Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Что такое Шансон для меня ...

Что такое "Шансон" для меня и как я его вижу по-своему?

Чтобы понимать шансон - им нужно жить. Если очень кратко, то для меня шансон-это образ жизни. Многие спорят - что это, жанр или стиль? Вначале обратимся к советскому энциклопедическому словарю и прочитаем, что:

ЖАНР (от французского "genre"), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений, какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанра слагается по-своему. В музыке жанры различаются: по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые...), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня), по содержанию (лирические, драматические, эпические), по месту и условию исполнения.

СТИЛЬ имеет несколько значений. Это индивидуальные особенности чьей-либо роли: общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленная единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (например, о стиле русского романа середины 19 века), об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.

Исходя из вышеизложенного, я думаю, что шансон- это всё-таки жанр и поэтому в дальнейшем буду говорить о жанре "шансон".

Песни в жанре "шансон" недостаточно просто услышать - их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Эти песни про жизнь и, конечно, не стоит забывать о том, что этот жанр имеет петербургские корни: Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Вадим Козин - все они начинали в Петербурге. Хотя, если брать глубже, то, по-моему убеждению корни шансона идут от русских народных былин, частушек, т.е. от народного творчества.

Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с ненавистью. Ведь эти песни тоже неотъемлемая часть нашей культуры жизни. Если слушаешь песню и у тебя по коже "бегут мурашки", невольно возникает ностальгическое чувство - значит песня "цепляет" и надолго! Что-то есть в этих песнях такое, что задевает за душу и сердце, огрубевшее за последние непростые годы. Эти песни - лишь отражение реальности сегодняшнего дня.

Все-таки соответствующая среда создает эти песни, а не песни среду.

Одна из составляющих жанра "шансон" - песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы. Такие песни часто называют "блатными". Что понимается под словами "блатная романтика". В настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, практически нет. Основные темы - предательство друга (пример, песня М.Круга "Роза"), измена любимой, смерть матери, не дождавшейся сына (И.Кучин "Человек в телогрейке"). Что же здесь романтического? Герои песен в тюрьме тоскуют о любви и жизни на свободе, а не наоборот. Если человек, любящий блатные песни, - потенциальный вор и убийца, то, как же тогда быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утёсовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни? Сейчас опять шансон входит в закон! Из закона вылезает наружу. Кто-то, правда, не принимает терминов "шансон", "русский шансон". И.Кучин сказал, что если существует "русский шансон", то должен тогда по логике быть и "бурятский шансон", "украинский шансон". Жан Татлян также заявил, что назвать данный жанр "русский шансон" - это то же самое, если всю парфюмерию объединить и назвать "русский Шанель". Ясно, что речь идёт о парфюмерии, но не понятно о духах или одеколоне и туалетной воде. На мой взгляд, одно из правильных названий дал Анатолий Днепров в своем интервью на радио "Шансон", назвав данное направление в музыке - это "свободный стиль". Но дело не в этом. Пускай, как угодно его называют - главное, что людям нравится. Современный шансон, если можно так выразиться, отдаёт цивилизацией. Мы живём в 21 веке, нельзя же всё время петь про колючую проволоку, да про тюрьму. Вокруг море образов.(Хотя сразу хочу сказать, что мне в шансоне именно, так называемая "блатная тема" ближе всего и более любима). А в России шансон почему-то стали ассоциировать с тюремной, блатной лирикой. Но блатная песня по своей сути - это всё-таки совсем другое, чем шансон. Наш знаменитый шансонье Жан Татлян никогда не пел блатных песен. А если отталкиваться от французского перевода "шансон - песня-песенка", то один из ярчайших примеров - Шарль Азнавур также не имеет в репертуаре песен о тюрьме.

Я ещё не знаю такого человека, который бы всю жизнь пел блатные песни и бесконечно нравился всем так же, как он нравился публике в самом начале. Меняется время, меняется слушатель, меняется репертуар. М.З.Шуфутинский стал популярен благодаря, так называемым "одесским" песням А.Я.Розенбаума, затем пел лирические песни и опять возврат к песням о неволе. Л.Успенская сказала, что никогда не вернётся к "ресторанному репертуару".

Шансон - даже если и вымысел, то максимально приближённый к жизни. Конечно, сейчас и в шансон полезли люди, для которых главное - деньги. Но это - однодневки. Пройдёт немного времени, и о них забудут, а вот такие вещи, как "Ушаночка" Геннадия Жарова или "Я куплю тебе дом" группы "Лесоповал", навсегда. Люди, которые сами сталкиваются с жизнью, с экстремальными ситуациями, хотят человеческого и доброго. Их трогают лирические песни - о маме, любимой, о доме и Родине. Человеческие песни из той жизни, которая была у каждого из них, и людям они дают облегчение, надежду, что всё ещё у них в жизни будет хорошо. А песни про тюрьму не "прокатывают". Люди там от нее настолько устали.

Многие считают шансон примитивным жанром. Он не примитивен, примитивны его образцы, то, что сейчас крутят про тюрьму и нары. В любом жанре есть грубый примитивизм на уровне пошлости, на уровне подворотни, и в шансоне тоже, на мой взгляд, есть - В.Эргард, группа "Воровайки", А. Заря. Положительные певцы - их много: А.Я.Розенбаум, А.Новиков, А.Маршал, И.Слуцкий, А.Дюмин, И.Кучин. Они - Поэты. И в основе шансона лежит именно поэзия, а не тексты. Песни на стихи, подчеркиваю на стихи, а не на тексты, Сергея Есенина будут петь всегда. Один из ярких современных поэтов шансона - наш питерский поэт Эдуардов Кузнецов. Его песни исполняют: К. Огонёк, В. Черняков, М. Шуфутинский, А. Большеохтинский, А. Тукиш, М. Пахоменко...

Шансон - это не только тюремная лирика, поднимающая вопросы бренности бытия иногда в несколько грубоватой форме, а ещё и красивая, лирическая музыка с прекрасными словами и глубоким философским смыслом (А.Дюмин "Цветы из камня", М.Круг "Свобода").

Есть много подразделений шансона, но в нём всегда важен текст, а не музыка.

Прежде всего, это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног. Но есть исполнители, для которых важен не только смысл, но и красивые аранжировки: Анатолий Днепров, Александр Кальянов, Слава Медяник, Александр Розенбаум, Михаил Круг. Они не просто под гитару поют, а используют большое количество "живых" инструментов.

Шансон дает людям силы преодолевать трудности.

Шансон - это такие мужские песни, которые женщины больше слушают и которые им очень нравятся. Хотя есть и прекрасные исполнительницы: Катя Огонёк, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская, пожалуй, и всё. Всё - таки, даже если вспомнить дворовые посиделки, редко можно увидеть девушку с гитарой, поющую песни.

Классический шансон - это когда у человека может совсем и не быть голоса, когда даже ноты он не всегда попадает, но поёт от души (яркий пример тому - Марк Бернес).

В связи с тем, что под термином "шансон" многие подразумевают только "блатную" песню и тему, некоторые исполнители не связывают своё имя со словом шансон. Об этом заявляли в своих интервью: А.Днепров, Л.Успенская, Е.Амирамов. Другие же исполнители, наоборот утверждают, что они всегда пели шансон, хотя, на мой взгляд, о шансоне имеют весьма смутное представление: В.Добрынин, И.Аллегрова, А.Пугачёва.

Интересно, что большинство "народных" блатных песен имеет своих конкретных авторов. Песню "Постой паровоз" - известную нам с напева Юрия Никулина, написал питерский автор, слава Богу живущий до сих пор, - Н.Иванковский. Так называемую народную песню "Окурочек" сочинил писатель Ю.З.Алешковский. Любопытно мнение писателя Игоря Губермана, которое он высказал в прямом эфире. Попав в свое время на зону и знакомый, со всеми проявлениями этой стороны жизни, Губерман заявил, что все блатные песни, придуманные за два последних десятилетия, - спекуляция на теме и чистый "фальшак". Серьёзных аргументов он, правда, не привёл - просто субъективное мнение опытного человека, Что-то в этом есть, ведь неспроста многие легенды жанра предпочитают петь старые, проверенные временем песни: "Мурка", "Кирпичики", "Снова эти крытые вагоны". Неправда ли знакомый репертуар "Братьев Жемчужных ", М.Гулько?

Так получилось, что шансон, уходящий корнями в фольклор 19 века (вспомните хотя бы песню А.Толстого "Колодники" на мой взгляд самый яркий пример "каторжанских" песен), жанр время от времени запретный (запрещённый), существующий параллельно "законным" советским песням - стал главным смыслом моей жизни.

Одной из ярких страниц моего увлечения шансоном был период в течение двух с половиной лет посещения в качестве почётного гостя программы Вадима Гусева "Пальцы веером" в питерской студии радио "Шансон". Это были незабываемые встречи с очень многими известными исполнителями, работающими в жанре шансон: "Братья Жемчужные", Т.Шаов, М.Гулько, Жан Татлян, Вилли Токарев, Трофим... Общение со слушателями, давно необходимый заряд бодрости и энергии для дальнейшей работы. Навсегда в памяти останется поездка в Москву на первый международный фестиваль шансона "Звёздная пурга" - 2000г. куда я был приглашён в качестве почётного гостя. Такого фестиваля уже не будет, т.к. нет с нами М.Круга, Б.Сичкина, С.Бурмистрова, К. Огонёк, А. Днепрова, с которыми удалось мне лично познакомиться на данном фестивале.

Санкт-Петербург бесспорно является столицей и родиной современного "русского шансона", но, наверное, данное направление музыки не получило бы такого развития, если бы не жили в этом городе такие замечательные люди: это "патриарх шансона" живая легенда Сергей Иванович Маклаков, народный артист России Александр Яковлевич Розенбаум и многие другие ныне здравствующие и те, кого уже с нами нет - Аркадий Дмитриевич Звездин (Северный), Владимир Тихомиров, Николай Серафимович Резанов - бессменный руководитель и лидер ансамбля "Братья Жемчужные".

Настоящий сайт посвящён жанру "русский шансон" и является собственностью создателей сайта. На нём размещены только авторские работы и оригиналы. Любое использование материалов сайта без разрешения владельцев является нарушением действующего законодательства.

С уважением,
Владимир Окунев

[« Назад ]

 


vk rutube youtube

Андрей Егоров
Зиновий Бельский
Руслан Казанцев
Виктор Березинский
Александр Казанцев
Николай Озеров
Любовь Шепилова
Олег Безъязыков
Артур Гога
Владимир Белозир

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона