Вечная тема Александра Дюмина
Концерт известного автора-исполнителя, работающего в жанре русского шансона, прошел, как и подобает такого рода мероприятиям: среди гостей было много молодых людей в спортивных костюмах и кепках-"восьмиклинках", сам хриплоголосый мэтр несколько раз спускался в зал, где прямо во время исполнения песен фотографировался со всеми желающими и не возмущался выкрикам из зала типа: "Саня, "шпанюковскую" давай!". И, конечно же, какой шансонный концерт без нелестных фраз со сцены о том, что российскую эстраду оккупировали "голубые", а блатной жанр — единственный оплот гетеросексуальности. После концерта еще около двух часов Александр Дюмин общался с поклонниками, раздавал автографы и фотографировался на память. "Что главное в таких встречах?" — начал наш разговор Дюмин. И сам ответил: "Общение...".
Блатная душевность
— Александр, скажите, каков секрет успеха в таком не очень популярном на официальной эстраде жанре, как русский шансон? Есть ли рецепты, дозировки лагерного сленга и аккордов или же это что-то спонтанное?
— Cам жанр весьма популярен, потому что то, о чем мы поем, — это очень жизненно и очень актуально. Другое дело, что тот спад, который наметился в жанре за последние два года, вполне объясним: он стал коммерческим. Значительное число музыкантов, не состоявшихся в других жанрах, полезло к нам. И не потому, что прониклось культурой "блатного пения", а в стремлении "нарубить бабла". А иногда возникают такие накладки, которые у людей "в теме" вызывают горькую улыбку. Еду по Москве, вижу плакаты: "В "Олимпийском" фестиваль русского шансона. Выступают звезды русского шансона — Лолита, Долина, Буйнов и т. д.". Я не отрицаю, они — звезды. Но не шансона. Они просто гости фестиваля. То же самое — с фестивалем памяти Михаила Круга. На третий фестиваль, который был в этом году, приехали некоторые исполнители (я не буду называть имен), которые не то что в жанре блатной песни случайны, от них за версту веяло тем, что сейчас вежливо называют "нетрадиционной половой ориентацией".
Если говорить обо мне — то, чем я занимаюсь, я фанатично люблю. Я пишу то, что касается всех. А если не касается, то может коснуться. На самом деле я не против закона, я против беспредела. Но когда в изоляторах крутят руки, когда пытают — разве можно такое поддерживать? Мне часто задают вопросы: насколько то, о чем я пишу, касается лично меня? Я отвечаю: если я об этом пишу, значит, касается. Находятся те, кто говорит: такого быть не могло. А я отвечаю: некоторые темы приходят ко мне из жизни, а некоторые — из сердца и души.
Когда я начинал петь в блатном жанре, я знал, что каких-то особых денег не заработаю, но это был мой путь! Я против того, что сейчас так модно, — культа денег. Сейчас все кому не лень говорят: деньги решают все. Это ерунда. Есть сила воли человека и дух народа. И, как показывают последние события, "горят" не только простые люди, которые что-то мелкое украли. "Горят" министры, "горят" олигархи. И они ведь попадают в ту же тюрьму, что и все остальные. Так что деньги решают не все. Главное, хватило бы сил все вынести. Мужик должен быть не только мужиком, а еще и мужчиной — любить и защищать женщин, уметь терпеть, уметь переносить страдания.
Наверное, шансон — это еще и умение общаться. Вот после концерта ко мне иногда приходят ребята, спрашивают совета: "Вот, пытались вытащить пацана из-за решетки — не получилось. Что дальше делать? Чем ему помочь?". А я отвечаю: "Конечно, "грев" (чай, конфеты, сигареты) — это то, что вы хотите ему забросить, — хорошо. Но рано или поздно и ему придет "звонок". А что самое главное у человека? Близкие! Вот вы их поддержите. К мамке его подойдите, возьмите за руку, скажите несколько добрых слов. И это будет помощь по адресу. Она ждет именно этих слов, ей так не хватает тепла...". А в моих песнях главное — душа и настроение. За эту душевность многие и любят русский шансон.
Для тех, кто устарел
— А вам не кажется, что, то, о чем вы поете, несколько устарело? Вы поете про людей, не подчиняющихся режиму содержания в колонии, но в основном все зоны "держит" администрация. Вы поете про побеги и бунты, но чаще всего именно этого в зоне и не бывает. Скорее наоборот — скука смертная в колонии....
