Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Татьяна Кабанова: Я готова к тому, что не стану звездой

Татьяна Кабанова: Я готова к тому, что не стану звездой

Смотрю на небо и вижу блики...
Смотрю на лица и вижу лики.
И в каждом ясно — бесспорный след
Того, что было, того, что нет...
                           Хелен
Татьяна Кабанова

Сотни новых звездочек вспыхивают в эфирах шансонных радиостанций, блекнут и быстро гаснут, не добравшись до небосклона. Да и сам небосклон русского шансона, согласитесь, не похож на сверкающий всеми красками, огнями и блеском фальшивых фейерверков попсовый. Все сдержанно, скромно, без излишней помпы, разгульной подтанцовки, навязчивых телеэфиров и пошловатых видеоклипов. Этот жанр не прощает фальши и лицемерия. Какие бы новомодные направления ни пытались привнести в жанр русского шансона отставные, вышедшие в тираж попсовики, псевдопатриоты и бизнесмены, далекие от истинного искусства, но близкие к всеобщей шоу-кормушке, настоящие ценители хорошей песни умеют хранить верность жанру. Забудутся проплаченные эфиры, уйдут в прошлое сиюминутные истерические рыдания музыкально-политических карьеристов, надоест шаблонная тюремная история в исполнении холеных молодых людей, не нюхавших даже армейского пороха, не говоря уже о самой тюрьме... Останется лишь подлинное искусство, над которым не властно время, на которое не могут повлиять ни деньги, ни мода, ни политика. Останется настоящая песня, которую когда-то назвали русским шансоном по прямой ассоциации с мелодичной и весьма осмысленной французской песней. Грассирующее "р-р-р", знакомое по манере французских шансонье, связало музыку парижских улочек с нашим родным русским шансоном, спетым или воспетым самой загадочной личностью в жанре — Татьяной Кабановой.

Неизвестные грани таланта

Загадка и сама Татьяна, и ее активная творческая жизнь, и ореол тайны, окутавший все песенное творчество певицы. Таинственный образ — не часть имиджа, не нарочито созданный миф, не наносной пафос элитарности. Многогранный талант актрисы и певицы поражает воображение настолько, что даже при личном общении с Таней теряется ощущение времени и пространства. Глядя на красивую, молодую, немного уставшую женщину, не спеша рассказывающую об известных и неизвестных мне эпизодах своей творческой жизни, я пытаюсь понять, сколько же жизней нужно прожить, чтобы осуществить все то, что было задумано и решительно воплощено этой хрупкой изящной женщиной. Таня до конца остается загадкой. Нет ответов, одни лишь вопросы. Их много, этих вопросов. Они приходят в голову, путая события и время. Мы перескакиваем с одной темы на другую, отвлекаемся, перебираем газетные заметки, журналы и фотографии.

Таня рассказывает охотно, с видимым удовольствием вспоминая о резких поворотах своих творческих путей и дорог. Она живет прошлым, в котором есть место для будущего. Как и десять лет назад — у Татьяны нет разочарования в глазах, нет усталости от неудач и ошибок. Как и прежде, Таня полна решимости. Масса идей и еще нереализованных планов. Когда Татьяна вспоминает какие-то эпизоды из прошлого или переносится в близкое и вполне реальное будущее, ее глаза светятся таким искренним светом, что я внезапно понимаю: мечты ее перепутали будущее и прошлое, создав то настоящее, которым она и живет. Живет вполне уютно, упорно ставя перед собой новые задачи и цели и так же упорно воплощая задуманное в жизнь.

Татьяна Кабанова

Неспешная беседа на кухне спальной питерской многоэтажки убаюкивает, успокаивает, но только не объясняет ничего из того, что я хотела бы понять, придя к Тане. Я выключаю диктофон и перестаю записывать. Нельзя описать талант, нельзя рассказать о нем на бумаге. С ним можно просто родиться и жить. Что прекрасно и делает Татьяна Кабанова, воплощая в себе материнство (три дочки-красавицы: поднять их и дать образование в наше время — шутка ли?), актерский дар (немало ролей в театрах, кино и на телевидении — огромный творческий багаж, постоянно пополняющийся новыми и новыми замыслами) и певческий талант (неподражаемый, неповторимый тембр, верность жанру, изысканность стиля...).

Какая идиллическая картина! Просто создается впечатление, что я рассказываю не о самой безумной из профессий — актерской, — и не о самом жестком песенном жанре — шансоне, — а беседую с преподавателем класса макраме при Доме культуры в далеком периферийном городке, где жизнь течет размеренно и плавно. Кстати, спицы с вязанием, аккуратно повешенным на спинку кресла — элегантный узор из жемчужной шерсти — маленький штришок к портрету. Он ни о чем не говорит, но молчит о многом в нашем с Таней женском разговоре. Стряхиваю с себя оцепенение и понимаю, что иду по неправильному пути. Если мы будем говорить только об успехах и достижениях Таииной жизни с пафосом советских газет в период сбора урожая, то я ничего не пойму и ничего не смогу объяснить Тебе, дорогой Читатель о том, кто же такая — Татьяна Кабанова. Тем более что Таня, с ее интересом к творчеству Вертинского, с ее увлечением классической блатной песней и иными непохожестями, совершенно выпала из славного советско-социалистического рая. Она в принципе выпадает из времени, — слишком несовременна для унылого сегодняшнего искусства и чересчур энергична для плавного "серебряного" века.

Я настойчиво отвергаю красивую сказку о счастливой жизни и заостряю вопросы, выпытывая у Татьяны то, о чем вспоминать непросто. Кое-что становится понятным — непростой путь девушки с Камчатки, приехавшей покорять Москву, да так и не покорившей. Несколько театральных институтов, глубокомысленные советы именитых режиссеров и... актерская семья... Какой-то сценарий получается, а не рассказ про талантливую питерскую актрису! Книг)' впору писать с рабочим названием "Неизвестные грани таланта". Куда проще представить сухие факты, штрихи биографии, а читатель и поклонник сам поймет, где суть, а где второстепенные анкетные данные.

Татьяна родилась в Петропавловске-Камчатском и жила до 17 лет с мамой и младшим братом в доме с видом на портовые краны. С тех самых пор мечта о море и сцене не покидает ее. Мечта о море — как у всех людей, родившихся на берегу. Мечта о сцене, как у девочки, которой и драмкружке местного Дома культуры преподавательница шепнула: "Тебе надо учиться, Танечка!" Танечка была умницей и послушалась совета, тем более что преподавательницей в кружке была известная московская актриса Александра Федоровна Гашунина, попавшая на Камчатку, как "декабристка" — жена преподавателя юридического института.

Тогда же Таня поняла: чтобы добиться цели, нужно уметь себе отказывать во всем. Кино, наряды и танцы были забыты, работа медсестрой в приемном покое больницы позволила быстро скопить довольно приличную сумму, с которой Таня и отправилась покорять Москву. Штурмом взять Щукинское не удалось. Таил пристроилась санитаркой в дом престарелых. Ей предложили приличную зарплату и крохотную комнатушку при работе. Таня не тратилась на жилье, зато все заработанные деньги у нее уходили на билеты в театры. За год она пересмотрела весь репертуар московских театров и, вдохновленная атмосферой столичной сцены, поступила в "Щуку".

Прошло всего два семестра, и ее отчислили. Мастер курса — Евгений Симонов произнес роковую фразу: "Я не вижу в Вас, девушка, актерской перспективы!". Это был один из самых страшных моментов в жизни Татьяны Кабановой — профнепригодна: так звучала формулировка отчисления. Нельзя вернуться домой — не в ее это характере. Нельзя идти на завод или дворником по лимиту, это унизительно после учебы в театральном училище. Нельзя смириться с формулировкой. Надо доказать, что пригодна, способна, может и смеет. И Таня не поехала домой. Несколько лет ушло на доказательство собственной творческой состоятельности.

Учеба в Воронежском театральном институте, профессорский состав которого оставлял желать много лучшего, студенческие недовольства преподавателями и, как итог, — новое отчисление. Воронеж не дал Татьяне ничего, кроме повода для отчаянья. Только отчаянье — не в Танином характере. Она уезжает в Ярославль и поступает в Ярославский театральный институт при Академическом театре. Судьба улыбнулась девушке: наконец-то она может окунуться в атмосферу настоящего русского театра с хорошими актерами, нормальной атмосферой и великолепной режиссурой Фирса Ефимовича Шишигина — режиссера от Бога, почитающего исконные традиции классического русского театра. Правду говорят — не было бы счастья, да несчастье помогло. Отчисление из "Щуки" — учеба в настоящей школе классического русского театра. Отчисление из Воронежского театрального — знакомство с яркими личностями Ярославского академического театра. Великолепная актерская школа придала Таниному таланту еще большую яркость. Так хороший ювелир может справиться с драгоценным камнем, умея сообщить ему нужную огранку.

Переехав в Ленинград, Татьяна попадает в Молодежный театр на Фонтанке, получает сразу несколько ролей: спектакль "Четыре песни" по пьесе Володина, "Ах, Невский, Невский!.." по повестям Гоголя и некоторые другие. Театральная ленинградская жизнь бурлит и меняется. Уходит режиссер Владимир Малыщицкий, в театре зависает пауза, в период которой у Тани рождаются девочки-близнецы. Дочкам исполняется всего четыре месяца, когда в театр приходит новый режиссер Ефим Григорьевич Падва, Именно он становится тем самым режиссером, который помогает Тане найти себя в современном искусстве — он ставит музыкальный спектакль "Звучала музыка в саду", основанный на культуре времен НЭПа, костюмированный и стилизованный под нэпмановскую эстраду. Таня чувствует себя свободной и раскрепощенной. Наконец-то, она находит свою линию в театральной судьбе.

Эта удача становится для Татьяны Кабановой началом новой жизни. Она уже переросла этот театр, как переросла впоследствии и многое другое. В ее жизни начинаются поиски уже не просто своего имени, стиля и образа. Она уже знает, что ей нужно от жизни, театра и сцены. Таня целенаправленно перерывает труды театральной библиотеки, изучает материалы о "Бродячей собаке", знакомится с репертуаром маленьких театров. Идея сделать спектакль о Вертинском по времени совпадает с созданием Юрием Томашевским, актером БДТ, театра "Приют комедиантов" на улице Гоголя. Идею постановки спектакля "Памяти Вертинского" Тане удалось воплотить в жизнь с помощью актера и режиссера-постановщика Юрия Стоянова и с благословения руководителя "Приюта комедиантов" Томашевского. Спектакль пользуется огромной популярностью — в театре все время аншлаг. К 100-летию со дня рождения Вертинского в 1988-1989 годах выходит телевизионная версия спектакля — фильм "Одиссея Вертинского". Имя молодой актрисы Татьяны Кабановой мелькает на страницах питерской прессы и на обложке журнала "Театральная жизнь".

Никакого изменения в судьбе Татьяны Кабановой не произошло. Несмотря на успех спектакля, на выход удачного телефильма, она не просыпается знаменитой. По-прежнему, ее жизнь и ее судьба — это упорная работа. Далее новый поворот в судьбе — встреча с талантливым режиссером Владимиром Львовичем Ионтовым, работа над новым спектаклем "Адью, Исидора!" и роль Айседоры Дункан. Этот спектакль не нашел себе приюта в театре Томашевского, его показывали на других городски* площадках, возили на гастроли. Может быть, эту работу ждала бы другая судьба, но увы! — умер Владимир Львович, и спектакль прекратил свое существование в той версии. Музыкальная деятельность Татьяны Кабановой продолжается в спектакле "Мадам Бомжа", идущем на сцене Театра эстрады. После исполнения романсов, петь классические блатные песни с Таниными вокальными данными и специфическим вибрато интересно. Спектакль имел колоссальный успех, а музыка уже больше никогда не покидала Татьянину творческую жизнь.

С мечтой о песне

Татьяна Кабанова

В 1993 году, когда еще не существовало радиостанций, транслирующих музыку в стиле "русский шансон", когда еще Александр Фрумин лишь вынашивал планы создания "Ночного такси" в рамках РМ-формата "Радио-Роке", ЛенТелефильм приглашает Татьяну (а кого же еще?) для участия в съемках художественно-музыкального телефильма-антологии блатной песни "Постой, паровоз!" В фильме принимают участие Николай Резанов и Александр Розенбаум — мэтры жанра. В него вошли несколько песен в исполнении Татьяны Кабановой, интервью с Александром Розенбаумом, записанное в ресторане "Бэлла Леоне", кадры, снятые в колонии Металлостроя с заключенными.

В 1994-м году вновь судьба преподносит Татьяне сюрприз. Швейцарский театр приглашает ее в постановку спектакля "Сердце народа от Парижа до Санкт-Петербурга" по поэме Жана Ректюса. Татьяне приходится учить не только французский, но и приближенный к разговорному жаргону язык "парижских улиц" арго. Программки спектакля даже сод ер-жат словарь непонятных современным французам слов. В спектакле звучат уже известные российским слушателям песни из классики шансона "Шарабан", "Мурка" и другие. Спектакль проходит с большим успехом, и европейские газеты дают положительные рецензии на постановку. Несколько недель потом театральные журналы и газеты Европы обсуждали любопытный спектакль и с видимым удовольствием печатали фото русской красавицы Тани Кабановой.

Этот же год становится годом рождения рубрики "Ночное такси", где часто звучат уже ставшие популярными классические блатные песни в исполнении Татьяны. Кстати, первые ее записи были сделаны весьма профессионально на студии документальных фильмов в сопровождении оркестра С.Гарковенко с приглашением многих известных музыкантов. Дальше будет много записей и много студий в жизни Татьяны Кабановой: запись дуэта с Александром Розенбаумом "Маруся завязала" для альбома "Транссибирская магистраль", диск 2003-го года "С одесского кичмана", выпущенный коллекционным тиражом московской фирмой "Фонд Русский стиль". Будут новые песни, часто звучащие на радио ("На волне любимого шансона"), но не вышедшие в виде альбомов.

Начало новой продолжительной работы в театре "Русская антреприза" приходится на 1997 год. Среди многочисленных спектаклей, в которых принимает участие Татьяна — новая версия "Страстей по Вертинскому". Расцвет "ментовских" сериалов приходится на конец 90-х. Татьяна снимается в одной из серий "Улиц разбитых фонарей" с усмешкой и стандартной актерской прибауткой: "А кто в них не снимался?!". Спектакли, гастроли, концерты. Часто она вспоминает слова ярославского режиссера Фирса Ефимовича Шишигина: "Таня! Твое время начнется в тридцать!.." Он оказался прав. Чем более зрелой становится актриса, тем ярче ее красота, тем элегантнее манеры, тем загадочней созданный ей образ.

С мечтой о собственном театре

Татьяна Кабанова

1999 год становится для Татьяны Кабановой поистине счастливым. Сбывается ее мечта о собственном Театре. Татьяна шла к этому много лет. И не просто шла, а созидала, стремилась, совершала ошибки и поступки, которые в итоге привели ее к этому результату. На Лермонтовском проспекте, в доме №54 — флигеле бывшего царского Николаевского училища — Татьяна открывает театр-клуб "Русский шансон". Когда-то в этом здании учился и сам Михаил Юрьевич Лермонтов, потом (правда, до революции) здесь находился музей поэта. Татьяна с такой решительностью взялась за организацию театра-клуба, что не успела опомниться и испугаться, как оказалась в должности арт-директора с ворохом документов на порогах различных бюрократических организаций. Надо отдать должное администраторам и чиновникам — почти все прошло без запинки. Именитой актрисе шли навстречу, ей помогали, ее поддерживали, ей внушали уверенность в себе друзья и единомышленники. Но что значит сочувствие и поддержка без основного двигателя прогресса — энергии самого организатора и воплотителя идеи?

На открытии клуба было весело и шумно. Татьяна была почти счастлива. Об отдыхе даже не мечталось. Наоборот, было сознание того, что самое интересное в жизни только начинается. Нет альтернативы в нашем городе, нет ничего подобного и в Москве, нет ничего похожего в стране — клуб, объединяющий под своей крышей любителей и ценителей огромного пласта поистине народного жанра — русского шансона. Пришедшие на открытие клуба артисты — актеры театра и кино, исполнители многих жанров, в том числе и мэтры шансона — говорили много и тепло. С уважением и пониманием поздравляли организаторов клуба, обещали помощь и поддержку. Информационную поддержку клубу оказали радиостанции "Русское радио" и "Русский шансон".

