Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «В Одессе много, много ресторанов...»

«В Одессе много, много ресторанов...»

Одесса-мама всегда и во всем первая. Данный тезис был весьма популярен у советской блатоты, и в этом имелась своя сермяжная правда. Красивый южный город с незапамятных времен стал криминальной столицей Российской империи, а затем и СССР, и именно в Одессе возник мощный пласт альтернативной культуры в виде популярных блатных песен.

«НЕ СТРЕЛЯЙ В ВОЗДУХ, НЕ ОСТАВЛЯЙ СВИДЕТЕЛЕЙ!»

А началось все с того, что для быстрого развития нового южного города российские власти с помощью экономических льгот (так называемое порто-франко) заманили сюда множество переселенцев. В Одессу мощным потоком устремился беглый российский люд, среди которого нередко попадались воры, бродяги и просто отпетые уголовники. Пестрым был и национальный состав населения. В Одессе поселились украинцы, русские, евреи, немцы, поляки, молдаване. Портовый город развивался параллельно с подпольными воровскими «малинами», притонами, азартными играми и публичными домами.

Преступный мир Одессы с самого начала был профессиональным. На знаменитой Молдаванке действовала настоящая воровская школа — «академия», готовящая «кадры» не только для Российской империи, но и для европейских стран. Будущие воры-карманники учились на манекенах, в каждый карман которых были вшиты маленькие колокольчики. Практику «ученики» проходили на одесских улицах, а часть краденого отдавали «школе». Кстати, именно эту «воровскую академию» закончил знаменитый Мишка Япончик, в миру — Мойша Винницкий. А привела его туда еще ребенком собственная мама, приговаривая при этом: «Учись хорошо, чтобы потом не жрать пыль на джутовой фабрике».

Короче, честный труд на благо общества в Одессе тогда не очень приветствовался, а криминальная карьера считалась вполне приемлемой для приличного молодого человека. Побыв немного карманником, Мишка Япончик переквалифицировался в налетчика. В то время эта преступная профессия переживала свой взлет. Бандиты совершали налеты на банки, магазины, грабили богатых сограждан. Именно в то время в Одессе стали модными следующие афоризмы: «Не стреляй в воздух, не оставляй свидетелей», «Самый короткий язык у мертвеца», «Мертвый не продаст». Многие из них приписывают Мишке Япончику.

Кроме Мишки Япончика, Одесса родила еще одного криминального авторитета — Яшу Блюмкина. Это тоже была легендарная личность. Сначала Яша был простым налетчиком, затем руководителем банды. Затем он примкнул к революции, поехал в Москву, где сделал блестящую карьеру в ВЧК. Дружил с Маяковским и Есениным. Сгубило Яшу Блюмкина только одно обстоятельство: он был отъявленным троцкистом, за что его и расстреляли в 1929 году.

«И В КАЖДОМ ДОМЕ ЕСТЬ СВОИ УРКАГАН»

В отличие от других российских городов, криминалом в Одессе занималось очень много людей. Бандиты-налетчики использовали для своих укрытий, «малин», всевозможные убежища: заброшенные строения, отдаленные квартиры, катакомбы. Налетчики с Молдаванки для этой цели приспособили даже морг Еврейской больницы на Госпитальной улице.

В 1920-е годы советская власть навела внешний порядок в городе. Но, проявляя гуманизм, она боролась с преступностью в Одессе довольно бархатными методами. Этому немало способствовали гуманный советский Уголовный кодекс и общая уголовная политика государства, поэтому преступность в Одессе вплоть до конца 1930-х годов оставалась высокой. Практически в каждом одесском дворе жили профессиональные бандиты, воры и налетчики. Они фактически владели городом в период нэпа. При этом в Одессе существовал своеобразный кодекс «воровской чести», который строго соблюдался всеми членами преступного мира. Налетчики никогда не грабили врачей, адвокатов, артистов, инвалидов, одиноких незамужних женщин.

Кстати, о женщинах. После революции в составе банд появилось много женщин, чего раньше не наблюдалось. По всей видимости, это были плоды «революционной эмансипации». Некоторые из них даже возглавляли банды, о чем рассказывается, например, в знаменитой воровской песне «Мурка».

Но большинство женщин и девушек все же занимали в преступных шайках рядовые посты. При этом многие из них стремились стать любовницами или женами «босса», что автоматически давало им большие привилегии.

«ПОСЛУШАЙ, НАДЯ, ОТДАЙ МНЕ АТАМАНА...»

Собственно говоря, на этом и построен сюжет популярной блатной песни «В Одессе много, много ресторанов». Сюжет там развивается следующим образом. В городе действует банда налетчиков, которую возглавляет красавец Костя-атаман. Красота его чисто эталонная для тогдашней Одессы — он жгучий брюнет с голубыми глазами.

Костя дорого и модно одевается, носит «ботиночки со скрипом» и, видимо, очень удачлив в воровских делах. Не обделен он и женским вниманием. Однако атаман любит только одну женщину, скромную Наденьку— голубку. Он ходит с ней в шикарные рестораны и всячески ее балует. Но однажды эта счастливая пара встречает в ресторане некую Натку-Наташу. Судя по всему, раньше у Кости с Наткой были близкие отношения, и она тоже состояла в его банде. В отличие от Нади, Наташа — опытная налетчица и отъявленная шалава. Она курит, пьет вино, разговаривает по фене и отлично владеет ножом.

На какое-то время она уезжала из Одессы, видимо, скрываясь от преследования уголовного розыска. Вернувшись, Натка обнаружила, что с Костей-атаманом гуляет другая женщина. Она подходит к ней и требует отдать ей бывшего кавалера. Во время этого разговора выясняется, что Наташа и Надя являются родными сестрами. Судя по всему, Натка — старшая сестра, она давно ушла из дома и потеряла связь с семьей. Однако родственные чувства не останавливают налетчицу, и она убивает родную сестру. Причем, судя по тексту песни, прямо на глазах у Кости-атамана.

Сюжет этот, прямо скажем, искусственный и напоминает собой древнегреческую трагедию. Но такие трагические коллизии были просто необходимы для драматургии сюжета блатной песни.

Впрочем, такой случай с некоторыми изменениями вполне мог произойти в послереволюционной Одессе. Дело могло быть так. Костя-атаман какое-то время жил с Наткой. Затем в банду пришла ее младшая сестра Надя, которую он полюбил всей душой. Наташа осталась в шайке, но уже на вторых ролях. В какой-то момент чувство ревности и зависти пересилило родственные чувства, и она убила родную сестру. Это вполне реальный и житейский сюжет.

Судя по всему, песня «В Одессе много, много ресторанов» была написана именно в 1920-е годы. Это можно определить по ряду косвенных признаков. Например, главаря шайки в ней называют атаманом. Но уже в начале 1930-х годов, после появления группировки воров в законе, это слово устарело, а главаря шайки стали называть «пахан», «бугор» или «хозяин». Устарела и сама проблематика песни, так как исторические времена сильно изменились. На какое-то время песню «В Одессе много, много ресторанов» прочно забыли.

Былая популярность к ней вернулась только в 1960-х годах, когда ее стали рассматривать как некое воровское «ретро». Песню «В Одессе много, много ресторанов» включил в свой репертуар популярный бард Аркадий Северный, который часто исполнял ее на своих подпольных концертах.

«В Одессе много, много ресторанов...»

В Одессе много, много ресторанов,
И в каждом доме есть там ресторан.
В Одессе много, много атаманов.
Там проживает Костя-атаман.

У атамана ботиночки со скрипом,
У атамана черный чуб назад,
У атамана голубенькие глазки,
И много смотрит на него девчат. 

Но атаман на девок без вниманья,
Хотя он тоже красивый, молодой.
Он любит Надю, Наденьку-голубку,
И увлекался ею лишь одной.

Но вот в Одессе появилась Натка. 
Она ведь тоже красивая была.
У Натки косы чернее черной ночи, 
Но ведь она коварная была. 

Однажды Натка сидела в ресторане,
Она курила и вино пила.
Тут дверь широко-широко распахнулась, 
И в ресторан заходит атаман.

У Натки все в глазах перевернулось, 
Она забыла все свои дела.
Она достала острый-острый ножик 
И быстро-быстро к Наде подошла.

— Послушай, цыпа, тебе ли с ним водиться? 
— Ведь ты не куришь и вина не пьешь.
А если будешь ты сопротивляться,
То ты живой отсюда не уйдешь.

А Надя смотрит на Натку с удивленьем 
И в ней сестру родную узнает:
— Послушай, Натка, где ты пропадала? 
Тебя семья родная дома ждет.

— А не затем к тебе я подходила,
Чтоб о семье родной заговорить. 
Послушай, Надя, отдай мне атамана 
Или тебе на свете уж не жить!

Погибла Надя, Наденька-голубка, 
Погибла Надя, Надя навсегда,
Она погибла от руки коварной 
И не увидит атамана никогда. 

Припев:
В Одессе много, много ресторанов 
На каждой улице есть там ресторан,
В Одессе много, много уркаганов 
И в каждом доме есть свой уркаган. 

Андрей Николаев
ЗА решеткой, №1 2014


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4388

vk rutube youtube

Геннадий Тимофеев
Вилли Токарев
 Трофим
Виктор Тюменский
Кира Хабарова
Владимир Черняков
Александр Шапиро
Михаил Шелег
Михаил Шуфутинский
Иван Кучин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона