слышал и не осталось никаких документальных записей о нем. А вот в 30-е годы эта песня стала устойчиво звучать. Сначала в Одессе, а потом и во всем Союзе.

Ее нельзя назвать лагерной. Она именно одесская. Так сказать, все по закону жанра. «Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил» и «Тут паренек ходил в Херсон за арбузами». Естественно, в последнем слове ударение ставится на «а»!

Находка песни — выражение «Ах, Боже мой!» в каждом куплете. Оно внесло в песню распев и позволило играть голосом на повышение. Потому-то песню «Серебрится серенький дымок», как я видел и слышал в забытой уже нынче телепередаче «В нашу гавань заходили корабли», прекрасно и уместно исполняют и женщины.

НЕ ДОЖДАЛАСЬ ТА, ЧТО В ТЕМНО-СИНЕМ

По сюжету в песне развивается на редкость неоригинальная житейская история. Вот этот самый паренек (имени ему в песне автор(ы) не дал; да, кстати, и сам автор неизвестен) вешал своей крошке качественную такую лапшу на уши. Что, мол, ездит он в Херсон за арбузами. Но на самом деле он там «щипачил». Тут все грамотно, зачем же гадить там, где живешь?

Короче, паренек был классическим гастролером. Правда, в Херсоне о своей любимой главный герой песни несколько подзабывал. Наберет валюты и девчонок водит по ресторанам. Ну что ж, за мужчинами подобное водится, чего уж там.

Но повязали паренька, ведь сколько веревочке ни виться... Крошка в темно-синем платье так и не дождалась его у моря в Одессе. А вот в лагере паренек непонятно на кого обиделся, даже говорил, что прокурор «поднял на него окровавленную руку». И еще обещал отомстить неким врагам...

Короче, жесткий паренек попался, злой и с хорошей памятью. Конец песни, собственно, и обозначает желание героя «мстить сурово». Правда, кто они, эти враги, из текста понять сложно. Уж больно банальная уголовная биография у этого «щипача».

Кстати, о «щипачах». В Одессе эта криминальная профессия одно время была развита не хуже, чем в Грузии. И, так сказать, «давала стране угля».

В ЛАГЕРЯХ НЕ ПОЕТСЯ

Исследователь российского блатного фольклора Александр Тихомиров так прокомментировал нашей газете эту песню: «Конечно, с поэтической точки зрения песня "Серебрится серенький дымок" особой ценности не представляет. А вот с художественной — даже очень.

Рифмы очень распевочные, одесский колорит отражен, герой прорисован, блатная лирика соблюдена. Да, эта песня из одесских не настолько известна, как некоторые, но занимает в этом цикле достойное место. Тем паче что она не стилизована под одесские, как многие, а является именно таковой, с соленым запахом Черного моря».

Вряд ли эту песню поют в лагерях. Одесские песни, за исключением «Мурки», имеют еврейский колорит, а это не очень ценится в местах лишения свободы. Посыл логический прост как дважды два: раз еврей — значит, барыга. А это не очень уважаемая социальная роль в тюремном сообществе. Зато «Серебрится серенький дымок» поет частенько Андрей Макаревич. Нет-нет, это не намек. Просто информация.

«Серебрится серенький дымок…»

Серебрится серенький дымок 
Над родимым домом в час заката, 
Песенку доносит ветерок 
Ту, что пела милая когда-то.

Жил в Одессе парень-паренек,
Ездил он в Херсон за арбузами, 
И мелькал вдали его челнок — ах Боже ж мой! —
С белыми, как чайка, парусами.

Арбузов он там не покупал, 
У приезжих шарил по карманам, 
Крупную валюту добывал — ах Боже ж мой! —
Девочек водил по ресторанам.

Но пора суровая пришла:
Не вернулся в город он родимый,
И напрасно девушка ждала — ах Боже ж мой! —
У причала в платье темно-синем.

Кто ж познакомил, крошка, нас с тобой,
Кто нам преподнес печаль-разлуку?
Кто на наше счастье и покой —ах Боже ж мой! —
Поднял окровавленную руку?

Лагерь познакомил, крошка, нас с тобой,
Суд нам преподнес печаль-разлуку,
Прокурор над нашей головой —ах Боже ж мой! —
Поднял окровавленную руку.

А за это я своим врагам 
Буду мстить сурово, верь мне, детка! 
Потому что воля дорога — ах Боже ж мой! —
А на воле я бываю редко.
Серебрится серенький

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №10 2010


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6410

vk rutube youtube

Федя Карманов
Владимир Хозяенко
Александр Жданов
Александр Вайнберг
Анна Герман
Анатолий Днепров
Владимир Маркин
Валерий Ободзинский
Мила Елисеева
Николай Йоссер

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона