Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Советская малина...»

«Советская малина...»

Песня о том, как патриотически настроенные жулики разоблачили агента империализма

В этот раз в нашей рубрике мы поговорим о песне «Марсель». От нее так и веет портовым городом, где гуляют морячки из разных стран, где рекой льется дешевое вино и пиво и где так же дешевы и доступны женщины легенького поведения. Однако в песне не все так примитивно. Жулики в ней разоблачают иностранного шпиона. Сознательные они у нас... Были...

О ГЕРОИЗМЕ БАНДИТОВ

Сейчас на волне громадного успеха Елены Ваенги, песнями которой заслушиваются романтично настроенные слушатели-любители шансона, сейчас, когда неожиданного на гребень слушательского успеха выплеснулись песни звезды русского шансона лихих 90-х Сергее Наговицына, (ушедшего из жизни двенадцать с половиной лет назад), рассмотрим так называемый патриотизм отечественного уголовного элемента. Кстати, об этом в последнее время почему-то вспомнили не только певцы. Киношную продукцию буквально заполонили фильмы об уголовниках-патриотах, жертвующих даже своими жизнями в борьбе с чужеземным врагом. И эти киноленты не прошли незамеченными. Можно сказать, зритель оценил их довольно высоко, даже полюбил и поставил на пьедестал, к которому должны стремиться другие режиссеры, создатели фильмов. Вспомните недавно вышедшие на экраны сериалы: «Вторые» или «Паршивые овцы» о бандитах, которые оказались на свободе из-за наступления фашистов. События в сценариях развивались так, что уголовники-беглецы к концу фильма героически гибнут за Родину. Но вернемся к песням...

БУДЬ БДИТЕЛЕН!

Как пишут историки блатного фольклора, песня «Марсель», скорее всего, относится к концу 20-х — началу 30-х годов прошлого века, «когда в воздухе витал призрак надвигавшейся войны и в обществе нагнеталась истерия шпиономании» (Фима Жиганец).

События развивались бурно: полицейский налет на советское торгпредство в Лондоне, разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство полпреда Войкова в Варшаве, постоянные сообщения советской прессы о диверсиях и террористических актах. В стране проводились бесчисленные военные маневры и массовая подготовка населения на случай боевых действий. На этом фоне постоянно повторялись призывы к бдительности, требования разоблачать шпионов и бандитов. Своеобразно откликнулся на события и уголовный мир. Надо напомнить нашим читателям, что в то время уркаганы считались «социально близкими» советской власти, и поэтому «советская малина» (так и названо на «голубом глазу» в песне притонное в принципе место) клялась оправдать это высокое доверие. Хотя не упустила момента показать, что были и остаются неблагодарной сволочью. Но это — уж как водится.

ЖИРКОМБИНАТ КАК ЦЕЛЬ № 1 ДЛЯ «ИНТЕЛЛИДЖЕНС СЕРВИС»

Сюжет песни таков. Стоит на майданчике жулик, и вдруг к нему подкатывает «незнакомый граждан». И осведомляется: где бы весело ночку прокутить, «чтоб были с нами девочки, чтоб было там вино»? И подчеркивает веско так: «А сколько будет стоить — мне это все равно».

Но сознательный жулик отвечает, что, мол, «не дале как вчера последнюю малину завалили мусора». Ну а дальше приезжий «граждан» начинает рассказывать про Марсель.

Напомним, что это портовый город во Франции, место, где морячки из самых разных стран отдыхают, так сказать, и душой и телом. «Граждан» рассказывает исключительно в превосходной степени: «Такие кабаки, такие бордели, такие коньяки!» И, что немаловажно при «культурном отдыхе», -«там девочки танцуют голые», а «воры носят фрак». Звучит, а?!

Не очень только понятно — зачем «граждан» плел про Марсель, может, заманивал лирического героя туда? Ведь после своего рассказа он открыл «шикарный чемодан» и предложил деньги и жемчуга стакан.

И как вы думаете, за что? Ни много ни мало, за план... жир комбината! Вот, оказывается, какие цели были у иностранных разведок!

Но не на тех напали! Наши жулики ~ самые сознательные и патриотически настроенные в мире! «Советская малина собрала свой совет, советская малина врагу сказала: нет!» Вот так вот.

