Михаил Шуфутинский: «А ты попробуй, не сядь!»
Кто не знает Михаила Шуфутинского — шансонье и просто жгучего мужчину? Он родился в еврейской семье, но не стесняется нарекать себя казаком. Он считает себя почти американцем, потому что «почти» не считается. Он искренно любит блатные песни, но сейчас отказывается их исполнять. Он ценит тех, кто сидел, но не меньше тех, кто не сидел. Он — само противоречие? Как раз нет, он личность весьма целостная, с четкой жизненной и моральной философией. И, что интересно, напрочь лишенная звездной статусности. Это о многом говорит.
«СТРАШНАЯ ВЕЩЬ — НАХОДИТЬСЯ ТАМ»
Для начала о том, почему Шуфутинский сейчас отказывается петь блатняк. Вот его слова на эту тему: «Я родился в СССР. Для меня и многих других те же воры в законе были в дымке загадки и романтики, они казались для нас, молодых и даже не очень, эдакими Робин Гудами, борцами против системы. После падения Советской власти воровская романтика зачахла. И я не хочу выступать в роли "поющей газеты" для зеков. И мне надоели ярлыки, прилипшие к моему имени — "кабак", "блатняк". Меня сейчас привлекает семейная, любовная лирика».
Дает Шуфутинский хлесткие определения и молодым исполнителям блатняка: «Многие из них не понимают, что поют, после их песен в душе не остается никакого следа. Без души поют, без души сочиняют. Они просто думают, что шансон — самый простой путь к успеху, вот и выбирают этот жанр».
Особенно Шуфутинский терпеть не может тех исполнителей, кто выдает себя за сидельцев со стажем. Примерно на эту тему у него есть такие воспоминания: «Как-то волею судьбы я оказался в Магадане и долгое время общался с зеками: профессиональными ворами, бывшими старателями, мужиками, которые украли ведро навоза в колхозе, их посадили на пять лет, а они "покатились" дальше по наклонной. Был среди них один такой человек — Костя Андрияка. Он говорил так: "Сесть любой дурак может, вот ты попробуй, не сядь!" Это тем, кто себя выдает за сидельцев. В этом сегодня нет ничего романтического и героического, никакого подвига. Страшная вещь — находиться там». Вот Шуфутинский и не выдавал себя никогда за «бывалого», исполняя в молодости в том же Магадане, в ресторанах, блатняк.
Объясняет по-своему Шуфутинский и тот феномен, почему многие «силовики» так «тащатся» от блатных песен. Объясняет довольно оригинально: «Почему они любят блатные песни? Я думаю, что многие из этих людей на своем жизненном пути поступились какими-то принципами, переступили какой-то порог для того, чтобы получше жить. А это уже само по себе сомнительно. Поэтому они и песни хотят слушать сомнительные. Клин клином, что ли, вышибают? А может, не поэтому. А может, потому, что это достаточно простая и непритязательная лирика, и многих она не утомляет, не раздражает. Они это слушают, им это нравится».
В то же время Шуфутинский совершенно уверен, что блатные песни слушать многим россиянам, не связанным с правоохранительными органами, вполне естественно: «Русский народ многое вынес. Это уже длится 500 лет. Но, к удивлению, люди еще сохранили свою душу и нравственность».
НАСТОЯЩАЯ И СМЕЛАЯ ЗВЕЗДА
Шуфутинский пел блатняк в ресторанах Москвы и Магадана. В последнем городе, как говорится, сам Бог велел. Этот исполнитель в блатняке предпочитает классику — ту же «Колымскую трассу». Не случайно он, конечно, в своей неповторимой голосовой интерпретациигтерепевал песни Александра Вертинского и Петра Лещенко.
Широко известен на родине он стал, конечно, уже после эмиграции в Соединенные Штаты. Он попал в «третью волну» эмиграции. Популярность пришла бешеная именно тогда, то есть уже в 80-х годах, особенно в перестройку. На Брайтон-Бич Шуфутинский нашел себя, свою манеру исполнения, такую бардовско-кабацко-блатную. Много он пел и про казачество, многим запомнилась песня «Тихий Дон» (это уже из 90-х).
Естественно, человек, сделавший себе имя на блатняке, не мог не остаться невостребованным собственно блатотой. Отношения с «русской мафией» в Америке и просто русской мафией у него сложились специфические. Он никогда не отказывался выступать на хорошо оплачиваемых, так называемых корпоративках, на которых гуляли «авторитеты» и вообще «братки».
С другой стороны, он не потакал этой публике, высоко держа свой статус звезды. Был такой любопытный случай с ним на эту тему. Как-то выступал Шуфутинский перед уважаемыми людьми в одном закрытом московском клубе. Спел положенное время. Тут в гримерку к нему подходит молодой парень и предлагает еще за три песни Ъ тысяч долларов. Михаил Захарович не стал упираться и спел. На следующий день ему звонят серьезные люди и говорят: мол, отдай те деньги, их тот парень взял из «общака». На что Шуфутинский твердо ответил: «Не отдам. Я выступил? Выступил. Какие еще вопросы? Остальное — не ко мне». Проблем после этого не было. Все уважают твердость и смелость.
Да, именно такое впечатление Шуфутинский и производит внешне — настоящего мужика, знающего себе цену, любящего не только женщин и веселье, но и благородство, поэзию. В то же время он — истинная звезда, и это он хорошо понимает, ценит свой статус, вполне себе осознает. Но! Он не подвержен «звездной болезни».
Вот что рассказал крупнейший в России коллекционер тюремного фольклора Владимир Окунев: «Я приехал на концерт Михаила Шу-футинского в Москву и привез с собою все его диски, для того, чтобы он на них расписался. Даже не думал, что он распишется на всех,"их была целая куча. Но он, уставший после концерта, полчаса терпеливо расписывался. И без тени раздражения. Вот это настоящая звезда, как и другой «американец» Вилли Токарев, который всегда поступает так же».
Действительно, настоящих звезд, в том числе в блатном жанре, на нашей сцене мало. В основном,звездуны.
Досье
ШУФУТИНСКИЙ Михаил Захарович. Родился в 1948 году в Москве в зажиточной семье еврея-стоматолога. Закончил музыкальную школу и музыкальное училище.
Выступал с различными ансамблями в Москве в ресторанах «Варшава» и «Метрополь». В1971 году уехал в Магадан и там пел в ресторане «Северный». Репертуар состоял из песен Александра Вертинского, Петра Лещенко, из популярных в этой среде «блатных» песен: «Моряквразвалочку», «Трасса», «Колымская трасса». Затем стал руководителем ВИА «Лейся, песня». Шуфутинский делал аранжировки, аккомпанировал, но сам не пел. В феврале 1981 года он вместе со своей семьей эмигрировал в Америку. Около десяти лет играл в составе различных ансамблей в ресторанах «Русская изба», «Жемчужина», «Арбат», «Moscow Nights», стал самым высокооплачиваемым певцом эмиграции. Шуфутинский создал собственную шоу-группу «Атаман-бэнд», и в 1989 году был записан первый альбом «Побег». В СССР впервые после эмиграции Шуфутинский приехал в 1990 году. На гастроли, которые прошли с оглушительным успехом. С 1993 года Шуфутинский постоянно приезжает на родину на гастроли. Записывает клипы, продюсирует. В последнее время полностью отошел от блатных и кабацких песен, а пишет любовную лирику. Концерты дает, как правило, только в России. Живет фактически на два дома, по разные стороны Атлантического океана.
Любимая блатная песня Шуфутинского «Мальчики-налетчики»
Кутить пора.
В кармане денежки,
А ну, налей,
Любите, девочки,
Меня скорей.
Эх, мальчики,
Да вы налетчики,
Кошелечки, кошельки
Да кошелечеки.
Эх, дела бедовые,
Зубы золотые,
Раньше были новые,
А теперь вставные.
Гуляют мальчики
Все в пиджачках,
Нага-наганчики
У них в руках.
Рубашки белые
Сплошной крахмал,
А жизнь горелая -
Один обман.
Эх, мальчики,
Да вы налетчики,
Кошелечки, кошельки
Да кошелечеки.
Эх, дела бедовые,
Бабки дармовые,
Раньше были фраера,
А теперь блатные.
Стакан-стаканчики
Везде стоят,
Буты-бутылочки
Средь них торчат.
В кармане денежки,
А ну, налей,
Целуйте, девочки,
Меня скорей.
Эх, мальчики,
Да вы налетчики,
Кошелечки, кошельки
Да кошелечеки.
Эх, дела бедовые,
Зубы золотые,
Раньше были новые,
А теперь вставные.
Раньше были новые,
А теперь вставные.