Его поют в кабаках Марселя
Токарь из Озерска входит в шестерку лучших шансонье страны
Показался в: бане
Сергей Князев вот уже двадцать лет вкалывает токарем на "Маяке", но ровно столько же считает себя музыкантом, бардом, автором шансонов. И не он один так считает.Князева заметил и приветил в собственной студии сам Александр Новиков. Тот, который написал про свое возвращение из лагеря в Екатеринбург. А до этого Князев показывался на Грушинском и Ильменском фестивалях, гастролировал с созданным им коллективом "Мужики" по Уралу и Сибири, пел в ресторанах. И вот однажды:
— Однажды, — рассказывает Сергей, — приятель моего отца пригласил меня в баню. Приедут, говорит, уважаемые люди, надо бы попеть, поиграть, повеселить. Ну, попел-поиграл. Вскоре выяснилось, что я давал концерт для: сотрудников театра песни Александра Новикова. Они потом подходят, спрашивают: "Вы где-нибудь записывались?" Отвечаю, что нет, из самодеятельности. Короче, предложили через неделю приехать в студию Новикова.
В Екатеринбург Князев прибыл вместе с коллективом "Мужики". Однако Новиков поставил жесткое условие: "Запись альбома — дело дорогое. Поэтому запишется тот, у кого быстрее и качественнее получится". Быстрее и лучше вышло у Сергея. Это и послужило толчком к распаду "Мужиков". Ребята были амбициозными, а потому стерпеть успех одного было им не по силам. Так восемь лет назад Князев остался один на один с грандиозными перспективами. Тут же возникла необходимость пересмотреть свои музыкальные пристрастия. Знакомство с Новиковым привело к тому, что он перестал сочинять попсу, лагерные и казацкие песни, а занялся исключительно жанровыми, в стиле шансона. Так и появился хит "Жизнь — копейка".
Турне по Италии
Добрые и в то же время состоятельные знакомые помогли Сергею приобрести аппаратуру, и он начал выступать на банкетах и свадьбах. Не корысти и легкого успеха ради. Не обкатав очередное произведение, не проверив его пусть даже на жующих и выпивающих зрителях, невозможно сразу выходить с ним на концерт. А так понемногу и популярность стала нарабатываться. Слух о классном певце распространился куда дальше ресторанных столиков. Стали поступать серьезные приглашения. И первое из самых значительных пришло из Италии.
— Туда поехала моя сестра Лариса, — рассказывает Сергей, — она мастер спорта по бальным танцам. А там был чемпионат мира по этому виду. Вот я и отправился в качестве гостя с Урала. Привез проверенные временем цыганскую и казачью программы в качестве национального колорита. Выступал в нескольких городах. Принимали на ура. А когда вернулся, то понял, что заниматься этим делом надо плотно.
Одно дело — сказать, а другое — сделать. У Князева небольшая двухкомнатная квартира, двое детей и жена Яна, к музыке не имеющая никакого отношения. Как говорит сам Сергей, "ни слуха, ни голоса". При чем, спросите, квартира, жена и дети? А где прикажете студию размещать? Из одной комнаты музыкант сделал студию, а в другой практически поселилась вся семья.
— Когда я работаю, начинаю стучать по клавишам, вынести это сложно, — невесело улыбается Сергей, — вот и бегут домашние в другую комнату. Конечно, под семью подстраиваюсь. Специально даже стал работать в разные смены, чтобы заниматься музыкой, когда моих нет дома. И вообще, использую каждую возможную минутку. Всюду езжу с диктофоном. Все рождается на ходу: что-то мне упало, и я успеваю намурлыкать мотив. Приеду домой — начинаю писать.
Не вешай нос, братишка!
Домашнюю студию Князев создал очень просто: продал сад, гараж, машину и купил синтезаторы с компьютером. Конечно, аппаратура не суперпрофессиональная, но работать можно. Сочинил столько песен, что их вполне хватает для сольного концерта. Последние три года каждый декабрь выходит на город с готовой программой. Впрочем, в Озерске выступает нечасто. Сетует на неоднозначное отношение к нему отдела культуры. Не получается доказать, что шансон — это вовсе не тюремная лирика, а городской романс, песни русской души.
По этой причине или нет, но в прошлом году наступил творческий спад. Во всем обвинил себя: варюсь в собственном соку. От досады запустил письмо в Интернет: мол, мне плохо, а потому ищу родственную душу.
— Особых надежд на возможный контакт не возлагал, — признается Сергей, — кому надо откликаться на чье-то нытье? Но произошло неожиданное. Получил ответ от Сережи Трусова из Сочи. Текст примерно такой: "Ты что, братишка, нос повесил!? Я работаю на радиостанции "Шансон", присылай свои песни, послушаем!" Конечно, я тут же воспрял духом и в ноябре прошлого года с помощью друзей отправил по Интернету свой альбом. Через месяц звонок: "Срочно приезжай: у нас фестиваль. Будут известные люди. Тебе надо с ними потусоваться".
Князев органично влился в шестерку наиболее продвинутых шансонье страны. Вместе с ними получил свою порцию аплодисментов от не менее продвинутых зрителей. На новичка тут же обратили внимание истинные ценители шансона. И колесо завертелось.Сергея озвучили по радио на весь Краснодарский край, потом сделали о нем получасовую программу по российскому радио. Он съездил с концертом в Санкт-Петербург, объехал Север. Словом, как это бывает, и не только в сказках, в одночасье стал знаменитым. Пик успеха пришелся на нынешнее лето: певца из Озерска пригласили на киношный фестиваль "Кинотавр" в Сочи. В рамках фестиваля проводили конкурс "Песни нашего кино".
Розенбаум их заметил
Князев взял в работу песню из старого фильма "Земля Санникова": "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь".
— Я ее аранжировал, — повествует Сергей, — похрипел, как положено по жанру, и отослал диск. Звонят: "Все нормально, приезжай. Возможно, мы организуем тебе концерты". Взял на работе отпуск, собрал все отгулы и — в Сочи.
Сочинский народ Князева признал, и уже до "Кинотавра" он приобрел известность. Но популярность в народе — не гарантия официального признания.
— Мы должны были работать втроем, — открывает закулисные тайны Сергей, — Вова Черняков, Катя Огонек и я. Нас уже называли финалистами, то есть победителями. Но в последний момент мы узнали, что некий московский деятель проталкивает на фестиваль Светлану Питерскую и кого-то Жеку. А председателю жюри Александру Розенбауму объяснили: дескать, есть такие Князев с Черняковым. Мы их слышали, но это так плохо. А вот Светлана и Жека: Розенбаум наши диски в глаза не видел, поэтому и согласился с советчиком. Позже выяснилось, что Светлана — жена этого московского деятеля, а Жека — брат жены.
Возмутился откровенной подставой директор сочинского радио "Шансон". Он сумел пробиться к Александру Яковлевичу и уговорить прослушать всю троицу. Розенбаум послушал и проникся, поскольку ухватил главное: перед ним не пустышки, а серьезные исполнители с прогнозируемым будущим.
Музыка под стакан?
С подачи мэтра шансона Князев с новыми друзьями с месяц давал "чес" по побережью Черного моря.Сергей избавился от хандры и написал в Сочи целый концерт новых песен. Эту программу он уже готовит в студии Александра Новикова.
— Думаю, что в декабре мы что-то выдадим, — надеется Сергей, — я написал несколько песен на стихи сочинского поэта Ахунского. С ним мы решили сделать альбом. Он мне — стихи, я на стихи — музыку.
По признанию Князева, сочинский вояж буквально окрылил его. На крыльях успеха он слетал в Серебряный бор под Москвой. Зовут его в Санкт-Петербург, Уренгой, Норильск. Не очень он слышен только на Урале.Челябинские коллеги по-прежнему считают, что шансон уместен только в барах и ресторанах, что это — музыка под стакан. А Сергей уже давно отказался от свадеб и банкетов, переключившись только на концертную деятельность. Каждый концерт идет полтора-два часа, и не было случая, чтобы зритель покинул зал раньше времени.
"За копейку будем пить!"
Тут я прервал моего собеседника и спросил, зачем ему токарное дело, когда он нарасхват как певец.Сергей также прямо ответил, что музыка стала его кормить недавно, а потому терять надежный заработок на "Маяке" — не резон. Иначе можно посадить семью на голодный паек. Вот запишет качественный концерт, тогда можно и адью сказать кормильцу-комбинату.
— Где-то я прочел, — говорит Князев, — если человек к 40 годам не успел кем-то стать, то после это очень тяжело сделать. Мне до отпущенного срока остался год и за это время я сделаю все, чтобы успеть. У меня очень мудрая жена, она так рассуждает: "Серенький, если нужно, то делай, как знаешь". Просто надо превратить количество в качество и тогда я стану знаменитым и богатым.
Для непосвященных скажем, что в мире шоу-бизнеса состояться, просто так не получится. Записать диск "под ключ" в Москве, на студии "Союз", стоит тысячу баксов. У Новикова раза в три дороже. Раскрутка альбома и самого исполнителя — и того больше. Но не пишет Князев попсовую музыку, которая бы враз принесла сумасшедший доход. Вложенные в Николая Баскова 600 тысяч долларов через год дали отдачу. 300 тысяч — в Катю Огонек — окупились спустя полтора года. В Князева пока никто не вкладывает. Его контингент слушателей — не лагерная шпана, а полуинтеллигентная прослойка. Благодарная, но небогатая. А поэтому он идет своим путем — медленно, но верно. Зато песни его уже обогнали по популярности многих преуспевающих коллег Сергея. Песни Князева, записанные контрабандным путем на диски, есть в Лас-Вегасе, Нью-Йорке. Уже упомянутую "Жизнь — копейка" один мой знакомый слышал в марсельских кабаках. Не уточнил, на каком языке ее исполняли. Нам же Князев спел ее, сидя на диване, без музыкального сопровождения: "Наливай, будь здоров, пей без долгих, грустных слов. Да до дна, да без закуски, чтоб чертей стошнило жить. Чтобы пелось и грустилось, чтоб хотелось и простилось: Жизнь — копейка, за копейку будем пить!"