Валентина Толкунова: Не могла иначе...
22 марта 2010 года в районе Театра эстрады в Москве цветов было не достать. Их скупали поклонники творчества народной артистки России Валентины Толкуновой. Но на этот раз они несли их не на ее концерт, а чтобы проводить любимую певицу в последний путь. Многие приехали из дальних уголков России. Они стояли в очереди, чтобы отдать дань уважения и благодарности женщине, ставшей символом искренности, чистоты и милосердия.
Ты заболеешь — я приду, боль разведу руками...» Зрители верили ей. Может, благодаря ее серебряному, звонкому, как ручей, голосу или потому, что чувствовали отсутствие фальши. Не одно поколение жило и любило под ее песни.
Да и сейчас по радио можно услышать столь популярные в прошлом «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы»...
Исцеляя души
В народ песни уходили буквально после первого исполнения — причем без хитроумного пиара и раскрутки. Уместилось творческое наследие Валентины Васильевны на 12 альбомах и компакт-дисках — не слишком много для такой известной певицы. А все потому, что количеству она предпочитала качество. Не гналась, как многие, за деньгами. Билеты на ее концерты никогда не стоили дорого, а слова «фонограмма» Валентина Васильевна словно и не знала. Разве можно обманывать зрителя?
На вопрос, абсолютно нормальный для современного артиста: «Сколько вы стоите?» — Толкунова обижалась: «Как можно назвать цену? Я, как и любой другой человек, бесценна. Мои песни — бесценны, стоимость имеет только мой труд». Часто она выступала бесплатно — на концертах для инвалидов, ветеранов, сирот. Многие коллеги по певческому цеху ее за это недолюбливали, считали простушкой, едва ли не дурочкой. Но Валентину это не беспокоило — на ее концертах свободных мест не оставалось.
Среди зрителей всегда было много пенсионеров, инвалидов, людей, уставших от повседневных забот. Ее песни стали для них живительным родником. Если к другим артистам после концерта идут за автографом, то к Валентине Васильевне подходили, чтобы услышать ее ласковое слово, прикоснуться, приобнять. Валентина Толкунова, ее песни, были лекарством для ран, бередящих душу и терзающих тело.
На прощании с певицей Лев Лещенко, близко знавший ее более 40 лет, назвал Валентину Васильевну святой. Наверное, это самое точное определение прожитой ею жизни.
«Жила к труду привычная...»
Даже желтая пресса не писала о Валентине Толкуновой гадости, ибо знала: все равно не поверят. Она жила так, как пела: просто и чисто.
Родилась Валентина Васильевна 12 июля 1946 года в Краснодарском крае, в городе Армавире. Ей не было еще и года, когда семья перебралась в Москву. Необыкновенные музыкальные способности девочки проявились рано. Валентина пела и в Московском детском хоре, и в ансамбле Дома железнодорожников, под руководством самого Исаака Дунаевского.
В 1964 году она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. А двумя годами позже прошла по конкурсу в солистки «ВИА-66», вокально-инструментальный ансамбль под управлением композитора и дирижера Юрия Саульского. Длинные волосы — визитная карточка Валентины Толкуновой, ее волшебный голос, огромные искренние глаза и теплый взгляд покорили Юрия Сергеевича, и он почти сразу предложил двадцатилетней Валентине руку и сердце. Она согласилась, хотя Саульский был старше ее на 18 лет и имел за плечами уже не один брак. Но кто вспоминает об этом, когда влюблен...
Ради этого брака и работы в «ВИА-66» Валентине пришлось покинуть МГИК. Она просила о переводе на заочное отделение, но ей отказали.
Толкунова посвятила Саульскому и его ансамблю пять лет, исполняла партии первого сопрано и джазовую музыку. А потом... Потом он просто сказал, что разлюбил ее, встретил другую. Наверное, любая женщина на ее месте устроила бы скандал, прокляла бы мужа, но только не Валентина. Она все восприняла стоически. Спустя много лет в своих интервью певица говорила, что благодарна Юрию Сергеевичу за подаренные ей пять чудесных лет брака, а также за то, что он не стал лгать и изворачиваться, а честно все рассказал.
После развода Валентина Толкунова закончила музыкальное училище им. Гнесиных, спела несколько песен для кино, окунулась с головой в работу. Карьера пошла вверх: она стала солисткой Москонцерта, а через 15 лет сбылась ее давняя мечта — Валентина Васильевна открыла на государственной основе свой театр — Театр музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», и стала его художественным руководителем. Есть в ее архиве и государственные награды, а уж побед на телевизионных конкурсах «Песня года» не сосчитать. Удачными были и большинство зарубежных гастролей. Во многих странах полюбили ее голос, манеру исполнения и искренность, с которой она пела.
Секрет семейного счастья
Но карьера карьерой, а Валентине нужны были и любовь, и семья. Брак с Саульским стал репетицией перед тем большим и настоящим, которым Валентина Толкунова была вознаграждена за мудрость и терпение. Она встретила свою судьбу, свою половинку — такого же умного, талантливого и честного человека, как и она сама, журналиста и писателя Юрия Папорова. В свое время Юрий ушел с дипломатического поста, несколько лет проработал журналистом в странах Латинской Америки, собрал богатейший биографический материал и выпустил книгу об Эрнесте Хемингуэе. Супруги отметили серебряную свадьбу, у них есть сын Николай, а вот внуков они, к сожалению, не дождались.
Секрет семейного счастья Валентина получила от бабушки, утверждавшей, что главное — это терпение. «А еще к человеку, с которым ты живешь, должна быть жалость, — считала Валентина Васильевна. — Да-да, именно жалость. Я уверена, что такие понятия, как любовь и жалость, совместимы. Несмотря на то что это диаметрально противоположные вещи, они тем не менее составляют единое целое. Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни».
«Надо обязательно отдавать, и ты получишь еще больше...»
Толкунова не оставила после себя ни мехов, ни коллекций от дорогих кутюрье, ни огромных бриллиантов, из-за которых могли бы судиться наследники. Всю свою жизнь она старалась быть ближе к природе и естественности, даже косметикой пользовалась только на сцене. Богатств не копила, тратила экономно, к деньгам относилась философски — слишком уж это непостоянная величина, чтобы о них думать. Любила повторять: «Я не богата, но могу себе все позволить».
Жили они с мужем весьма скромно, почти аскетически, хотя доходы были немалые. Считали, что человеку, по сути, нужно немного. Свои гонорары Валентина Васильевна могла отнести в церковь или раздать нуждающимся. «Нельзя гневить судьбу, которая дает тебе возможность жить хорошо. Надо обязательно отдавать, и ты получишь еще больше», — не раз говорила она. Подобное в нашем жестком и прагматичном мире встретишь не часто. Мало кто из современных звезд может похвастаться такой благотворительностью. Не напоказ, не ради рекламы себя любимого, а просто по велению своего сердца...
О своем страшном диагнозе Валентина Васильевна не говорила никому. Не хотела тревожить близких, да и верила, что все обернется хорошо. Старалась больше ездить по стране с концертами, нести людям свои песни и свою любовь. На одном из выступлений ей стало плохо. Ее госпитализировали в местную больницу, затем перевели в Боткинскую больницу в Москве. Валентина Васильевна попросила привести к ней священника. Через двое суток ее не стало. Спустя полтора месяца вслед за Валентиной ушел из жизни и Юрий Папоров.
Песни Валентины Толкуновой всегда будут жить с нами, и это не громкие слова. Вряд ли их сможет исполнять кто-то другой. И дело не в том, что не найти такого же прекрасного и чистого голоса, а в том, что трудно представить себе человека, в котором таким же удивительным образом сочетался бы голос с огромной, всепрощающей и поистине русской душой.