На сцене уютного Театра выступали как начинающие артисты, так и самые яркие звезды жанра Сергей Трофимов, Михаил Круг, Александр Розенбаум, "Братья Жемчужные" и другие. В клуб приходили многие любители жанра, знатоки шансона и просто те люди, которые не были чужды подлинному искусству. Для этих людей клуб стал настоящим домом. В жизни Татьяны эта попытка создать дом-клуб-театр была уже третьей. Таня считала, что она окажется самой удачной. Но, увы! — клуб, просуществовав всего один сезон, закрылся, не выдержав финансовых потрясений. Осуществит ли Татьяна еще одну попытку, или иссякла энергия, пропало желание нести на своих хрупких женских плечах груз административной работы? "Если я найду единомышленников, способных поддержать меня морально и материально, если я пойму, что существует необходимость в общении между людьми, объединенными единой страстью — любовью к жанру, в котором мы работаем, я вновь пойду на решительные меры. Я вновь создам Театр, дом, в котором будет уютно тем людям, которым небезразлична судьба настоящем русской песни!" — Татьяна не оставила надежду на то, что жанр будет продолжать развиваться и приносить людям радость.

И снова с мечтой о море...

Татьяна Кабанова

2005-й год. Нет, разгадать загадку Татьяны Кабановой нам не под силу! Ее знают в Питере, ее знают в стране, ее узнают на улице и в метро (она по-прежнему пользуется общественным транспортом), ее знают в театральных кругах за рубежом... Татьяну не назовут звездой русского шансона, хотя ее талант, образ, голос есть классика жанра. Она переросла это звание. У настоящего таланта нет имени. Это дар Божий, а все, что дается свыше — именем лишь приземляется.

Сегодня, в 2005-м году, у Татьяны Кабановой много работы. Съемки в телевизионном проекте "Песенки нашего двора", в основу которого легли ностальгические мотивы, классические блатные песни с хорошей временной стилизацией. В театре Татьяна занята в нескольких спектаклях. На студии "Ночное такси" при поддержке Александра Фрумина она, наконец, записала первый сольный альбом, который вышел уже не коллекцией в тысячу экземпляров, а был выпущен в Москве на профессиональном промышленном оборудовании большим тиражом. Теперь этот альбом "Из классики шансона и не только" можно приобрести в любом магазине страны. Пока можно и пока в любом. Альбом записан с таким качеством аранжировок, сделан с такой любовью к жанру, что пользуется огромным спросом. Песни Татьяны Кабановой звучат в эфире радио "Шансон". Их заказывают в концертах по заявкам. На многих сайтах Интернета выложены положительные рецензии на работу Татьяны, в большинстве которых сквозит недоумение: отчего так мало известно об этой талантливой певице, почему имя Татьяны Кабановой окутано туманом таинственности? Как случилось так, что среди многочисленных хит-парадов, среди звезд шансона имя одной из ведущих и заслуженных певиц даже не упоминается?

"Я самостоятельна и независима и уже не стану звездой. Правда, сейчас у меня появился очень хороший помощник и продюсер Александр Фрумин, директор студии "Ночное такси". Я могу при его поддержке делать все, что мне нравится, петь то, что мне хочется, жить так, как считаю правильным и нужным. И я ничего не хочу в этом менять и не променяю свою жизнь на рекламную мишуру и недолгую дутую популярность. Публика прекрасно меня встречает. Людям нравится то, что я делаю, то, что я пою и как я пою. Пока публике нравится мое творчество, я буду петь. И не сойду со сцены, пока в зале будет аншлаг!"

Так, кто она такая — актриса, певица, женщина — Татьяна Кабанова? Услышав впервые ее голос по радио, молодая девушка, не увлеченная шансоном, произнесла при мне: "Красивый голос... Но это старая песня... И спета давно. Кто это?" — "Татьяна Кабанова..." — "А она давно жила?" — "Она и сейчас живет"... Да, она и сейчас молода, красива, энергична и полна идей и желаний, переполняющих ее.

"Я хочу, чтобы из моего окна было видно море", — сказала мне Таня на прощание. "Ты хочешь уехать из Питера?" — испугалась я. — "Нет, я хочу остаться в Питере. Просто нужно поменять квартиру..." Поменять квартиру. Поменять театр. Прическу... Таня готова к переменам. Только никогда она не сможет изменить себе и своему слушателю. Она останется верна театру, сцене и песне, которую она любит, понимает и которую поет лучше, чем любая звезда. Она никогда не станет звездой. Она просто переросла театры, в которых играла и роли, которые исполняла. Успехов тебе, Таня Кабанова. Пусть сбудется твоя мечта о море. И мечта о Театре. И мечта о роли, которая еще станет в твоей жизни самой главной. Счастья тебе, Татьяна Кабанова!

Татьяна Кабанова Татьяна Кабанова

Евгений Гиршев, Владимир Пухов и Кирилл Карпов
ШансоньеР, № 1, 2006 г.


Комментарии

21.02.2013 00:01 марина полякова [fife_six@mail.ru]
Послушала Татьяну и была удивлена, что не слышала о ней ничего до сих пор! Мне нравится её тембр голоса и манера исполнения...Слушаю её с наслаждением!
07.05.2013 20:37 Валера из Анжерки
Я влюблен в ее голос и ее саму, это чудо и пожалуй оно единственное, говорю от всей своей татарской души.
24.03.2014 11:54 Татьяна Рязанова [tanushka7819@ramber.ru]
почему -то последнее время не слышно в эфире Татьяну Кабанову -даже на Ля миноре ?
05.10.2014 00:37 Антон [kanner2007@rambler.ru]
Татьяна Кабанова это просто СУПЕР. Это Божесто сошедшее с небес. Мне 63 года я услышал её сегодня впервые- запись 2005 года. Был просто потрясен её талантом. Ничего подобного в нашей песенной жизни на эстраде, в кино, в театре, неважно где нет и возможно и не было. Я имею ввиду ничего лучшего. Какой голос, какое исполнение, какая тонкая пластика, какое изящество, достоинство и просто КРАСОТА в высоком смысле слова. Я просто в шоке честное слово.Никогда никому не писал комментариев. Пишу первый раз в жизни, просто от восторга и восхищения. Она затмевает всех Ротару Пугачеву с Ваенгой и т.д. Назовите мне хоть одну исполнительницу достойную стать рядом с Татьяной Кабановой по комплексу показателей - уровень исполнения, голос, вокал, красота,женственность, изящество, искренность в общем все вместе. Не найдете не старайтесь.Потому, что она Богиня! Хочу слушать её беспрерывно.
26.09.2015 17:33 Алексндр Вельмисеев [VEL60@YANDEX.RU]
В конце 60х-начале 70х эти песни звучали в каждом дворе страны и из окон домов, из магнитофонов. и мы росли на этих песнях. А восстановив их в 90х в своем исполнении , Таня вернула нам возможность возвращаться в молодость, послушать песни вновь. Ее голос придает известным нам песням яркое и точное звучание тех далеких лет. И не просто звучание,а такое же звучное и насыщенное, как это умел Лещенко Петр, Вертинский, Козин, Виноградов, Северный, Высоцкий,Розенбаум . Спасибо тебе Татьяна огромное. Теперь в твоем исполнении наши любимые песни шансона сохранятся ,и их всегда можно будет послушать ,насладиться исполнением и голосом.
22.05.2017 14:05
Очень стильно и эмоционально. На любителя , но талантливо даже в этом жанре
10.12.2019 23:53 Игорь [gerass6838@mail.ru]
Очень нравится! Вот это в массы, в молодёжь. Наше русское! Таня, вперёд и всегда - наше кредо!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 7994

vk rutube youtube

Александр Юрпалов
Вячеслав Стрелковский
 Сана
Ростислав Поспелов
Игорь Латышко
Артур Шуляк
Игорь Буржуй
Сергей Шиповник
Виктор Ашуров
Стас Притчин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона