- Информация
-
Новости
Новое в шансоне
Наши друзья
Анонсы
Афиша
Награды
- Дискография
-
Шансон X
Истоки
Военный шансон
Песни цыган
Барды
Ретро, эстрада ...
- Архив
-
Историческая справка
Хорошая музыка
Афиши, постеры ...
Заметки
Книги
Тексты песен
- Фотоальбом
-
От Д.Анискевича
От Е.Гиршева
От В.Окунева
От Я.Фролова
Разное
- Персоналии
-
Об исполнителях
Фотографии
Интервью
- Разное
-
Ссылки
Юр. справка
Комната смеха
Книга отзывов
Написать письмо
- Поиск
-
Поиск по сайту
- Счётчики
-
|
ФОРМУЛИРОВКИ В ДОГОВОРАХ
Как установлено ст.432 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
В соответствии с п.1 ст.31 ЗоАП, предмет договора (конкретные права на конкретный объект), срок и территория передачи прав, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки его выплаты являются существенными условиями авторского договора. Положения ст.31 ЗоАП применяются по аналогии к договорам о передаче смежных прав.
В договоре о передаче авторских и/или смежных прав должен быть определен предмет договора: указан сам объект и конкретные права, передаваемые но этому договору. Неточное или неконкретное указание в договоре объекта влечет признание договора незаключенным. Расплывчатые и двусмысленные определения объема прав также могут повлечь споры о незаключении такого договора. Поэтому следует указывать в договорах те способы использования произведений и объектов смежных прав, которые предусмотрены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" в последней редакции (далее - "ЗоАП"). В противном случае придется рассчитывать исключительно на лояльность контрагента, который будет признавать действительность существующих между вами правоотношений "по факту". Например, Олимпийский комитет России заключил договор с писателем Э.Успенским на использование "литературного образа" Чебурашки посредством "аранжировки образа путем одевания его в одежду". После того, как мультипликаторы напомнили руководству Олимпийского комитета о правах художника Л. Шварцмана, такой же договор - на использования "образа Чебурашки путем аранжировки путем одевания в одежду" был подписан также с автором всем известного изображения героя. Мягкая игрушка, одетая в официальную форму Олимпийской сборной страны, была к этому времени изготовлена (китайской фирмой) и содержала чип, при нажатии на который проигрывался фрагмент песни В. Шаинского и Э. Успенского. Сведений о том, что с композитором был заключен договор на такое использование, нет. Что касается Э.Успенского, то договор с ним, процитированный выше, не содержит никаких ссылок на возможность подобного использования фрагмента произведения. Кроме того, были изготовлены значки и иные сувениры с изображением Чебурашки, что также не нашло отражения в авторских договорах. Стоит ли говорить о том, что никаких реальных прав на использование произведения изобразительного искусства Л.Шварцмана, музыкального произведения с музыкой В.Шаинского и тексом Э.Успенского, а также товарного знака "Чебурашка", зарегистрированного на фирму Э.Успенского, Олимпийский комитет не получил, и использование изображения, в том числе в виде игрушки, сувениров, как и использование товарного знака и фрагмента музыкального произведения с текстом, не отвечает требованиям законодательства РФ и легко может быть оспорено заинтересованным правообладателем.
Передача прав на использование произведений, записей исполнений, фонограмм осуществляется на возмездной основе. Размер вознаграждения не может быть ниже установленного законодательством минимума. Так, Постановлением Правительства РФ № 218 от 21 марта 1994 года установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства, в том числе за публичное исполнение (Приложение № 1 к Постановлению), воспроизведение путем звукозаписи (Приложение № 2), распространение путем сдачи в прокат (Приложение № 2). В соответствии с п.2 Постановления № 218, предусмотренные приложениями ставки авторского вознаграждения являются минимальными для определенных в них видов использования произведений. Конкретный размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора. Если определенный в договоре размер вознаграждения ниже установленного минимума, следует признать отсутствие соглашения сторон по этому существенному условию договора. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна (ст. 168 ГК РФ). Недействительная сделка не влечет юридических последствий (п.1 ст. 167 ГК РФ).
Пунктом 3 ст.31 ЗоАП установлена императивная норма, которая обязывает указывать в договоре вознаграждение в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения, а в случае, если указывается фиксированная сумма вознаграждения, это допускается только в отношении передачи права на воспроизведение и только при согласовании сторонами максимального тиража воспроизведения.
В изъятие из общего правила статьи 18-25 Закона предусматривают возможность использования произведения без выплаты авторского вознаграждения - в личных целях, путем цитирования, для судебных целей и т.д. При подобном использовании следует не забывать о личных неимущественных правах авторов, а также исполнителей - праве на имя, праве на защиту произведения (исполнения) от всякого искажения.
При использовании произведений в оформлении аудио- и видеоносителей необходимо получать права на переделку (переработку) произведений и/или на их фрагментарное использование совместно с произведениями других лиц, в том числе для создания новых произведений. Иначе коллажи и прочие дизайнерские разработки нельзя будет использовать.
Внесение в договоры формулировок, обязывающих, например, артиста урегулировать "все возможные претензии авторов", не имеют силы, поскольку обязанность по заключению договоров на использование всех объектов несет исключительно пользователь. Другое дело, что артист часто исполняет произведение в измененном (переделанном, аранжированном виде) и далеко не всегда это исполнение было санкционировано авторами. В большинстве случаев нарушаются нрава композиторов, хотя страдают и поэты, когда коверкают их текст или сокращают целые строфы произведения. Распространено такое нарушение, как искажение названия произведения. Помимо формального нарушения требований законодательства, в таких случаях авторам причиняются прямые убытки: при сборе и распределении вознаграждения Российское авторское общество руководствуется сведениями, заявленными авторами при регистрации произведений, и иные варианты названия песни не всегда идентифицируются. Так, к примеру, компания FBI Music (сопродюсер проекта канала РТР "Народный артист") весь год прокатывает по городам концертную программу "Народный артист", в которой неизменно исполняется песня "Последняя электричка". Несмотря на то, что разрешение было получено лишь на разовый "живой" эфир этого произведения во время конкурсного отбора, песня прочно вошла в репертуар коллектива, причем под названием "Электричка" (вспомним, что такое же название имеет и песня из репертуара А.Апиной).
Разумеется, все многочисленные публичные исполнения "Последней электрички", а также теле- и радиоэфиры, незаконны, ведь договор с композитором на создание аранжировки заключен не был. FBI Music уже несколько лет практикует использование шлягера "Восточная песня" ("Льет ли теплый дождь, падает ли снег...") под "собственным" наименованием "Восточная" (группа "Премьер Министр"), что также недопустимо. Если бы пользователь получил разрешение от авторов на изменение названия и аранжировку самого произведения, то претензии к нему, очевидно, были бы сняты.
Не следует забывать о том, что при отсутствии в договоре указания территории действия договора (территории передачи прав) права передаются только на территорию Российской Федерации. Это касается как воспроизведения (тиражирования) записей, так и их распространения и иного использования. В последнее время пользователи предусмотрительно, оговаривают максимальные территории действия договоров (с учетом передачи им прав на максимально возможные сроки): так, в типовом договоре крупнейшего издательского холдинга содержится положение о том, что права передаются "на территорию всего земного шара и иных мест обитания человека", а в договоре всемирно известной звукозаписывающей компании установлено, что "территорией договора является территория Земли и всей Солнечной системы". Компаниям, которые рекламируют свои новые альбомы по РТР и Радио России, будет интересно узнать о том, что в июле с.г. ВГТРК заключила лицензионное соглашение / с Российским авторским обществом, распространив его действие с 1 января 2004 г. Противостояние, в котором на стороне РАО бы ли не только 17.000 российских авторов, но и авторско-правовые организации зарубежных стран, как, например, Би-Эм-Ай (300 тыс. членов), АСКАП (175 тыс. членов) и еще более полутора сотен обществ, завершилось полной победой РАО. ВГТРК должна в самое ближайшее время выплатить отчисления за истекшие месяцы этого года. Для изготовителей и распространителей аудио- и видеопродукции это означает, что к рекламодателям не будут предъявляться претензии о бездоговорной передаче фрагментов произведений в эфир, поскольку вещание теперь лицензировано. Но полностью исключить претензии по факту рекламы альбома на радио и тв можно только при согласовании всех усло-/ вий рекламы в договоре с правообладателем, в том числе вопроса о прайс на неуказание имени автора звучащего произведения и/или его исполнителя.
Ирина ТУЛУБЬЕВА, начальник отдела авторского права ЗАО "Интеллект-Консалтинг", Москва
«Музыкальный магазин», 13 (116), 30.08.04-12.09.04
|
|