История опасной гастроли
Путь от истории, рассказанной 16-летнему сыну Высоцкого, до полноценного сценария занял более 25 лет, на производство картины ушло еще 5.
«Черный человек»
Российская газета Никита Владимирович, почему вы выбрали из богатой на события жизни вашего отца именно эпизод, случившийся в Узбекистане летом 1979 года? Никита Высоцкий До того как мы начали писать сценарий, уже существовало десятка полтора работ, и откровенно слабых, и таких интересных, как, например, сценарий Эдуарда Володарского, друга отца. Но все они были байопиками, в которых авторы стремились охватить все проявления творчества Высоцкого—писательство, театр, кино.
В той истории, которую мы взяли за основу (ее мне рассказал Всеволод Абдулов после смерти отца), пересекаются несколько векторов его жизни. Признаюсь, эта история особенно важна для меня самого — благодаря ей я смог многое понять про своего отца. Ведь мне было лишь 16, когда его не стало. Но эта история и очень «киношная». В моей голове было довольно много сюжетов, которые я переживал внутри себя годами. Но именно этот сразу всплыл, когда Константин Эрнст предложил мне написать сценарий фильма об отце.
РГ Сценарий изначально назывался «Черный человек», отсылая и к Моцарту, и к Есенину—раноушедшим гениям. Почему изменили название?
Высоцкий За 5 лет, что мы над ним работали, вектор сценария сильно поменялся, и то название, которое имеем сегодня, — правильное. Фильм получился именно об этом— «спасибо, что живой».
РГ Вы задумывались, как Высоцкий, останься он с нами, вписался бы в сегодняшний день? Высоцкий Об этом хорошо сказал Станислав Сергеевич Говорухин: «Высоцкий занимал бы то же место, какое занимал в 70-е годы». Он был бы одинок и по-прежнему стремился к правде. Сегодня она может быть иная, нежели 30—40 лет назад, но она все равно остается правдой. Человек, стремящийся к правде, во все времена оказывается в стороне от мейнстрима.
Мученик или бунтарь?
РГ За что его любили—зато, что он едва ли не мученик, или за то, что бунтарь? Высоцкий Бог его знает. Есть много мучеников и есть много бунтарей, которых не любят. И наоборот. Здесь невозможно вывести некий закон. Вот для примера — Есенин, которого народ выбрал и любит до сих пор. Почему? Потому что Есенин лучший поэт, чем, допустим, Блок? Или Пастернак? Или потому что они интеллигенты, а он свой, такой же простой? Но ведь были поэты и из «простых», допустим Михаил Кольцов. Но почему-то такая субстанция, как народная душа, выбрала именно Есенина.
Отцу повезло жить в замечательную пору, вокруг него было много необыкновенно одаренных людей. Не думаю, что он был лучше их, но что-то в нем было, что отличало его от всех. Пожалуй, решающим моментом стало то, что он был воином. Принимал жизнь как вызов. А народ любит героев, готовых к самопожертвованию.
РГ Именно поэтому вы придумали проект «Своя колея», где чествуют героев сегодняшнего дня? Высоцкий Да, мы рассказываем о тех людях, которыми может гордиться страна. Возможно, они не очень вписываются в современную идеологию, но они, слава богу, есть.
РГ Но эти «тихие» герои, люди, которые просто не поступаются своими принципами и выполняют свою работу. И это при всех сетованиях отечественных кинематографистов: «Кто же может стать героем нашего времени?!». Высоцкий У нас сейчас не получается вырастить в пробирке героя, того, в кого сами не верим. Наверное, нам всем надо «разуть глаза», себя спросить: почему мы сами не верим в таких людей и свое неверие передаем на экране? Может быть, потому что мы все верим в Высоцкого, нам удалось его показать героем, человеком, который действует вопреки. При этом в этой истории он и победитель, герой народного мифа, и человек, который в какие-то моменты был слаб, подвержен влиянию, ошибался.
Фамилия обязывает
РГ Вас неудивило, что даже идею фильма некоторые приняли в штыки. Как заметил Владимир Конкин, рано канонизировать. Высоцкий Меня немного удивляет реакция людей, и отцовских друзей, и людей, близких мне, которые ругают фильм, его еще не видя. Допустим, Дмитрий Певцов, — я продолжаю считать его своим товарищем и очень уважительно к нему отношусь, — но и он, не глядя, отнесся к картине отрицательно. Также, как и Конкин. Мне кажется, все-таки стоит вначале посмотреть, а уж потом судить.
Другое дело, я убежден, что у картины будут противники. Но самое интересное, что острую реакцию фильм вызывает не только у друзей отца, людей той эпохи. Мы тестировали картину на молодых людях во время фокус-групп, и столкнулись с болезненной реакцией. Большинству кино понравилось, они оценили нашу искренность. Но некоторые признались, что им было бы легче смотреть фильм, если бы героя звали не Владимиром Высоцким, а каким-нибудь Сарделькиным. Почему-то фамилия «Высоцкий» вызывает дополнительные эмоции, которые кто-то не хотел бы испытывать.
РГ А почему возникла вся эта чехарда вокруг актера, сыгравшего Высоцкого? Сколько гадали насчет претендентов, а в результате имя актера даже не указано в титрах?
Высоцкий Мы пробовали разных актеров. Но каждый раз возникал некий дискомфорт. Потому что Высоцкий был одним из немногих в СССР, кто ездил на «Мерседесе». Кадр из фильма.
Высоцкий в сознании огромного количества людей — это определенный голос, облик, пластика. Ленина играли от Каюрова до Калягина и Смоктуновского — абсолютно разные даже по типажу актеры, но достаточно им было наклеить лысину, бороду, начать картавить, пальцы рук в проймы жилета — и, пожалуйста, вождь пролетариата. Мы знаем Ленина по отретушированным фотографиям, малому количеству хроники низкого качества да кудрявым мальчиком на октябрятском значке. Высоцкий же до сих пор крупным планом на экране. Потому приняли решение — максимально точно передать его облик, воспользовавшись современными кинотехнологиями. А чтобы не было игры «найдите 10 отличий», опустили имя актера, безусловно, с ним договорившись.