Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » От берега до берега добраться нелегко...

От берега до берега добраться нелегко...

Благодаря так называемой «кассетной» музыкальной культуре многие в нашей стране знают песни Вилли Токарева. Звучат они и по радиоголосам. Это реальность, от которой не отмахнешься. Вопросы об исполнителе нередко задают пропагандистам на лекциях, встречаются они и в письмах читателей.

У нас он считается эмигрантом, на Западе же о нем говорят иногда как о «красном». Кто же он на самом деле? Ответить мы попросили его самого.

КОРР. Как вы оказались в Америке?

ТОКАРЕВ. Я уехал из СССР по израильской визе в 1974 году. Если бы тогда было такое же время, какое наступило в России сейчас, я бы не уехал. Но в ту пору у меня возникли проблемы чисто творческого характера. Я наталкивался на многие бюрократические препятствия, которые не давали сделать" то, что я хотел.

В Америке же я намеревался продолжить свое музыкальное образование, поехать в специальное музыкальное училище в Калифорнии и получить там специализацию по аранжировке. Но когда обратился в фирму, которая обслуживает всех эмигрантов, там спросили: «А кто за вас будет платить? Вы знаете, сколько это стоит?» И назвали такую сумму, что я понялВадим:это не для меня.

Разумеется, я ни на что не рассчитывал, но понял одно: чтобы достичь в Америке какой-либо высоты, которая обеспечит тебе нормальную жизнь, нужно быть или суперзвездой, или, во всяком случае, иметь очень хорошо оплачиваемую работу. После долгих поисков мне посчастливилось найти такую работу в ресторане на Бродвее. Я встал на ноги, обрел некоторую финансовую независимость, получая 250 долл. в неделю.

Для меня это было просто чудо, так как до этого я исполнял совершенно не музыкальную работу.

КОРР. То есть? ТОКАРЕВ. Я был разносчиком почты на Уолл-стрите, откуда меня уволили, сказав, что мой английский не позволяет работать в этой фирме. Потом я мыл полы в «бейкере»Вадим:пекарне. Был помощником медсестры в одном из госпиталей, таксистом. Так что исполнял любую работу.

К этому времени русская община в Нью-Йорке начала открывать свои рестораны. Я был приглашен в один из нихВадим:«Одессу» на Брайтон-Бич. По масштабам Нью-Йорка он считается рестораном высокого класса.

Хочу сразу сказать, что благодарен судьбе за то, что она предоставила мне возможность получить великолепный образовательный фундамент в Советском Союзе, благодаря которому я выжил в Америке. Это и музыкальное училище при консерватории в Ленинграде, и работа с такими суперзвездами, как Б. Рычков, А. Кролл, Ж. Татлян, ныне покойный А. Броневицкий.

КОРР. Итак, вы пели в ресторане на Брайтон-Бич. Кроме этого, вы где-нибудь выступали?

ТОКАРЕВ. Конечно. Я был с концертами в Израиле, Франции, Канаде и во многих городах США. Моя публикаВадим:только эмигранты.

КОРР. Кроме вас, в свое время уехали н другие творческие личности. Всем им была уготована судьба по вашему сценарию?

ТОКАРЕВ. Скажу честно, что я не стремился разбогатеть в Америке. Меня не это прельщалоВадим:я не мыслил себя без музыки. Но некоторые другие, имеющие квалификацию музыкантов, занимаются и каким-то другим бизнесом, делают деньги в другой области.

КОРР. Что бы вы могли сказать, например, о Савелии Крамарове? Как сложилась его судьба в США? Этим интересуются многие наши читатели.

ТОКАРЕВ. Он имеет работу в Голливуде, снимаясь в эпизодических ролях, а порой в полуглавных и даже главных. Он женился, купил себе дом.

КОРР. Русские эмигранты тоже неоднородны...

ТОКАРЕВ. Да. Так называемая «первая волна»Вадим:это те, которые не стали американцами, но перестали быть русскими. Они как бы «за забором» от нас, и у нас с ними нет никаких отношений.

КОРР. А «вторая волна»?

ТОКАРЕВ. «Вторая волна»Вадим:те, кто оказался за океаном сразу после войны,Вадим:похожа на первых эмигрантов. Дети и «первой» и «второй» волны почти не говорят по-русски.

Представители «третьей волны», на мой взгляд, стремятся к тому, чтобы их дети говорили по-русски и не забывали родной язык.

КОРР. Но вспомним еще раз о судьбе творческой интеллигенции, по разным причинам оказавшейся за океаном. Есть ли среди них настроения о возвращении на Родину?

ТОКАРЕВ. Я знаю, что в СССР уже вернулся замечательный скрипач Рафик Акопян. В Америке он имел хорошую постоянную работу. Но его ничто не смогло остановить. Недавно ко мне зашли двое врачей. Их беспокоило то, что дети могли стать наркоманами, и они решили вернуться, несмотря на то что с работой у них в США было просто великолепно. Если человек не может адаптироваться в чужой стране, его не надо осуждать за то, что он хочет вернуться.

КОРР. Вилли, я хочу подеяться своими ощущениями от вашей песни «Дождь, над Невой туман...». Несколько лет назад в одной из передач «Голоса Америки» ее передали в эфир, и от музыки повеяло такой тоской, это, как мне показалось, у вас получилось своеобразное предостережение потенциальным эмигрантам. Те же нотки проскальзывают и в некоторых других песнях.

ТОКАРЕВ. Мои песни не автобиографичны, хотя есть среди них и те, что имеют отношение ко мне. Но в основном их источникВадим:это случайные беседы, Брошенное слово, прочитанное в газете. Ко мне приходят люде и исповедуются о затаенном. Гак что песниВадим:это выражение чувств большинства из тех, кто там живет.

КОРР. У вас есть семья?

ТОКАРЕВ. У меня здесь, в Ленинграде, сын Антон. Он работает на «Скорой помощи» и продолжает учиться в мединституте.

КОРР. Вы хотели бы, чтобы Н уехал к вам?

ТОКАРЕВ. Нет. Я не хотел этого. Считаю, что у него и здесь прекрасное будущее, он должен получить медицинское образование и работать дома. Америка имеет ряд положительных сторон, но это еще не значит, что каждый может найти в гей счастье.

КОРР. Вот о чем бы я еще :отел спросить. В Штатах существуют небезызвестная организация НТС и ее печатный орган Посев», а также различные сионистские организации. Поступали ли от них вам какие-то предложения, учитывая вашу популярность в среде эмигрантов?

ТОКАРЕВ. Может быть, вы не поверите, но за 14 лет жизни Америке никто и никогда не просил меня, кто я, откуда, поему здесь живу.

Правда, в то время, когда я написал песни «Таксист» и «Небоскребы», то слышал упреки от наших эмигрантов. Они говорили: «Ты что Америку ругаешь? Зачем тебе это нужно?». Но я не ругал, а писал о том, о чем писали американские газеты.

КОРР. Я не собираюсь эстетствовать, однако многие ваши песни имеют какой-то блатной налет. Вам нужно делать деньги и потакать из-за этого разным вкусам или это дело принципа?

ТОКАРЕВ. Во-первых, ' это свобода. Я ни перед кем не отчитываюсь, и меня никто не контролирует. Второе. Сначала я выпустил пластинку «А жизнь, она всегда прекрасна». Это те лирические песни, которые я писал еще в СССР. Я истратил на пластинку 20 тыс. долл., но песни не пошли. Я прогорел.

Тогда я и решил писать иные песни. И поскольку жанр юмора мне очень близок, вспомнилось все, что было в жизни. Так родилась пластинка «В шумном балагане». Она принесла мне успех.

Этот стиль оказался финансово оправдываемым, но идти по такому пути опасноВадим:можно заработать плохую репутацию. Я решил писать разные песни и приучать слушателей к тому, что нравится мне, начав вставлять в пластинки лирические песни.

КОРР. Сейчас в нашей стране заметно растет деловая активность как государственных предприятий, так и кооперативов, а в конечном счете и всех людей. Я позволю себе задать вам вопрос не как музыканту, а как бизнесмену. Считаете ли вы, что при определенных условиях можно было бы привлечь к делу оздоровления экономики в нашей стране капиталы наших соотечественников за рубежом?

ТОКАРЕВ. Это естественно. Но чтобы было все более гладко, надо создать нормальные демократические услйвия, чтобы поменьше было бюрократии, чтобы не отпугнуть человека. Я знаю многих людей, которые живут на Западе, уже имеют контакты с СССР, торгуя и обмениваясь товарами. Завязываются чисто деловые отношения. Я отмечаю такой радостный факт, который приветствуют все живущие в Америке эмигранты. Они смогли увидеть тех родных, на которых уже, что называется, «поставили крест». То, о чем они и не могли мечтать пять лет назад, стало возможным.

КОРР. Могут ли состояться ваши гастроли в СССР?

ТОКАРЕВ. Для меня это был бы большой сюрприз, и я никогда не отказался бы от такого предложения. Еще в Нью-Йорке я дал обещание Детскому фонду и Фонду мира, что весь сбор от . любого концерта, который пройдет в СССР, пойдет на их счета. И это не потому, что таким образом я хочу заручиться уважением к себе. Нет. Я знаю, что а этих фондахВадим:гуманное начало. Каждый человек, внося в него посильную лепту, окажет помощь тем, кто в ней нуждается.

Если будет решен вопрос о моих концертах, то я приеду с теми песнями, которые уважают правила и порядки страны.

КОРР. Вы не думали о возвращении?

ТОКАРЕВ. Думал. Это было в первые дни моего пребывания в США. Я понял, что сделал ошибку, но в посольстве мне сказали, что я предал Родину, наплевал на Ленинград и должен уехать навсегда. Но то были другие времена, и люди, которые мне так говорили, не были в этом виноваты, так как исполняли волю вышестоящих.

А потом я преодолел трудности... и привык. Но это не значит, что я наплевал на ту страну, в которой родился. Я всегда с ней. Это моя Родина, которую я никогда не забуду. Это моя культура,' мой язык, корнями я здесь. По самое горло. Увы, судьба распорядилась так, что живу я там...

А. Угланов
Аргументы и факты, № 46


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3026

vk rutube youtube

Светлана Малахова
Сергей Гребенников
Олег Биркле
Игорь Дегтярёв
проект Столыпiнъ
Александр Вулых
Григорий Гусинский
Леонид Телешев
Виктор Рябов
Роман Юрченко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона