«Нет ребята, демократы — только чай»
Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет.
У каждого поколения, наверное, свой Высоцкий. И почти любой из нас находит в его фильмах, спектаклях, песнях или откровенных интервью о жизни, судьбе и любви что-то важное и нужное для себя и сейчас. Накануне юбилея актера популярные современные музыканты ответили на вопросы анкеты «РГ». Что значит для них, сегодняшних, Владимир Семенович Высоцкий?
1. Был ли у вас в жизни случай, когда песня или история из жизни Владимира Высоцкого вам лично в чем-то помогла?
2. Чем бы сейчас занимался Высоцкий: стал бы политиком, писателем, вел шоу на телевидении и т.д.? И в каких идущих сегодня кинофильма и спектаклях, возможно, тоже захотел бы сыграть?
З. В каких самых неожиданных ситуациях и компаниях вам приходилось слышать песни Высоцкого?
4. Что из его песен, стихов или прозы нужно обязательно перевести на иностранные языки?
5. Есть ли у вас любимый афоризм или киноэпизод из творчества Высоцкого? Или такой, что особенно актуален, применительно к нашей сегодняшней жизни?
Владимир Шахрин («ЧАЙФ»)
1. Моими первыми песнями под гитару были как раз песни Высоцкого. Вначале я услышал их в исполнении моего отца, а потом уже—оригиналы. Эти песни помогали мне создавать определенный авторитет во дворе, ну и (улыбается) вызывать интерес у противоположного пола в сложный период полового созревания.
2. Меня устраивает то, что в нашей памяти он остался непререкаемой легендой. У предыдущих поколений были Чапаев, Гагарин, а у нас — Высоцкий. Он и сейчас такой.
3. Пожалуй, я назову недавний концерт в честь его 75-летия, который собрал очень неожиданную компанию актеров и музыкантов. В итоге прозвучало очень много версий песен, которые я даже не ожидал услышать (завтра этот концерт покажет «Первый канал». Прим.А.А.).
4. Его уже много переводят на иностранные языки, особенно в странах, где есть традиции настоящего шансона. Высоцкий, конечно, шансонье. А еще мне очень нравится его песня «Проложите, проложите». В ней заложена та самая национальная идея, которую все так старательно и долго ищут в нашей стране. Она про то, что всем нам надо. И эта песня давно уже в репертуаре «ЧАИФа».
5. Реплики Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя» музыкантами нашей группы применяются чаще всего. А песни — те, которые исполнял мой отец.
Сергей Мазаев («Моральный кодекс»)
1. Я родился в том же дворе, что и Высоцкий. И хотя в моей семье магнитофона не было, его песни можно было зайти послушать у соседей. Мы жили довольно дружно, может, и благодаря тому, что больше общались. Особенно мне нравились военные песни Высоцкого и из кинофильма «Вертикаль». Помогли ли они мне в жизни?! Была история (улыбается): меня долго не приглашали на «Первый» телеканал, но потом позвонили и позвали спеть именно песню Высоцкого— «Баньку по-белому». Даже сделали хэдлайнером телевизионного концерта, что меня, конечно, очень порадовало!
2. Мне про Высоцкого много рассказывал Иван Дыховичный, с которым мы очень дружили. Он говорил, что Володя был парень непростой, а при этом—боксер, гимнаст. И резкий: мог в репу дать неслабо! Так что где бы Высоцкий сейчас снимался и с кем бы общался, трудно сказать. Но то, что был бы уже мегазвездой—это точно.
3. Ничего необычного, потому что музыкальный стиль Высоцкого соответствует интеллектуальному и нравственному уровню нашего населения во всех его социальных слоях... Хотя то, что понеслось вслед за ним в этом звучании, меня порой раздражает достаточно серьезно.
4. Очень много песен, особенно военные. Но одну конкретную — лучше всего показывающую русскую душу — назвать не смогу. Наверное, почти в каждой есть разные черточки нашей непростой, часто мечущейся души.
5. Строчка «нет ребята, демократы — только чай» очень мне помогла, когда я окончательно завязывал с алкоголем.
Светлана Сурганова («Сурганова и Оркестр»)
1. К юбилею Владимира Семёновича мы исполнили две песни: одну по желанию «Первого канала»—«Она была в Париже». А вторую выбрала лично я — «Скалолазку» из кинофильма «Вертикаль». Я очень хорошо чувствую, о чем поет Владимир Семенович. Мне кажется, что песня удалась и в нашем исполнении, хотя понимаю, что играть песни Высоцкого — это глухая затея, можно только пережить и пропустить через себя композицию, во имя его памяти, и во имя будущего, так как такая энергия, такая ирония, вряд ли еще проявится в какой-либо другой личности... Вот этим: энергией и чувством иронии, наверное, и помогает.
2. Не думала об этом.
3. Таких много.
4. Лирику Высоцкого можно и нужно переводить. Он — поэт вне времени и пространства. Высоцкого должен знать весь мир, потому что это будет интересно людям с разным менталитетом и мировосприятием. Он может объединять людей разных поколений. В Высоцком есть естественность, он говорит, поет о тех эмоциях, которые близки и понятны каждому.
5. Одна из самых моих любимых песен Высоцкого «Я не люблю...», по-моему, песня на все времена и на все обстоятельства. А строчки: «Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в нее плюют»...
Юрий Постарнаков («После 11»)
1. Конкретной истории нет, но творчество Высоцкого с каждым годом становится мне все интереснее. Его отношение к жизни, к профессии, самоотдача являются для меня и для многих музыкантов неоспоримым примером.
2. Думаю, он продолжал бы сниматься в кино и писать песни. Также, могу предположить, что Высоцкий работал бы как режиссер спектаклей и кино...
3. Кажется, что он всегда звучал рядом, еще с детства. Так что ничего неожиданного: крутились пластинки, пел отец, когда мы стали старше, то уже сами пели под гитары во дворе. Так, наверное, происходило и у многих... Мне же у Высоцкого всегда была ближе его сумасшедшая лирика, песни о войне.
4. Что касается песен, то надо ли?! Будет ли перевод таким же пронизывающим по силе, как первоисточник?
5. Всегда актуальна фраза Глеба Жеглова: «Наказания без вины не бывает»... А вырывать строчки из песен бессмысленно. Они заучены миллионами и передаются как пример мужества, преданности, верности и других качеств, которые превращают нас из животных в людей.