ЯША БОЯРСКИЙ: «Москва - Берлин: далее везде...»
Яша Боярский — талант от Бога. Сейчас я говорю не о его вокале или поэтическо-музыкальных способностях. Нет, я о другом особенном его таланте — таланте быть Яшей Боярским. Быть настоящим и бескомпромиссным во всем: в музыке, в пристрастиях, в дружбе, в работе, в любви, в принятии решений. Не идти на сделки с совестью и не брать у нее в долг. Конечно, с таким прямым и взрывным характером жизнь его не устлана розами и не умащена медом, но он сам за себя расплачивается и сам свое получает.
Чертовски приятно быть другом человека, для которого в вопросах чести и бесчестия, любви и ненависти золотой середины не бывает.
Вот и песни Яши Боярского — это не выверенное среднее, а, что называется: не в бровь, а в глаз. Они могут мне нравиться или не нравиться, но после прослушивания я никогда не задамся вопросом: ну, и о чем..? Нет у него песен «вникуда из ниоткуда». Это сюжеты. Это мнения. Это настроения. Характеры. Судьбы. Протесты. Одобрения. Вся Яшина жизнь — большой музыкальный запой, из которого он неоднократно пытался выбраться: подыскивал «приличную» работу, уходил в бизнес, даже уезжал на ПМЖ в Германию, — но всякий раз срывался и «развязывал»...
Креативная энергия Яши Боярского заключена не только лишь в песнях. Это его перманентное состояние, образ жизни и поведения. Беседуешь ли с Яшей вживую, слушаешь ли записи, присутствуешь на концерте, общаешься на форуме в интернете (http://bojarski.germany.ru) — всюду он создает вокруг себя душевную, заразительно-творческую атмосферу. Яша Боярский не просто талант, он — пассионарий, если следовать открытой и описанной Л.Н. Гумилевым теории пассионарной индукции. Пассионарная индукция — это «изменение настроения и поведения людей в присутствии более пассионарных личностей. Пассионариям удается навязать окружающим свои поведенческие установки, сообщив им повышенную активность и энтузиазм, которые от природы этим людям не присущи.»
Форум есть на персональном сайте любого артиста. Но, по большому счету, очень редко на каком из них общение выходит за пределы обсуждений достоинств любимого артиста, его песен и расписания гастролей. Сами артисты зачастую не утруждают себя более чем на «спасибо». Народ мучается от бестемья, лениво покусывает друг друга... Яша Боярский, напротив, мучается от изобилия тем, которые и выносит на свой форум, где идет активный обмен информацией, устраиваются бурные дебаты и недюжинные поэтические баталии. Да, примерно треть тем на форуме обсуждается в стихотворной форме. Проза остальных двух третей не уступает по своей художественности. Здесь и острота Зощенко, и разгульность Есенина, и возвышенность Блока, и решительность Маяковского...
Это не позерство. Просто Яша Боярский не умеет быть обыденным и скучным.
Всё здесь: от хулиганских бравадных посланий «БЕНУ с ЛАДЕНОМЪ, хронЯмъ и ТЕРРОРИСТАМЪ ВСЕХЪ МАСТЕЙ» и шуточных пародий на классику, как то Трагедия «Пир под носом у ЧеКи» до жизненно-философского «КТО СКАЖЕТ МНЕ, ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ»... Словами Яши Боярского, «здесь можно и умно пальцы «топырить», и весело дурака валять». Есть тут даже и «Школа блатняка», представьте.
Ну, не может Яша свою певучую натуру заключить в рамки: от сих до сих я художник и поэт, а в остальном — обыватель.
Если же все-таки говорить о публично-известных творениях Яши Боярского, то женщины должны припомнить: «Чтобы вместе, вдвоем, на цыганской заре...» /«Конь», а мужчины: «Сыктывкар, небо тучами взорвано...»/ «Сыктывкар», и еще: «А наган-то был бойцовый, вороненый, воровской...»/ «Наган». Три хита — три абсолютно разные песни, разве что с одинаковым знаком качества.
Герой Яши, как и он сам, — то задиристый и веселый, то грустный и лиричный, он разный. Как говорит Яша: «Я не комик и не трагик, я пишу о том, что меня волнует, а это может быть и грустным, и смешным». Вот такой он, Яша, — разный: «Мне нравится и на коньках кататься , и, черкая пером, не спать ночей. Мне нравится в лицо врагу смеяться и женщину нести через ручей» / Е.Евтушенко.
Яша Боярский слишком хороший наблюдатель и выдумщик, чтобы встать в ряды конъюктурщиков. Недаром на большие поэтические подвиги «благословил» его в свое время матёрый поэтище Михаил Исаевич Танич.
Среди песен, написанных им для других исполнителей, такие хиты, как «Кабрио», «Вася-хулиган» — из репертуара Васи Пряникова, «Наганчик» — в исполнении экс-солиста «Лесоповала» Руслана Казанцева.
Успех и известность как исполнителю своих песен Яше Боярскому принес альбом «Подрасстрельная» (позже переработанный и вышедший с измененными аранжировками и двумя совершенно новыми песнями как альбом «Сыктывкар») — уникальная подборка сюжетных песен, где заглавная песня, «Сыктывкар», — о человеке, которого в тот момент, когда он ее поет, уже нет на свете, о расстрельной тюрьме «Пятерка» возле Сыктывкара.
Через год после победного «парада» «Подрасстрельной» Яша Боярский выпускает совершенно отличный по тематике и музыкальному оформлению альбом «Я в Германии у тети». Просто потому, что на тот момент уже превалировали другое настроение: хулиганско-эмигрантское. Как певал Владимир Семенович: «На предложение разойтись я согласился, И разошелся, и расходился!» Яша Боярский остался верен себе, а не лэйблу, принесшему успех. Альбом «Я в Германии у тети» заразительно-веселый, дэнсовый и, в то же время, содержательный и «с перчиком».
Эх, Расея, страна воровская,
От твоих не избавиться пут... («Кирюха»)
И кто сказал, что жулики — народ исключительно лирично-драматичный? Герой этого альбома — веселый, отчаянный, бесшабашный:
А дома ждет родня и хмурый дворничек,
И все взволнованы, и нет свободных мест.
А в «социал» нам в следующий вторничек:
Мы заработаем еще на «Мерседес»! («Репербан»)
Яша не надевает на персонажа своих песен терновый венец мученика и не рядит его в плащ героя. И ситуации, в которых он оказывается, жизненные, забавные, курьезные.
Я пляшу, я здесь как дома,
А со мною пьяный тесть,
Мы недавно из дурдома,
У меня и справка есть! («Love Parade»)
Он и брякни про все откровенно:
Всё продам, де, я — жулик, спасай!
А у ней из кармана антенна
И под юбкой жетон «Полицай»! (Кирюха)
Время «сморкаться и плакать в кашне» для эмигрантов прошло. Нравится — устраиваешь жизнь в новой стране, не нравится — можешь вернуться в любой момент. Конечно, начинать все с нуля и становиться на ноги в чужой стране ой как трудно, но все свои трудности и переживания наш эмигрант прячет за вызывающей улыбкой:
Есть всюду жлобы и придурки,
А мне — что ватин, что мохер!
Меня все знакомые турки
Зовут уважительно: «Хер»! («Русский, русский...»)
Иллюзии остаются дома, как говорят эмигранты. К примеру, Вадим Кузема: «Пять лет для жизни — это много, мы все чужие здесь давно» («Чартер на Гановер»)
Однако, у Яши Боярского во всем альбоме звучат иные нотки:
И я вам всем товарищ, друг и брат,
А разве можно как-нибудь иначе?..
Сильно выбивается из шуточно-залихватского настроения альбома песня «Там и здесь» о наших переселенцах. Песня серьезная, песня-боль, котоую невозможно слушать фоном, безучастно, потому что вживаешься в нее — и мороз по коже...
Отчего сердце рвет на куски?
Мы в Германии — переселенцы.
Называют нас здесь "русаки".
А в России твердили, мол, немцы.
Там когда-то гуляла весна,
И в конвое стояли солдаты.
Там за все мы платили сполна.
Чем, скажите, мы здесь виноваты?
Вот что пишут о нем в Германии: «Что ни песня — то правда, что ни слово — то суть, что ни сравнение — то попадание в десятку. Его песни — это кладезь юмора, ясное видение того, чем сегодня живет переселенец в Германии, о чем он думает и мечтает, чем гордится и чего стыдится. Жизнь как она есть — в одном маленьком музыкальном диске. Каждая композиция Яши Боярского — отдельная история, где есть место и правде, и вымыслу, и шутке, и слезе. В основе популярности Яши Боярского — его любовь к тем, кто сегодня нуждается в понимании, добром слове и весело й шутке»/ Виталий Ольшанский, «ЕВРОПА-ЭКСПЕРСС»
А по-большому счету секрет обаяния артиста и популярности его песен прост, для этого просто приведу два высказывания самого поэта-исполнителя. О приоритетах в целом: «Нет ничего важнее написанного в Библии, для меня это первое, главное и последнее». И о шансоне, в частности: «Вовсе не обязательно украсть кошелек, чтобы рассказывать об этом или знать, как это делается.»
Я буду чистым перед Богом и ОМОНом,
Я песню спел, теперь подит-ка попляши! («Чих-пых, поехали»)
Яша Боярский, он... народный. Вообще, артисты все, как известно, выходят из народа, просто некоторые забывают туда вернуться... Родился Яша в Москве, в Криво-Арбатском переулке. По театральным студиям время проводил, после — в подъезде Есенина на Театральном тусовался, а дальше в «Московском комсомольце» числился поэтом внештатным. Там была поэтическая студия, о которой сам поэт-исполнитель так рассказывает: «Заглянул. «Читай», — говорят. А мне лет 16 было. Ну, я про любовь начал. Вижу — морды воротят. Ну, взял, да и стеб написал. Серегу-кореша в чекиста переобул: хромачи там, сталинка, портупея и рубаха в горох, а сам под анархиста в шляпе вырядился. Приходим — немая сцена. Серега выходит:
В оркестр летели стулья и червонцы,
Дышал с голов упитанный тройняк,
Рыдал на сцене пьяный Маяковский,
А в черном пиве плакал красный рак.
Все в обмороке: «Либо это бред, либо гениально!» После, лет пять еще, с программою этой концерты заделывали.»
Яша Боярский и сегодня хохмит и стебается, но не сюсюкает со слушателем и не возносится над ним, потому как не считает его дегенератом, как это характерно для многих нынешних исполнителей «а-ля шансона». Ведь утрируют и опошляют так, будто предполагают в качестве слушателя среднестатистического постояльца «кащенко» или завсегдатая концертов «Аншлага».
Красиво и проникновенно поет Яша Боярский о любви, он посвящает женщине не только песню, но и жизнь:
Все равно, все равно я тебя украду,
Пусть меня, пусть меня ты погубишь,
И коня, вновь коня для тебя приведу
Вороного, какого ты любишь... («Конь»)
Как-то нет у него приторных слов, а есть настоящее чувство, которое в сладких словах не нуждается.
Еще тебя во сне я узнаю
Среди людей угрюмых и похожих («На новый срок»)
Или вот такое, не из альбома, а просто из форумской переписки:
И пускай, где закаты серы
И летят, будто дни, века,
Вновь приснятся Вам офицеры
И рассветы бледней клинка...
Пыль таежная, лес лохматый
И луны окаянный глаз...
И застреленный, как распятый,
Что погиб за меня и Вас.
Пятнадцать лет наш шансонье прожил в Германии, но, оставив устроенный там за эти годы быт, вернулся в Россию, чтобы творить и творчествовать. Семья там, творчество здесь, сам где-то между... между «там и здесь». За эти три года с момента возвращения Яша был приглашен в качестве журналиста в журнал «Шансон-Вольная Песня», затем как автор-ведущий программы на «Радио Шансон», и, конечно, все это время он продолжает писать песни, а значит, вот-вот должен разродиться новым ударным альбомом, которого мы уже с нетерпением ждем.
И в заключении несколько слов о поэзии и поэтах, сказанных Яшей Боярским не для широкой публики после многочисленных репетиций, а «дома на кухне», в очередной творческой перепалке, «на гора», почему сие и приводится в авторском (по возможности сохраненном) стиле. Стиле Яши Боярского.
Ах, да... Ну, да ! Поэтов много.
Их... как нерезанных собак.
Но не пужайтеся. Ей бога,
ОдНа дорога им — в кабак....
Они и пьютЬ, а делать чтО же...
Куды не глянь — везде кильдым !
Ну и у их... такииииииииииииие рожи !!!
Раз гЛянЕшь... буишь, млин, седым !...
Куды не кинь — ведь всюду Блоки,
Куды не плЮнь — всё Бомарше!
А что творятЬ !!!:... СпЛошНые склоки...
То сКочУтЬ, гады, в ниглиже,
То пьють такууууую зеленуху,
ЧтО даже я не буду пить !...
А пишутЬ, млин,оДну чЕрнУху,
А учатЬ, млин, как нАдо жить !
Но, ежли даже и не пишутЬ —
ЛюдЯм... спокОя не даЮтЬ !
Всё потому, что — что услышат ,
То сразу, дурни, и сПоюТь.
То на вокзале, При дороге,
То в казино, То в кабаке...
Ну а еЩё... сидятЬ в остроге
И носят дырки на виске.