Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » В. Гусев  » О шансоне и не только

Вадим Гусев. О «шансоне» и не только

Эта музыка, пожалуй, была всегда. Эти песни я помню с самого детства, когда вместе с дедом - человеком (мягко скажем), не любившим советскую власть, по вечерам, сидя у отличного лампового приёмника с таинственным зелёным глазом (таких теперь уж не делают), слушали мы "вражьи голоса", и кроме невероятных новостей, которые в корне отличались от того, что передавало советское официальное радио - потрясающие песни. Песни эти пели на прекрасном русском языке люди, о которых тогда не очень то принято было говорить просто так, вслух.

Рубашкин, Димитриевич, Вертинский, Галич, да тот же полуподпольный Высоцкий: Песни, которые сквозь рёв глушилок доносило радио из за рубежей, поражали своей болью, искренностью, невероятной доверительностью. Жуткое слово "антисоветчина" сопровождало их. В домашних разговорах это слово произносилось иронически. Вовне - это был ярлык, клеймо, означающее, что "нам с ними не по пути". Детский разум тогда, естественно, не в состоянии был понять всего ужаса этого раздвоения. Но, слава Богу, рядом были мои любимые старики. И выбора кому верить - им или тому сонму разных представителей государства, который назойливо пытался убедить всех и вся в том, что "учение Маркса всесильно, потому, что оно верно" (до сих пор потрясаюсь "логике" выражения) - этого выбора - не было. Конечно, я верил деду и бабушке!

Я интересовался и занимался разной музыкой: до, и во время своей работы на радио и телевидении. Но вот эта музыка, которую сейчас стали называть "Русским шансоном" всегда жила параллельно. К сожалению, сейчас её параллельное существование всё больше нарушается не всегда умной и тонкой эксплуатацией шоу-бизнесом.

Не я придумал этот термин "русский шансон", и я не собираюсь спорить о правильности и справедливости этого названия. Шоу-бизнес любит всё раскладывать по полочкам, классифицировать. Ну и ладно. Одно - несомненная правда - Shanson - по-французски - это песня. Стало быть "русский шансон" - русская песня. Согласимся и с этим. Добавлю от себя - не всякая песня.

Словесная конструкция (или, если хотите, термин) "русский шансон" впервые появились, наверно, во Франции, когда на пластинках Вертинского и других певцов из эмиграции, а потом и Высоцкого с Галичем стали писать "chanson a la russ". Потом, в восьмидесятых в журнале "Биллборд" стали появляться чарты русской неподцензурной музыки, которую, теперь уже американские эксперты стали называть всё тем же "русским шансоном":

"Шансон" - все то, что нас окружает: и нищая на улице, и новый русский в "Мерседесе", и новый анекдот, то есть нормальное наполнение жизни.Она ведь вся состоит из каких то сюжетов. Я лично предпочитаю называть так сюжетные песни. Нормальные русские песни о чем-то содержательном, со смыслом: не просто "глазки голубые, глазки золотые". Человек ведь должен не только развлекаться, но и думать. Такая думающая, смысловая музыка. В конце концов, одна из черт пресловутого "русского характера" - извечное стремление отыскать смысл жизни, определить своё отношение к чему-либо, или к кому-либо и, по возможности, замучить этим вопросом и ближних и дальних. Иллюстрацией сказанного может служить ряд исторических вопросов: "Что делать?", "Тварь я дрожащая или право имею?" "Ты меня уважаешь?"

Проще всего было бы поставить в проигрыватель с десяток дисков и просто показать - вот шансон, а вот - не шансон. И даже можно поспорить. Поспорить, собственно, очень уже нужно. Нужно, хотя бы потому, что начал наблюдаться некий кризис этого любимого многими жанра. И тут опять идут в ход ярлыки, передёргивания и прочее.

Начнём с того, что, представив себе всё песенное искусство как некое дерево, мы возьмём несколько его ветвей: русскую авторскую песню (от блатной до туристской), фольклор, так называемый русский рок и лирический городской романс (и просто романс). Всё, естественно, достаточно условно, но направления понятны. Главное отличие от всей остальной "развлекухи" - наличие сюжета и СМЫСЛ. Всё таки, спокон века русская песня всегда была наполнена смыслом (в современном русском шоу-бизнесе это называется "загрузкой").

В 1998 году мы с питерским продюсером Александром Фруминым запустили в Санкт - Петербурге свой проект - радио "Русский шансон". Проект уникальный, потому, что в то время на наших волнах звучал весь Высоцкий, весь Галич, весь Вертинский, весь Северный, весь Городницкий, весь Визбор, весь Розенбаум и многие другие великие и малые, но, действительно, целиком. Мы представляли их творчество в полном объёме и без каких либо купюр. И когда я говорю о том, что проект был и остался уникальным, то делаю это не из желания похвалить себя.

Мы делали своё дело с любовью и честно, и ничего не боялись. И увлечённые работой, мы на многое не обращали внимания. Короче, это радио у нас просто украли. В самом прямом смысле. В России сейчас, практически без последствий можно украсть всё, что угодно:

Я вернулся в Москву и сделал уже здесь радио "Шансон", которое вещает теперь в нескольких сотнях городов России. И даже СНГ. А здесь была другая напасть.

К сожалению, богатые люди, способные купить себе радио, не всегда понимают смысл этого приобретения. Они начинают вести себя с этой покупкой, как маленький ребёнок с погремушкой. Раз моё - значит трясу, как Я хочу. Никакие законы тут не соблюдаются и не работают. Произвол полный. Целый год я промучился со своими учредителями и, видя во что превращается музыка, которую я хорошо знаю и люблю, не в состоянии объяснить весьма недалёким людям, что они теряют и рейтинги и деньги, я вынужден был уйти.

Я это всё рассказываю не для того, чтобы пожаловаться. Дело в том, что стараниями непрофессионалов и "хищников" шансон превратился в пугало. Вкусовщина становится страшной вещью, когда хозяин мощнейшего средства коммуникации любит исключительно блатную музыку, ну и впридачу имеет весьма низкие оценочные критерии относительно всей остальной музыки. Таким образом, сейчас на территории России вещает радио, которое не имеет права называться "Шансоном". Теперь на нём нельзя услышать песен Галича, Вертинского и многих других.

К сожалению, сегодня в России законы позволяют получать лицензии на вещание абсолютно случайным людям: Как поёт в одной из своих песен потрясающий Трофим:

"Наверно зря жалел Деникин хамов.
Их надо было б розгой да плетьми.
И вот теперь - ни воинства, ни храма:
И мается Россия их детьми:"

"Аристократия помойки" - вот пример настоящего шансона

Я всегда подчёркивал в своих радиоэфирах, в разговорах со своими гостями, что делаю свои программы исключительно субъективно. Не выполняя ничьих заказов. Мне всегда казалось, что выбрасывать из радиоэфира кого-то, кто по чьему-то мнению не моден (или "грузит") - несправедливо. Место должно быть для всех. Нельзя давить никого - пустоголовая ли это (в подавляющем большинстве сегодня) эстрада, разухабистый ли это рок или серьёзная сюжетная песня.

Я журналист. Я встречался со многими певцами, исполнителями, поэтами, композиторами, людьми искусства. Это были разные встречи. Но никогда я не встречался с теми, кто мне неинтересен, а значит, неинтересен и моей аудитории. Я привык уважать своих слушателей. И если я рассказываю людям о Высоцком и Галиче, Трофиме и Шаове, Визборе и Митяеве, Северном и Шуфутинском, Вертинском и Гулько, Лебединской и Токареве, Сичкине и Успенской, Розенбауме, Мищуках, Сергееве, Круге, Медянике, Рождественских, Зубкове, Вулыхе, Мулермане, Бродской и многих других, то прежде всего, это означает, что они любимы и уважаемы мной, что им, а не кому-то другому я верю, что их радость и боль я разделяю, что за них я беспокоюсь, что они - настоящие, а не картонные.

Благодаря этим людям, я горжусь своей работой и ощущаю её полезной и нужной. Так что если интересно, то читайте дальше, слушайте дальше, и думайте!

С уважением Вадим Гусев.

[« Назад ]


vk rutube youtube

Галина Журавлёва
Михаил Гулько
Валерий фон Эргардт
Елена Ваенга
Сергей Бурмистров
Ефрем Амирамов
Эдуард Кузнецов
Катя Огонёк
Борис Сичкин
Светлана Астахова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона