«У Петербурга — особая аура»
"Возраст отступает перед музыкой — романс сильнее времени”, — говорит о себе и любимом ею романсе знаменитая наша соотечественница Алла Баянова.
В конце минувшего года исполнилось десять лет с тех пор, как Алла Николаевна после многолетней эмиграции вернулась на родину и вновь стала гражданкой России. Живя в Москве, она считает себя жительницей двух столиц — в Петербурге бывает довольно часто.
— Вы сорок лет прожили в Румынии. И все время при Сталине, при Хрущеве пытались вернуться на Родину. Почему вам отказывали?
— Я участвовала в антифашистских концертах и движениях. Поэтому как только немецкие войска вторглись на территорию Румынии, меня арестовали. Больше года я провела в румынском концлагере под Бухарестом. Нас освободила Красная Армия, потому моя благодарность русскому народу безгранична.
Получать отказы на мою просьбу вернуться на родину после войны было особенно тяжело. Придумывали разные причины, и, в конце концов, я прекратила попытки. Тогда я отчетливо поняла разницу между русским народом и советским правительством.
Меня долгое время не пускали в страну даже как участницу сборных концертов. Я была невъездной персоной, хотя и не была дворянкой — классовым врагом пролетариата. Но так иногда бывает: перестаешь биться, и все получается само собой: во второй половине 70-х годов меня пригласили в Советский Союз по культурному обмену с социалистической Румынией.
— Многие говорят, что Петербург сегодня потерял статус культурной столицы и уступил свои прерогативы Москве. Вы, жительница двух столиц, согласны с этим?
— Ни в коем случае! Москва — город денег и власти. Там Президент страны, Дума, финансы, но там нет культурной жизни, она очень скудна. Ведь просто концерты или выступления в ночных клубах нельзя назвать событиями в культурной жизни.
А у Петербурга — особая аура. Именно поэтому я не могу долго находиться в разлуке с ним и всегда спешу вернуться сюда. В Москве много певцов, но большинство из них однообразны, каждый же петербургский певец — это личность.
— Вы поете и цыганские, и русские песни, и романсы, и европейскую эстраду. Как это уживается в вас одной?
— Все очень просто: каждую песню, прежде чем исполнить, я проживаю, вдумываюсь в нее. Если я пройду весь путь героев песни и она станет частью моей души, то займет свое место в моем репертуаре. Ведь то, что стало частью души, уже не выкинешь. Поэтому мой репертуар обогащается, впитывая все новые и новые песни разных уголков земли, где я бывала, где жила и давала концерты. То, что я пою, — все это обо мне, поэтому все эти песни и уживаются вместе в моем сердце и на сцене.
— Вам часто приходится выступать среди молодых последователей вашего жанра. Кого из них вы можете отметить?
— Среди молодых много талантливых. Но, может быть, многие из них более талантливы в чем-то другом, а не в исполнении романса. Романс нельзя петь оперным голосом — его надо петь шепотом, сердцем, душой.
Я считаю талантливым Валерия Леонтьева. Но когда услышала в его исполнении "Вечерний звон”, ужаснулась. Нельзя же так поступать со святыми вещами! Вертинский и Петр Лещенко пели его как гимн надежде, как молитву за Родину... А такое изуверское исполнение я слышать не могу.
Кроме того, сейчас много песен с пустыми текстами, в которых нет смысла. Изумляюсь каждый раз, когда слышу: "Ту-ту-ту", “На-на-на", “Хоп-хей-ла-ла лей”. Это, простите, о чем песня? Но Бог с теми, кто их поет — публика им судья.
— Как вы оцениваете перемены последних десяти лет в г России?
— Мне кажется, сейчас наконец-то переломный период в жизни России заканчивается. Свобода, уважение к мнению каждого человека, возможность выбора своих взглядов и жизненного пути... Но стабильность в жизни не наступит до тех пор, пока люди не научатся нести ответственность за свой выбор, свои поступки, слова, мысли. Сейчас я чувствую и вижу, что эта ответственность начинает осознаваться и правительством, и артистами, и журналистами. Люди стали понимать ценность своих слов и обещаний, песен и речей. Ведь за все, что было сказано, человеку приходится рано или поздно отвечать. Безответственность наказуема — вот что следует до конца понять всем нам. Но я верю, что стабильность в жизни моей России наступит уже скоро.
— Вы верите в возрождение русской культуры?
— А как же! Оно идет, и никакие кризисы не мешают появлению новых талантливых людей, которые в будущем составят цвет русской культуры. Я очень рада, что здесь, в Петербурге, придумали фестиваль русского романса.
Он объединил и молодых, и пожилых исполнителей. У России великое будущее, потому что ее культура — одна из величайших культур мира.