«Зажило как на собаке!» Как Елена Ваенга чуть не осталась без голоса, но потом снова запела
Елена Ваенга в последние месяцы — один из главных ньюсмейкеров. Ее имя не сходит с лент новостей в интернете и СМИ — и все время какие-то домыслы и скандалы. Но самой артистке столь назойливое внимание вовсе не льстит. К тому же в конце апреля на гастролях в Ставрополе, почувствовав недомогание, Ваенга решилась показать свои связки врачам, и те строго-настрого запретили ей петь. Пришлось отменять девять уже назначенных концертов в России и Белоруссии...
9 мая Ваенга и 80 ее поклонников приехали в дом престарелых в Стрельне поздравить ветеранов. Неделю спустя, уже вместе с 200 поклонниками, Елена отправилась с лопатой и граблями в спальный район Петербурга, чтобы посадить 20 молодых елей и 100 кустов сирени. Славно потрудившись, поклонники «накрыли поляну» прямо на травке и угостили певицу домашними пирогами, сладостями, квасом и морсом.
В такой необычной обстановке Елена Владимировна ответила на вопросы нашего питерского корреспондента.
— Лена, пишут, что вы чуть ли не придумали себе историю с болезнью, чтобы отдохнуть, а заодно набить себе цену на корпоративах.
— Почуяв неладное на гастролях в Ставрополе, я пришла к доктору. А до меня на приеме сидел во врачебном кресле мужчина. На мониторе высветились чьи— то связки, и я подумала: «Да, мужику не позавидуешь!» А когда мне сказали, что это и есть картинка моих связок, мне поплохело! Мне доктора сказали еще такое, что язык не поворачивается повторить. Смысл такой: «Хотите убиться — идите, пойте». И я петь перестала, потому что могла только хрипеть. Пришлось отменять уже назначенные девять концертов. Для меня это была просто трагедия. Врачи рекомендовали замолчать на два-три месяца.
Но вот в конце мая я приехала к докторам, и они опять удивились: «Зажило как на собаке!» И я решила, что надо отдавать долги: с 11 по 17 июня выступлю в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Йошкар— Оле и Казани.
— А в Минске? Вас там так ждут поклонники!
— С Минском и вообще с Белоруссией отдельная история. Мне хочется приехать туда и бесплатно спеть людям, которые честно работают, а получают 100-150 долларов в месяц, такова там реальная зарплата. Я знаю эту ситуацию очень хорошо потому, что родители моих бэк-вокалисгок Ани Мушак и Алены Петровской в Могилеве живут. А аренда залов там как стоила, так не снижается. Так что Минска пока нет, и я болезненно воспринимаю все это.
Поймите меня правильно, все мы живем сегодня в мире, где правят бал деньги. И я не против тех зрителей, что могут позволить себе купить билеты на мои концерты за 10, за 25 тысяч рублей. Но мне не нравятся те, которые, покупая билеты за 25 тысяч, хамят на все 100. Деньгами для меня люди не меряются.
— А почему цены на ваши концерты растут такими темпами?
— Я не могу диктовать организаторам концертов, какие им устанавливать цены на билеты. Могу лишь высказывать свои пожелания, но до определенного момента... Я человек небедный, но, когда сижу в чужой мне съемной квартире (в собственной идет затяжной ремонт) и читаю в газетке, как я зарабатываю 100 тысяч евро, за концерт, то не знаю, плакать мне или смеяться.
— Почему уже несколько раз откладывался выход вашего нового альбома?
— Альбом никак не выйдет, хоть называлась дата — 1 июня. Он полностью записан, пираты не смогут выпустить раньше, потому что у них нет этого материала — он существует в единственном экземпляре у меня на студии. Это плод труда огромного количества людей. Мне нравится подход к этому альбому рекорд-компании. Они меня год терпеливо ждали, а теперь хотят все основательно сделать, чтобы запустить диск одновременно по всей России. Дайте только срок — на сайте я выложу не только список песен (там точно будут «Кимоно», «Мамочка», «Ленточка», «Где была»), но и дизайн альбома. Он настолько запоминающийся, как и название, которое тоже пока держится в секрете. Просто надоело кормить пиратов. Мало того, у меня еще два альбома лежат в загашнике. Они записаны по новой технологии прямо на концертах. Сохранен концертный драйв, а качество записи — высочайшее, студийное.
— Вы смирились с тем, что стали лакомым кусочком для пародистов?
— Когда Нонна Гришаева сделала пародию «в постели», я ее оценила. Все остальные пародисты почему-то считают, что если покажут «нервно-паралитического» артиста, значит, изобразят Ваенгу. Пусть это не прозвучит нескромно, но харизму скопировать невероятно трудно. И во множестве пародий глупо выгляжу не я — глупо выглядят они. Но попробуйте заменить истерику на харизму, и, может быть, у вас что-то получится.
— Почему на своем сайте вы пишите посты с какими-то чудовищными орфографическими и грамматическими ошибками? Поклонники уже смирились, называя эту безграмотность «фирменным стилем Ваенги».
— Я сравнительно недавно начала печатать на компьютере. Когда пишу очень быстро, то в этом порыве ставить запятую нет возможности — меня «вытрясет» из-за нее, я нить, мысль потеряю. Но это, конечно, неправильно, и не надо безграмотность называть ноу-хау, фирменным стилем. Я всегда говорю: «Дети, не берите пример с тети Лены!» Хотя теперь, если начну писать грамотно, то скажут: «Это же не Ваенга!»
— Еще одна примета вашего фирменного стиля: на сцену вы часто выходите босиком, то и дело опускаетесь на колени, присаживаетесь на стул и на пол.
— Я долго думала, откуда у меня эта «приземленность». Ноя ведь дома босиком хожу. А когда выхожу на сцену, должна себя комфортно и там чувствовать. А еще есть такие песни, такие тексты, что «произошли» когда-то со мной — вот там моя настоящая личная жизнь. А когда нормальному человеку хреново, что он делает? Присаживается. Поэтому это физиологически объяснимо. И если я опустилась на колени, присела — там правда натуральная.
— Этим летом вы хотите взять продолжительную паузу. А осенью чем порадуете?
— Даст Бог здоровья — хочу в сентябре открыть сезон в моем любимом петербургском зале «Октябрьский» двумя концертами. В одном исполню любимые песни СССР, во втором — свои. Хотя понимаю, что подготовить сразу две новые программы будет очень сложно.
Личное дело
Елена Хрулёва (Ваенга} родилась в городе Североморске 27 января 1977 года. Родители работали на СРЗ «Нерпа» — засекреченном судоремонтном заводе, который обслуживал атомные подводные лодки. До 16 лет Елена жила в поселке Вьюжный, а затем отправилась в город на Неве. Сначала онончила Санкт— Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова по классу фортепиано, затем получила и актерское образование (ее педагогом был актер Петр Вельяминов). Песни пишет с 9 лет, выигрывала различные детские и взрослые конкурсы. В начале 1990-х годов Елена Хрулёва взяла псевдоним Ваенга — по названию небольшой речки в Мурманской области. В прошлом году Ваенга дала 150 афишных концертов, гастролировала в США, Германии, Израиле. Увлекается кулинарией и садоводством.