После боя сердце просит музыки вдвойне...
Вячеслав Куприенко
Когда Светлана Медведева пригласила меня на вечер песни «Мой Афган», посвященный 19-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, я с удовольствием согласилась. Я неоднократно была гостьей мероприятий, организованных Комитетом по взаимодействию с силовыми структурами Российской ассоциации по связям с общественностью, председателем которого является Светлана Васильевна. Все встречи проходили в задушевной, теплой атмосфере — так произошло и на этот раз.
На концерте в Культурном центре Вооруженных Сил России многих зрителей можно было увидеть в голубых беретах, старой армейской форме-«песчанке», в которой они прошли афганское пекло, с орденами и медалями. У каждого из них был свой Афган, с ним связаны свои воспоминания.
Вечер афганской песни начался с выступления автора-исполнителя, разведчика, участника боевых действий в Афганистане, кавалера двух орденов Красной Звезды Вячеслава Куприенко. Прозвучали песни из его альбома «Исповедь офицера разведки». Слушая их, некоторые молодые ветераны смахивали слезы. Они будто возвращались в Баграм, Кандагар, Шиндант, Кабул, к своим боевым друзьям, в пески и горы, туда, где оставили частичку своей души.
«Мой Афган — это память, от которой никуда не деться. Она всегда со мной, — поделился со зрителями Вячеслав Куприенко. — Мой Афган — это горечь утрат, это мир сквозь прицел и оценка людей по вопросу: «Пошел бы я с ним в разведку или нет?» Мои мысли, чувства, эмоции положены на песни. В них — колокольный звон, стон из прошлого и крик в будущее. Песни писались в перерывах между боями. Зачем, для кого и какова причина — трудно сказать. Может быть, хотелось успеть зарифмовать тот нечеловеческий надрыв, который испытывали солдаты и офицеры. Я пытался сказать правду о войне в насквозь лживое время. Сделать это было подчас труднее, чем совершить подвиг».
Концерт продолжился песнями полковника погранвойск Михаила Михайлова. Он начал сочинять стихи и музыку с 10 лет, учился в музыкальном училище. В старших классах даже занял призовое место в конкурсе юных композиторов. Но жизнь решил связать с военной профессией. Окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, попросился в Афганистан. Считал, что военный журналист должен побывать на войне. Ну и, конечно, хотелось себя испытать. Сначала служил в дивизионной газете в Ашхабаде, а потом 2 года 6 дней — «за речкой». Там научился играть на гитаре. Возникла потребность с помощью песни рассказать о том, что окружало, волновало, о времени, о себе. Так появились первые песни афганского цикла: «Время выбрало нас», «Сестра милосердия». Молодого исполнителя заметили и отправили на 2-й Всесоюзный фестиваль народного творчества Советской Армии и Военно-Морского Флота, проходивший в Москве в Театре Советской Армии. Это был 1987 год. Приехав в столицу, Михаил приобрел в ГУМе гитару, с которой вернулся после фестиваля в Афганистан.
Михаил Михайлов передает гитару в Центральный музей Вооруженных Сил России
«Эту гитару сегодня я держу в руках в последний раз, — поделился со зрителями Михайлов. — Моя «шестиструночка» вобрала в себя пыль дорог Афгана, Приднестровья, Абхазии... Она участвовала в первых фестивалях афганской песни начиная с самого первого в Ашхабаде в 1987 году, когда окопная лирика 40-й армии выходила из подполья на всесоюзные подмостки. Она сопровождала меня на записях пластинок на фирме «Мелодия», делила с моими друзьями грусть и радость в гарнизонах, где служил, звучала на телевидении, радио, в концертах, на гастролях военных бардов. Я хочу передать гитару, мою боевую подругу, в дар Центральному музею Вооруженных Сил России от имени всех авторов — исполнителей афганской песни. Она заслужила почетное место не потому, что была моей, а потому, что стала частью нашей общей непростой биографии, свидетелем знаковых событий».
Начальник отдела фондов музея Ирина Мельчакова заверила собравшихся, что гитара как носитель человеческих ценностей займет достойное место в экспозиции и на выездных выставках музея.
Зрители так же тепло приняли выступивших следом бардов разведчика ВДВ Станислава Юрко и пограничника, режиссера-постановщика Московского международного фестиваля «Солдаты России» Владимира Мазура.
После концерта гостей пригласили за празднично накрытые столы, где в теплой непринужденной обстановке, под песни авторов-исполнителей они смогли пообщаться друг с другом, вспомнить минувшие дни.
«Афганская песня — уникальное событие в русскоязычной культуре,— сказал в разговоре со мной Вячеслав Куприенко. -Ведь от одной локальной войны появился целый жанр песни. И каждая — как маленькая линза, сквозь которую мы можем разглядеть души пацанов, боль матерей, надрыв страны, которая переживает войну. Причем настоящая песня — это оптика без искажения, классно настроенная, выверенная, фокусирующая именно то, что есть на самом деле».
Игорь Морозов, воевавший в Афганистане в составе легендарных групп спецназа КГБ «Каскад», написал стихотворение, в котором есть такие строки:
«Автомат и гитара
на афганской войне...
Кто-то скажет: «Не пара,
там романтики нет!»
Я не думаю спорить,
петь о том иль не петь,
Мне гитару настроить
НАДО К БОЮ УСПЕТЬ...»
Афганистан еще долго будет незаживающей раной в душах тех, кто прошел через ту войну.
«Я до сих пор не могу слушать эти песни без слез, — с волнением в голосе поведал мне выпускник Качинского летного училища полковник Валерий Голдышев. — Воевал с 1981 по 1982 год, был начальником штаба авиационного полка. Летал на вертолетах Ми-8, общий налет в небе Афганистана — 335 часов. В те годы песни, рожденные «за речкой», вдохновляли нас искренними словами и простыми мелодиями, в которых отражалась правда нашей жизни без лжи и прикрас».
«Афганская песня передает, как люди должны относиться друг к другу, Родине, жизни,— поддержал сослуживца боевой летчик полковник Геннадий Свиридов. — Эти песни нужны были нам там и нужны сейчас. Есть прекрасный фильм «В бой идут одни старики», где герой Леонида Быкова — командир поющей эскадрильи капитан Титаренко говорит: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне».
Виктор Полищук, капитан запаса, приехал в Москву на вечер афганской песни из рабочего поселка Рудня Волгоградской области. Он выполнял интернациональный долг с 1984 по 1986 год, служил помощником начальника штаба отдельного кабельно-монтажного батальона. В прошлом году организовал в Рудне фестиваль военно-патриотической песни и поэзии «Автомат и гитара».
«Этот фестиваль — в память о тех, кто не вернулся с войны,— сообщил мне Виктор Александрович. -Мы даже не ожидали такого резонанса в российской глубинке. На заключительном концерте присутствовали 5 тысяч зрителей из 8 тысяч населения поселка. К сожалению, ни глава Волгоградской области, ни председатель комитета по культуре администрации области не поддержали наше начинание. Мы обратились к ним с просьбой включить мероприятие в перечень Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», но получили отрицательный ответ. Почему? Ведь такие встречи чрезвычайно важны не только для афганцев, но и для молодежи, которая должна знать историю своей страны. А военная песня всегда была той крепкой и прочной нитью, связывающей между собой поколения».
Каждое время рождает свои песни. Но они не уходят вместе с породившим их временем, а остаются, волнуют, тревожат...