Предложение шпиона было обсуждено на сходке, и воры и приблатненные решили не поддаваться буржуям недобитым. Перво-наперво у «того фраера» жулики забрали чемодан с жемчугом и деньгами. Ну а потом сдали его «войскам НКВД». За что сознательным преступничкам даже жал руку прокурор.

Однако после всего такого малину взяли «под усиленный контроль». Вот вам и благодарность нашим уголовничкам от советской власти... Ну и тлетворное влияние Запада дало свои ростки в душе лирического героя песни — он все думал о Марселе:

С тех пор имею, братцы.
Одну я в жизни цель:
Ах, как бы мне добраться
В ту самую Марсель!
Где девочки танцуют голые, 
А дамы е соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрак...

МАРСЕЛЬ

Стою я на майдане,
Держуся за карман,
Как вдруг ко мне подходит 
Незнакомый мне граждан

И говорит мне тихо: 
«Позвольте вас спросить. 
Где б можно было лихо 
Эту ночку прокутить?

Чтоб были с нами девочки,
Чтоб было-там вино,
А сколько будет стоить 
— Мне это все равно».

А я ему ответил: 
«Не бале как вчера
Последнюю малину 
Завалили мусора».

Он мне сказал: «В Марселе 
Такие кабаки
Такие там бордели,
Такие коньяки!

Там девочки танцуют голые, 
А дамы — в соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрака.

И с этими словами 
Таинственный граждан 
Отмычкой отмыкает 
Шикарный чемодан.

Он предлагал мне деньги 
И жемчуга стакан, 
Чтоб я ему разведал 
Жиркомбината план

Советская малина 
Собрала свой совет, 
Советская малина 
Врагу сказала: нет!

Мы взяли того фраера, 
Забрали чемодан, 
Забрали деньги-франки 
И жемчуга стакан.

Потом мы его сдали 
Войскам НКВД, 
С тех пор его по тюрьмам 
Я не встречал нигде.

Нас всех благодарили, 
Жал руку прокурор,
Потом нас посадили
Под усиленный надзор.

С тех пор имею, братцы, 
Одну я в жизни цель; 
Ах, как бы мне добраться
В ту самую Марсель!

Где девочки танцуют голые,
А дамы в соболях, 
Халдеи носят вина, 
А воры носят фрак...

БАЙКА С ЭЛЕМЕНТОМ СТЕБА?

Песня, конечно, по-своему любопытна. Она явно не является канонической для блатной лирики. Не припомним, чтобы в уголовных произведениях рассказывалось об иностранном шпионе. Наверное, действительно дуновение той эпохи... Хотя то, что шпион интересуется конкретно жир-комбинатом, а ничем другим более звучным, возможно, говорит о том, что в песне заложен стеб.

Впрочем, в 20-е годы жулики получали уникально малые сроки за свои деяния (вспомним постоянные «условки» Клима Чугункина из булгаковского «Собачьего сердца» — вот что значило «правильное» происхождение!), потому отношения с новой властью складывались полюбовно. В 30-е же годы с приходом к власти Сталина все изменится кардинально — он найдет занятие уркаганам на ниве строительства народного хозяйства. Тут уж будет не до Марселя...

...Не так давно по телевизору показали короткий репортаж из портового Марселя. Со времен одноименной песни в порту ничего не изменилось: дешевое вино — одно евро за бутылку, дешевые женщины — за 25 евро... Хорошо живут в Марселе!..


ЗОНА криминала, #9-10(345-346) март 2012


Комментарии

27.12.2017 17:55 maikop1952 [maikop1952@mail.ru]
Во-первых, эта песня написана не в 30-е годы, а много позднее - в 1946 году. Написана зеком, имя - Ахилл Левинтон, но не блатным, а по политической статье. Но стилизована под события 20-30 годов. И дело тут не в патриотизме блатных. Просто тогда существовала т.н. теория "перековки". В соответствии с ней уголовники считались "друзьями народа", способными перевоспитаться, поддающимися "перековке" трудом в честных тружеников. Почитайте роман Конст. Федина "Вор". В отличие от "врагов народа" - зеков с политическими статьями, которые без сомнения подлежали уничтожению. Потому и родилась такая лирика.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6546

vk rutube youtube

Павел Павлецов
Игорь Сивак
Влад Виссонов
 Батон
Лора Виталь
Ирина Маулер
Виктор Давидзон
Мария Мордасова
Александр Кирьянов
Александр Юрпалов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона