Татьяна Кабанова: Я готова к тому, что не стану звездой
Смотрю на небо и вижу блики...
Смотрю на лица и вижу лики.
И в каждом ясно — бесспорный след
Того, что было, того, что нет...
Хелен
Сотни новых звездочек вспыхивают в эфирах шансонных радиостанций, блекнут и быстро гаснут, не добравшись до небосклона. Да и сам небосклон русского шансона, согласитесь, не похож на сверкающий всеми красками, огнями и блеском фальшивых фейерверков попсовый. Все сдержанно, скромно, без излишней помпы, разгульной подтанцовки, навязчивых телеэфиров и пошловатых видеоклипов. Этот жанр не прощает фальши и лицемерия. Какие бы новомодные направления ни пытались привнести в жанр русского шансона отставные, вышедшие в тираж попсовики, псевдопатриоты и бизнесмены, далекие от истинного искусства, но близкие к всеобщей шоу-кормушке, настоящие ценители хорошей песни умеют хранить верность жанру. Забудутся проплаченные эфиры, уйдут в прошлое сиюминутные истерические рыдания музыкально-политических карьеристов, надоест шаблонная тюремная история в исполнении холеных молодых людей, не нюхавших даже армейского пороха, не говоря уже о самой тюрьме... Останется лишь подлинное искусство, над которым не властно время, на которое не могут повлиять ни деньги, ни мода, ни политика. Останется настоящая песня, которую когда-то назвали русским шансоном по прямой ассоциации с мелодичной и весьма осмысленной французской песней. Грассирующее "р-р-р", знакомое по манере французских шансонье, связало музыку парижских улочек с нашим родным русским шансоном, спетым или воспетым самой загадочной личностью в жанре — Татьяной Кабановой.
Неизвестные грани таланта
Загадка и сама Татьяна, и ее активная творческая жизнь, и ореол тайны, окутавший все песенное творчество певицы. Таинственный образ — не часть имиджа, не нарочито созданный миф, не наносной пафос элитарности. Многогранный талант актрисы и певицы поражает воображение настолько, что даже при личном общении с Таней теряется ощущение времени и пространства. Глядя на красивую, молодую, немного уставшую женщину, не спеша рассказывающую об известных и неизвестных мне эпизодах своей творческой жизни, я пытаюсь понять, сколько же жизней нужно прожить, чтобы осуществить все то, что было задумано и решительно воплощено этой хрупкой изящной женщиной. Таня до конца остается загадкой. Нет ответов, одни лишь вопросы. Их много, этих вопросов. Они приходят в голову, путая события и время. Мы перескакиваем с одной темы на другую, отвлекаемся, перебираем газетные заметки, журналы и фотографии.
Таня рассказывает охотно, с видимым удовольствием вспоминая о резких поворотах своих творческих путей и дорог. Она живет прошлым, в котором есть место для будущего. Как и десять лет назад — у Татьяны нет разочарования в глазах, нет усталости от неудач и ошибок. Как и прежде, Таня полна решимости. Масса идей и еще нереализованных планов. Когда Татьяна вспоминает какие-то эпизоды из прошлого или переносится в близкое и вполне реальное будущее, ее глаза светятся таким искренним светом, что я внезапно понимаю: мечты ее перепутали будущее и прошлое, создав то настоящее, которым она и живет. Живет вполне уютно, упорно ставя перед собой новые задачи и цели и так же упорно воплощая задуманное в жизнь.
Неспешная беседа на кухне спальной питерской многоэтажки убаюкивает, успокаивает, но только не объясняет ничего из того, что я хотела бы понять, придя к Тане. Я выключаю диктофон и перестаю записывать. Нельзя описать талант, нельзя рассказать о нем на бумаге. С ним можно просто родиться и жить. Что прекрасно и делает Татьяна Кабанова, воплощая в себе материнство (три дочки-красавицы: поднять их и дать образование в наше время — шутка ли?), актерский дар (немало ролей в театрах, кино и на телевидении — огромный творческий багаж, постоянно пополняющийся новыми и новыми замыслами) и певческий талант (неподражаемый, неповторимый тембр, верность жанру, изысканность стиля...).
Какая идиллическая картина! Просто создается впечатление, что я рассказываю не о самой безумной из профессий — актерской, — и не о самом жестком песенном жанре — шансоне, — а беседую с преподавателем класса макраме при Доме культуры в далеком периферийном городке, где жизнь течет размеренно и плавно. Кстати, спицы с вязанием, аккуратно повешенным на спинку кресла — элегантный узор из жемчужной шерсти — маленький штришок к портрету. Он ни о чем не говорит, но молчит о многом в нашем с Таней женском разговоре. Стряхиваю с себя оцепенение и понимаю, что иду по неправильному пути. Если мы будем говорить только об успехах и достижениях Таииной жизни с пафосом советских газет в период сбора урожая, то я ничего не пойму и ничего не смогу объяснить Тебе, дорогой Читатель о том, кто же такая — Татьяна Кабанова. Тем более что Таня, с ее интересом к творчеству Вертинского, с ее увлечением классической блатной песней и иными непохожестями, совершенно выпала из славного советско-социалистического рая. Она в принципе выпадает из времени, — слишком несовременна для унылого сегодняшнего искусства и чересчур энергична для плавного "серебряного" века.
Я настойчиво отвергаю красивую сказку о счастливой жизни и заостряю вопросы, выпытывая у Татьяны то, о чем вспоминать непросто. Кое-что становится понятным — непростой путь девушки с Камчатки, приехавшей покорять Москву, да так и не покорившей. Несколько театральных институтов, глубокомысленные советы именитых режиссеров и... актерская семья... Какой-то сценарий получается, а не рассказ про талантливую питерскую актрису! Книг)' впору писать с рабочим названием "Неизвестные грани таланта". Куда проще представить сухие факты, штрихи биографии, а читатель и поклонник сам поймет, где суть, а где второстепенные анкетные данные.
Татьяна родилась в Петропавловске-Камчатском и жила до 17 лет с мамой и младшим братом в доме с видом на портовые краны. С тех самых пор мечта о море и сцене не покидает ее. Мечта о море — как у всех людей, родившихся на берегу. Мечта о сцене, как у девочки, которой и драмкружке местного Дома культуры преподавательница шепнула: "Тебе надо учиться, Танечка!" Танечка была умницей и послушалась совета, тем более что преподавательницей в кружке была известная московская актриса Александра Федоровна Гашунина, попавшая на Камчатку, как "декабристка" — жена преподавателя юридического института.
Тогда же Таня поняла: чтобы добиться цели, нужно уметь себе отказывать во всем. Кино, наряды и танцы были забыты, работа медсестрой в приемном покое больницы позволила быстро скопить довольно приличную сумму, с которой Таня и отправилась покорять Москву. Штурмом взять Щукинское не удалось. Таил пристроилась санитаркой в дом престарелых. Ей предложили приличную зарплату и крохотную комнатушку при работе. Таня не тратилась на жилье, зато все заработанные деньги у нее уходили на билеты в театры. За год она пересмотрела весь репертуар московских театров и, вдохновленная атмосферой столичной сцены, поступила в "Щуку".
Прошло всего два семестра, и ее отчислили. Мастер курса — Евгений Симонов произнес роковую фразу: "Я не вижу в Вас, девушка, актерской перспективы!". Это был один из самых страшных моментов в жизни Татьяны Кабановой — профнепригодна: так звучала формулировка отчисления. Нельзя вернуться домой — не в ее это характере. Нельзя идти на завод или дворником по лимиту, это унизительно после учебы в театральном училище. Нельзя смириться с формулировкой. Надо доказать, что пригодна, способна, может и смеет. И Таня не поехала домой. Несколько лет ушло на доказательство собственной творческой состоятельности.
Учеба в Воронежском театральном институте, профессорский состав которого оставлял желать много лучшего, студенческие недовольства преподавателями и, как итог, — новое отчисление. Воронеж не дал Татьяне ничего, кроме повода для отчаянья. Только отчаянье — не в Танином характере. Она уезжает в Ярославль и поступает в Ярославский театральный институт при Академическом театре. Судьба улыбнулась девушке: наконец-то она может окунуться в атмосферу настоящего русского театра с хорошими актерами, нормальной атмосферой и великолепной режиссурой Фирса Ефимовича Шишигина — режиссера от Бога, почитающего исконные традиции классического русского театра. Правду говорят — не было бы счастья, да несчастье помогло. Отчисление из "Щуки" — учеба в настоящей школе классического русского театра. Отчисление из Воронежского театрального — знакомство с яркими личностями Ярославского академического театра. Великолепная актерская школа придала Таниному таланту еще большую яркость. Так хороший ювелир может справиться с драгоценным камнем, умея сообщить ему нужную огранку.
Переехав в Ленинград, Татьяна попадает в Молодежный театр на Фонтанке, получает сразу несколько ролей: спектакль "Четыре песни" по пьесе Володина, "Ах, Невский, Невский!.." по повестям Гоголя и некоторые другие. Театральная ленинградская жизнь бурлит и меняется. Уходит режиссер Владимир Малыщицкий, в театре зависает пауза, в период которой у Тани рождаются девочки-близнецы. Дочкам исполняется всего четыре месяца, когда в театр приходит новый режиссер Ефим Григорьевич Падва, Именно он становится тем самым режиссером, который помогает Тане найти себя в современном искусстве — он ставит музыкальный спектакль "Звучала музыка в саду", основанный на культуре времен НЭПа, костюмированный и стилизованный под нэпмановскую эстраду. Таня чувствует себя свободной и раскрепощенной. Наконец-то, она находит свою линию в театральной судьбе.
Эта удача становится для Татьяны Кабановой началом новой жизни. Она уже переросла этот театр, как переросла впоследствии и многое другое. В ее жизни начинаются поиски уже не просто своего имени, стиля и образа. Она уже знает, что ей нужно от жизни, театра и сцены. Таня целенаправленно перерывает труды театральной библиотеки, изучает материалы о "Бродячей собаке", знакомится с репертуаром маленьких театров. Идея сделать спектакль о Вертинском по времени совпадает с созданием Юрием Томашевским, актером БДТ, театра "Приют комедиантов" на улице Гоголя. Идею постановки спектакля "Памяти Вертинского" Тане удалось воплотить в жизнь с помощью актера и режиссера-постановщика Юрия Стоянова и с благословения руководителя "Приюта комедиантов" Томашевского. Спектакль пользуется огромной популярностью — в театре все время аншлаг. К 100-летию со дня рождения Вертинского в 1988-1989 годах выходит телевизионная версия спектакля — фильм "Одиссея Вертинского". Имя молодой актрисы Татьяны Кабановой мелькает на страницах питерской прессы и на обложке журнала "Театральная жизнь".
Никакого изменения в судьбе Татьяны Кабановой не произошло. Несмотря на успех спектакля, на выход удачного телефильма, она не просыпается знаменитой. По-прежнему, ее жизнь и ее судьба — это упорная работа. Далее новый поворот в судьбе — встреча с талантливым режиссером Владимиром Львовичем Ионтовым, работа над новым спектаклем "Адью, Исидора!" и роль Айседоры Дункан. Этот спектакль не нашел себе приюта в театре Томашевского, его показывали на других городски* площадках, возили на гастроли. Может быть, эту работу ждала бы другая судьба, но увы! — умер Владимир Львович, и спектакль прекратил свое существование в той версии. Музыкальная деятельность Татьяны Кабановой продолжается в спектакле "Мадам Бомжа", идущем на сцене Театра эстрады. После исполнения романсов, петь классические блатные песни с Таниными вокальными данными и специфическим вибрато интересно. Спектакль имел колоссальный успех, а музыка уже больше никогда не покидала Татьянину творческую жизнь.
С мечтой о песне
В 1993 году, когда еще не существовало радиостанций, транслирующих музыку в стиле "русский шансон", когда еще Александр Фрумин лишь вынашивал планы создания "Ночного такси" в рамках РМ-формата "Радио-Роке", ЛенТелефильм приглашает Татьяну (а кого же еще?) для участия в съемках художественно-музыкального телефильма-антологии блатной песни "Постой, паровоз!" В фильме принимают участие Николай Резанов и Александр Розенбаум — мэтры жанра. В него вошли несколько песен в исполнении Татьяны Кабановой, интервью с Александром Розенбаумом, записанное в ресторане "Бэлла Леоне", кадры, снятые в колонии Металлостроя с заключенными.
В 1994-м году вновь судьба преподносит Татьяне сюрприз. Швейцарский театр приглашает ее в постановку спектакля "Сердце народа от Парижа до Санкт-Петербурга" по поэме Жана Ректюса. Татьяне приходится учить не только французский, но и приближенный к разговорному жаргону язык "парижских улиц" арго. Программки спектакля даже сод ер-жат словарь непонятных современным французам слов. В спектакле звучат уже известные российским слушателям песни из классики шансона "Шарабан", "Мурка" и другие. Спектакль проходит с большим успехом, и европейские газеты дают положительные рецензии на постановку. Несколько недель потом театральные журналы и газеты Европы обсуждали любопытный спектакль и с видимым удовольствием печатали фото русской красавицы Тани Кабановой.
Этот же год становится годом рождения рубрики "Ночное такси", где часто звучат уже ставшие популярными классические блатные песни в исполнении Татьяны. Кстати, первые ее записи были сделаны весьма профессионально на студии документальных фильмов в сопровождении оркестра С.Гарковенко с приглашением многих известных музыкантов. Дальше будет много записей и много студий в жизни Татьяны Кабановой: запись дуэта с Александром Розенбаумом "Маруся завязала" для альбома "Транссибирская магистраль", диск 2003-го года "С одесского кичмана", выпущенный коллекционным тиражом московской фирмой "Фонд Русский стиль". Будут новые песни, часто звучащие на радио ("На волне любимого шансона"), но не вышедшие в виде альбомов.
Начало новой продолжительной работы в театре "Русская антреприза" приходится на 1997 год. Среди многочисленных спектаклей, в которых принимает участие Татьяна — новая версия "Страстей по Вертинскому". Расцвет "ментовских" сериалов приходится на конец 90-х. Татьяна снимается в одной из серий "Улиц разбитых фонарей" с усмешкой и стандартной актерской прибауткой: "А кто в них не снимался?!". Спектакли, гастроли, концерты. Часто она вспоминает слова ярославского режиссера Фирса Ефимовича Шишигина: "Таня! Твое время начнется в тридцать!.." Он оказался прав. Чем более зрелой становится актриса, тем ярче ее красота, тем элегантнее манеры, тем загадочней созданный ей образ.
С мечтой о собственном театре
1999 год становится для Татьяны Кабановой поистине счастливым. Сбывается ее мечта о собственном Театре. Татьяна шла к этому много лет. И не просто шла, а созидала, стремилась, совершала ошибки и поступки, которые в итоге привели ее к этому результату. На Лермонтовском проспекте, в доме №54 — флигеле бывшего царского Николаевского училища — Татьяна открывает театр-клуб "Русский шансон". Когда-то в этом здании учился и сам Михаил Юрьевич Лермонтов, потом (правда, до революции) здесь находился музей поэта. Татьяна с такой решительностью взялась за организацию театра-клуба, что не успела опомниться и испугаться, как оказалась в должности арт-директора с ворохом документов на порогах различных бюрократических организаций. Надо отдать должное администраторам и чиновникам — почти все прошло без запинки. Именитой актрисе шли навстречу, ей помогали, ее поддерживали, ей внушали уверенность в себе друзья и единомышленники. Но что значит сочувствие и поддержка без основного двигателя прогресса — энергии самого организатора и воплотителя идеи?
На открытии клуба было весело и шумно. Татьяна была почти счастлива. Об отдыхе даже не мечталось. Наоборот, было сознание того, что самое интересное в жизни только начинается. Нет альтернативы в нашем городе, нет ничего подобного и в Москве, нет ничего похожего в стране — клуб, объединяющий под своей крышей любителей и ценителей огромного пласта поистине народного жанра — русского шансона. Пришедшие на открытие клуба артисты — актеры театра и кино, исполнители многих жанров, в том числе и мэтры шансона — говорили много и тепло. С уважением и пониманием поздравляли организаторов клуба, обещали помощь и поддержку. Информационную поддержку клубу оказали радиостанции "Русское радио" и "Русский шансон".
На сцене уютного Театра выступали как начинающие артисты, так и самые яркие звезды жанра Сергей Трофимов, Михаил Круг, Александр Розенбаум, "Братья Жемчужные" и другие. В клуб приходили многие любители жанра, знатоки шансона и просто те люди, которые не были чужды подлинному искусству. Для этих людей клуб стал настоящим домом. В жизни Татьяны эта попытка создать дом-клуб-театр была уже третьей. Таня считала, что она окажется самой удачной. Но, увы! — клуб, просуществовав всего один сезон, закрылся, не выдержав финансовых потрясений. Осуществит ли Татьяна еще одну попытку, или иссякла энергия, пропало желание нести на своих хрупких женских плечах груз административной работы? "Если я найду единомышленников, способных поддержать меня морально и материально, если я пойму, что существует необходимость в общении между людьми, объединенными единой страстью — любовью к жанру, в котором мы работаем, я вновь пойду на решительные меры. Я вновь создам Театр, дом, в котором будет уютно тем людям, которым небезразлична судьба настоящем русской песни!" — Татьяна не оставила надежду на то, что жанр будет продолжать развиваться и приносить людям радость.
И снова с мечтой о море...
2005-й год. Нет, разгадать загадку Татьяны Кабановой нам не под силу! Ее знают в Питере, ее знают в стране, ее узнают на улице и в метро (она по-прежнему пользуется общественным транспортом), ее знают в театральных кругах за рубежом... Татьяну не назовут звездой русского шансона, хотя ее талант, образ, голос есть классика жанра. Она переросла это звание. У настоящего таланта нет имени. Это дар Божий, а все, что дается свыше — именем лишь приземляется.
Сегодня, в 2005-м году, у Татьяны Кабановой много работы. Съемки в телевизионном проекте "Песенки нашего двора", в основу которого легли ностальгические мотивы, классические блатные песни с хорошей временной стилизацией. В театре Татьяна занята в нескольких спектаклях. На студии "Ночное такси" при поддержке Александра Фрумина она, наконец, записала первый сольный альбом, который вышел уже не коллекцией в тысячу экземпляров, а был выпущен в Москве на профессиональном промышленном оборудовании большим тиражом. Теперь этот альбом "Из классики шансона и не только" можно приобрести в любом магазине страны. Пока можно и пока в любом. Альбом записан с таким качеством аранжировок, сделан с такой любовью к жанру, что пользуется огромным спросом. Песни Татьяны Кабановой звучат в эфире радио "Шансон". Их заказывают в концертах по заявкам. На многих сайтах Интернета выложены положительные рецензии на работу Татьяны, в большинстве которых сквозит недоумение: отчего так мало известно об этой талантливой певице, почему имя Татьяны Кабановой окутано туманом таинственности? Как случилось так, что среди многочисленных хит-парадов, среди звезд шансона имя одной из ведущих и заслуженных певиц даже не упоминается?
"Я самостоятельна и независима и уже не стану звездой. Правда, сейчас у меня появился очень хороший помощник и продюсер Александр Фрумин, директор студии "Ночное такси". Я могу при его поддержке делать все, что мне нравится, петь то, что мне хочется, жить так, как считаю правильным и нужным. И я ничего не хочу в этом менять и не променяю свою жизнь на рекламную мишуру и недолгую дутую популярность. Публика прекрасно меня встречает. Людям нравится то, что я делаю, то, что я пою и как я пою. Пока публике нравится мое творчество, я буду петь. И не сойду со сцены, пока в зале будет аншлаг!"
Так, кто она такая — актриса, певица, женщина — Татьяна Кабанова? Услышав впервые ее голос по радио, молодая девушка, не увлеченная шансоном, произнесла при мне: "Красивый голос... Но это старая песня... И спета давно. Кто это?" — "Татьяна Кабанова..." — "А она давно жила?" — "Она и сейчас живет"... Да, она и сейчас молода, красива, энергична и полна идей и желаний, переполняющих ее.
"Я хочу, чтобы из моего окна было видно море", — сказала мне Таня на прощание. "Ты хочешь уехать из Питера?" — испугалась я. — "Нет, я хочу остаться в Питере. Просто нужно поменять квартиру..." Поменять квартиру. Поменять театр. Прическу... Таня готова к переменам. Только никогда она не сможет изменить себе и своему слушателю. Она останется верна театру, сцене и песне, которую она любит, понимает и которую поет лучше, чем любая звезда. Она никогда не станет звездой. Она просто переросла театры, в которых играла и роли, которые исполняла. Успехов тебе, Таня Кабанова. Пусть сбудется твоя мечта о море. И мечта о Театре. И мечта о роли, которая еще станет в твоей жизни самой главной. Счастья тебе, Татьяна Кабанова!