Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » Ответы на вопросы. Выпуск 13

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. ВЫПУСК 13

ВОПРОС: Наша организация получила исключительные авторские права на использование музыки песен ряда известных композиторов. Недавно одна телекомпания показала новый документальный фильм, в котором частично использована принадлежащая нам музыка, записанная на фонограмму. На наш запрос телекомпания ответила, что права на использование фонограммы с записями песен получила в Гостелерадиофонде, который гарантировал наличие исключительных авторских и смежных прав на все переданные для использования произведения и фонограммы.

ОТВЕТ: Не в первый раз отвечаю на подобные вопросы. И снова могу повторить: Гостелерадиофонд никаких прав на использование музыки, текстов и/или фонограмм никогда не имел и не имеет. С таким же успехом авторскими и смежными правами на музыкальные произведения с текстом или без текста, а также на их записи, могли бы распоряжаться библиотеки, архивы, склады и прочие хранилища, в том числе и государственные.

Исключительные авторские права на музыкальные произведения принадлежат их авторам - композиторам. Эти права могут (могли) быть переданы исключительно по авторскому договору, которыми, я уверена, Гостелерадиофонд не располагает. Дело в том, что по ранее действовавшему законодательству (к примеру, Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года) использование произведений на радио и телевидении допускалось без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, т.е. свободно. Соответственно никаких авторских договоров о передаче радиостанции прав на использование произведения в принципе быть не могло. Использование произведений путем воспроизведения на пластинках и магнитной ленте осуществлялось также без согласия автора, т.е. без договора, но с выплатой вознаграждения в соответствии с утвержденными ставками.

Авторских прав, тем более исключительных, на все способы использования, да еще на 20, 30 лет вперед или же на весь срок охраны, передать было нельзя - существовали типовые авторские договоры с максимальным сроком передачи (неисключительных) прав на те способы использования, для которых по законодательству требовалось согласие автора. Гостелерадиофонд, как представляется, выступает ненадлежащим лицензиаром, поскольку авторских прав на музыку песен советских композиторов у него нет. Смежными исполнительскими и фонограммны-ми правами Гостелерадиофонд также никогда не обладал; не обладает он ими и сейчас. Договор Гостелерадиофонда с телекомпанией недействителен в форме ничтожности, т.е. не порождает никаких правовых последствий.

Ваша организация как правообладатель может обратиться с претензией и/или иском как к незаконному пользователю принадлежащих вам произведений (телекомпании), так и к недобросовестному лицензиару (Гос-телерадиофонду). С каждого нарушителя вы вправе потребовать выплаты компенсации. Вместо компенсации вы можете требовать, например, возмещения вашей организации убытков, включая упущенную выгоду, или же выплаты гонорара в двойном размере.

ВОПРОС: Я реставрирую старые фонограммы, в том числе грампластинки фирмы «Мелодия». В Обществе по управлению правами фоног-рафистов мне сообщили, что я обязан получать согласие фирмы «Мелодия» на переработку фонограмм. Являюсь ли я как переработчик совладельцем отреставрированных фонограмм?

ОТВЕТ: Безусловно, нет. Авторское право и смежные права охраняют результаты именно творческой, а не технической, деятельности. Соответственно переработчик -- это лицо, внесшее творческие изменения, творческий вклад в произведение или фонограмму. Реставрация представляет собой устранение шумов и прочих искажений записи, т.е. восстановление ее в оригинальном или приближенном к оригинальному виде. Вы не создаете новой записи звуков - Вы только с помощью технических средств возвращаете их первоначальное звучание. Поэтому Вы не можете признаваться «автором» или «владельцем» (производителем) записи, как не можете считаться переработчиком фонограммы. Никаких прав на отреставрированную фонограмму, кроме права собственности на ту запись, которую Вы «очистили», у Вас нет. Использовать ее, кроме как в личных целях для прослушивания в кругу семьи, Вы не вправе.

ВОПРОС: Произведения, принадлежащие нашей компании, незаконно используются в виде заставки телепередачи - в переработанном виде. Какие доказательства факта использования необходимы для обращения в Арбитраж?

ОТВЕТ: Для обращения в суд или в Арбитражный суд в первую очередь требуются доказательства наличия у истца исключительных авторских и (или) смежных прав, т.е. правоустанавливающие документы.

Кроме того, необходимы доказательства факта (фактов) незаконного использования произведений (фонограмм) ответчиком. Записи с эфира вы можете сделать сами - на видеозаписи сохранится логотип телеканала. Желательно записать передачи, которые идут до и (или) после программы, которую вы записываете, - это нужно для того, чтобы подтвердить дату и (или) время эфира. Не будут лишними газета или журнал с программой телепередач, анонсы и различные отклики на передачу. Вы также можете обратиться в специализированные организации, которые ведут мониторинг эфира, и запросить у них запись соответствующей передачи. Услуга эта платная. Рекомендую не медлить со сбором доказательств, которые по прошествии времени будет получать всё труднее.

ВОПРОС: Мы прочли в СМИ, что скоро отменят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Означает ли это отмену авторских прав и возможность, наконец, свободного использования любых произведений?

ОТВЕТ: Этот вопрос также не впервые задают пользователи объектов авторского права и смежных прав. Действительно, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 09 июля 1993 г. планируется отменить с 01 января следующего года. Но Ваша радость преждевременна - вместо норм указанного Закона и других специальных законов, регулирующих правоотношения по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности должны вступить в силу положения 4-й части Гражданского кодекса РФ. В начале марта с.г. по поручению Администрации Президента РФ был подготовлен проект 4-й части ГК, в которую вошел раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Глава 69 ГК посвящена общим положениям, глава 70 - авторскому праву, глава 71 - правам, «смежным с авторскими». Кроме того, в проекте содержатся положения, регулирующие правоотношения по созданию и использованию объектов промышленной собственности, нормы о праве на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг предприятий и информационных ресурсов, в том числе о праве на коммерческое обозначение и доменное имя. По мнению большинства специалистов, законопроект нуждается в существенной доработке. До его принятия и введения в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», разумеется, отменен не будет.

ВОПРОС: Один продюсер предлагает издать сделанные им записи концертов бардов. У кого права на использование этих записей?

ОТВЕТ: Что касается авторских прав на песни (музыкальные произведения с текстом), то за разрешением следует обращаться или к самим авторам, или в организации, представляющие их интересы в этой сфере. Представитель правообладателя в подтверждение своих полномочий обязан предъявить договор или доверенность. Смежные права, если они не переданы по договорам никому другому, принадлежат самим бардам. Продюсер, который сделал звукозаписи, подтверждает свои права договорами с бардами на запись их концертов. При отсутствии договоров на создание записей концертов никаких прав у продюсера нет.

Ирина ТУЛУБЬЕВА,
юридическая компания «Тулубьева, Осипов и партнеры» (Москва)
«Музыкальный магазин», #7(155), 17.04.06 - 30.04.06



vk rutube youtube

Александр Лобановский
Сергей Иванович Маклаков
 Пахом
Светлана Питерская
Вера Снежная
Андрей Заря
Михаил Круг
Шура Каретный
Владимир Трофимов
Александр Звинцов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона