Михаил Шуфутинский: «В Америке я мог бы стать водителем грузовика. Но судьба заставила петь шансон»
В 90-е годы Шуфутинский был для многих соотечественников голосом свободы, который пел из Америки о родине. Потом — о воле и неволе и воровской романтике. Потом, по его собственным словам, он устал быть «живой газетой для зеков» и переключился на песни о любви. Как бы ни менялся его репертуар, он уже стал легендой русского шансона. «КП» навестила Михаила Захаровича в его загородном доме, очень похожем на виллу Версаче.
«ПАРА РЮМОК — И ВЕСЬ ПАФОС ПРОХОДИТ»
— Вам в свое время дарили бильярдный стол, часы за 40 000 долларов, запонки с сапфирами и бриллиантами... Что ждете в этом году?
— С возрастом я понял, что главное, когда подарки — от души. В моей жизни были разные подарки — супердорогие, включая средства передвижения. Трость Шаляпина — это не самый дорогой из них — важно, почему человек его подарил. Если он решил, что ваза Фаберже меня больше порадует, чем картинка ребенка, это его ощущения. Я не люблю хвалебные речи, тосты, которые сложно выслушивать. Но, как водится, пара рюмок — и весь пафос пройдет.
— Только не смейтесь, народная примета гласит: 13 апреля, как раз в день вашего рождения, в доме можно услышать стон домового...
— Я ни разу не слышал! (Улыбается.) Может, потому что когда этот дом стали строить, в северо-западном углу я должен был положить монетку для домового. Я положил. А ее зацементировали. Вероятно, поэтому домовой меня не навещал. Не знаю, кстати, верю я или не верю в это — говорят еще, что кто-то невидимый у тебя сидит все время за правым плечом, а ты об этом не знаешь.
— С вами в один день родилась Мария Медичи (по старому стилю. — Ред.) — дама, предпочитавшая травить своих недругов...А вы как поступаете с плохими людьми?
— Я против физического уничтожения! Стараюсь, чтобы мои враги уходили из моей жизни.
«я извинился ПЕРЕД ГАРРИ КАСПАРОВЫМ!»
— А еще с вами в один день родился Гарри Каспаров! С ним у вас однажды была неприятная история.
— Он великий шахматист. Но, правда, был один случай. Мы летели из Америки бизнес-классом. И мы с моим приятелем, скажу честно, крепко выпили. Громко говорили. Каспаров сделал нам замечание. Я психанул, сказал, что мы тоже купили билеты в бизнес-класс. Он не стал с нами ругаться, стоит ему отдать должное. Потом мы все заснули, но по прилете я перед ним извинился, и инцидент был исчерпан.
— В 1981 году вы уехали в США. Вернулись в 1990-м, но только с гастролями. Постоянно в России вы живете с 2006 года. Спустя столько лет после вашего возвращения, как думаете, что самое важное дали вам Штаты?
— Я ехал в Америку, чтобы там жить, а не чтобы развиваться. Мог бы стать водителем большого грузовика и даже открыть свою автокомпанию. Я мог бы, наверное, стать неплохим доктором или адвокатом. Но так случилось, что я был вынужден зарабатывать на семью, поэтому развивался в музыке, играл джаз. Нужно было петь — я запел, и у меня это получилось.
— Вы много гастролируете. Как приводите себя в чувство после работы?
— Мне необходимо плавать. А я с детства боялся — чуть не утонул в свое время, слава богу, мама меня спасла. И вот буквально пять лет назад у себя дома в бассейне научился! Плаванием пытаюсь восстанавливаться. Бывают моменты, когда удается уехать в Лос-Анджелес, поваляться у бассейна или пройтись с друзьями на яхте. Но через неделю начинаю биться головой о стену — срочно надо заниматься делами!
— 10 лет назад вы феноменально похудели и до сих пор в хорошей форме!
— Я тогда на 30 кг похудел. И сейчас на 20 кг меньше, чем тогда. Помогла диета доктора Волкова — года два продержался. Но постепенно вес стал возвращаться. Я никогда не говорю, что мне нельзя. Говорю, мне все можно, но не все нужно. И сало могу съесть, и рюмку водки выпить. Но в небольших количествах. Стараюсь не напрягаться: если еда доставляет удовольствие — то напрягаться не надо.
— Кстати, о еде: вы не так давно озвучили короля в мультфильме «Храбрая сердцем». А он постоянно ест...
— Да, мне страшно понравилось! Вживаться в образ было непросто, но мне показалось, я его понимаю. Озвучивать мультфильмы — мучительный труд. Надо сыграть так, чтобы это было достоверно. Вот меня толкнул медведь, и я ударился плечом о дерево... Я специально бился о стенку в студии, чтобы правильно прочувствовать.