— А это просто вечные темы. Сегодня Фемиду извратили, как могли, а ее представители рисуются, говоря о правах, справедливости, законе. И лучший критерий — оценка народа. Во всем, даже в песнях, нельзя врать постоянно. И если ты врешь, народ скажет тебе об этом. У меня вранья нет. Хотя, не скрою, во многом я критично подхожу к своим вещам, ведь в 98 процентах случаев я пишу все сам — и слова, и музыку. Но в некоторых случаях беру народные песни. И чаще всего происходит это так. Приходит ко мне после концерта человек, уже старик, 72 года. Пообщаться хочет. Говорит, что из 72 лет 34 провел в тюрьме. Я стою ошалевший. А он просит, чтобы я включил в свой репертуар песню "Малолетка", которая знакома ему с юности. Ну, помните: "Моя милая мама, я тебя не ругаю:". И вот он начинает что-то вспоминать, заводится. Он не понимает, что мы, люди, хотим жить, радоваться, любить, а у него — одни обиды, и те в прошлом. И вот я после концертов приезжаю домой, почему-то вспоминаю этого старого арестанта, его просьбу — и записываю "Малолетку". Это песня не моя, но я записываю ее в альбом для него, для этого старика. Ведь у него, кроме этой песни, ничего в жизни не осталось. Это печально — вся жизнь может быть уложена в рамки одной этой песни. А сколько еще таких стариков (да и не только стариков) по стране?
А что касается тюремной администрации — тут пример такой. Буквально два дня назад я был в Брянске, и мне местные говорят: "Саш, а ты не хочешь в колонию съездить, спеть для пацанов?". Я говорю: "Не вижу препятствий!". Я вообще частый гость в колониях любого режима — и поселений, и общих, строгих, и "полосатых" (особого режима. — Прим. авт.), часто бываю в женских зонах. И вот мы выходим уже после концерта, я благодарю администрацию колонии (я всегда это делаю) за помощь в проведении концерта. И тут раздается одиночный выкрик в мою сторону, мол, за что им спасибо говорить. Но надо реально оценивать ситуацию: если администрация не разрешит музыканту приехать, арестанты не кайфанут душой. И я пытаюсь это объяснить. Есть и еще одна сторона. Тот же офицерский состав, находясь в колонии на протяжении 10-20 лет, оказывается в той же среде, в той же обстановке, за той же колючкой, что и каторжане. И от этого не уйти...
Грусть и будущее
— А почему ваши песни от альбома к альбому становятся все грустнее?
— Наверное, возраст. Многие мои песни были написаны в 19, 20, 25 лет, а теперь мне уже 37. Иногда мне предлагают написать что-нибудь на неблатную тему, но не могу я прыгать из лодки в лодку.
— А вы видите будущее русского шансона и себя в этом будущем?
— Я не вижу никакого будущего. Я не коммерсант. Делаю то, что мне нравится, пока это находит отклик в сердцах людей. Ибо, как я сказал, это тема вечная. Тюрьмы были, тюрьмы есть. И пока нет предпосылок, чтобы они куда-то исчезли: Я все делаю, как велит душа. В Приморье, например, приехал по велению сердца, а не за копейкой. Я, когда приехал впервые в этот край в 1999 году, влюбился в него. Мне говорят, что невозможно влюбиться в сопки. А я не согласен — и в землю можно влюбиться, как в девчонку. Поэтому, верю, еще свидимся в Приморье не раз, споем...
Досье "В"
Александр Дюмин, 37 лет, уроженец Донецкой области, ныне проживающий в Москве, один из самых коммерчески успешных и широко раскрученных авторов русского шансона. По собственному признанию, на него в юности больше повлияло не творчество Высоцкого, как на многих его коллег по цеху, а песни Аркадия Северного (Звездина). Музыкального образования не имеет. Дюмин является автором пяти альбомов: "Конвой", "Волк", "Сказочная беседка", "Цветы из камня", "Правильный путь". В стране стал широко известен в 1999 году как автор песен тюремной направленности, в творчестве которого заметна откровенная симпатия к лагерной "отрицаловке" (части осужденных, не признающих власть администрации колонии. — Прим. авт.). Многие его песни были впоследствии раздерганы на разговорные цитаты — такие, как: "Пойду в гастроль — прикину к лыжам парус", "Ходит в зоне живой Эрмитаж", "По наколкам — я русский Рембрандт", "Взвод ментов и сплошная петля", "И на все водобалансы малолеткам наплевать" и т. п.