Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » 1000 и 1 концерт Высоцкого

1000 и 1 концерт Высоцкого

В прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Над картиной, которая обошлась в 12 млн. долларов, работали 5 лет.

Высоцкий

За свою жизнь Высоцкий успел дать больше тысячи концертов более чем в ста городах. Об одном из таких выступлений рассказывается в картине. Фильм основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане сердце Владимира Высоцкого остановилось. Концерт снимали в Доме культуры в Бухаре, где в 1979-м выступал Высоцкий. Зал почти не изменился, администрация даже нашла на складе занавес, который висел на сцене 30 лет назад. В массовке были люди, которые в 79-м купили билеты на Высоцкого, но не увидели его, потому что концерт отменили. Тридцать лет спустя в том же самом зале они увидели, как на сцену выходит живой Высоцкий...

25 лет сын Владимира Семеновича - Никита Высоцкий жил с этой историей.

Никита Высоцкий (автор сценария, продюсер): «Историю эту мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. Пять лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. Теперь фильм наконец выходит на экран. Основное, чем я руководствовался, когда писал сценарий, - своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 80-м году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Много допридумывают, думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, откуда мои чернила брались, - это период моего становления, пора общей искренности... Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне».

Три режиссера сменились на проекте, прежде чем картину удалось снять. Изначально идея была в том, чтобы фильм снял сверстник Высоцкого, может быть, его товарищ. Некоторое время на проекте работал Александр Митта, хорошо знавший Владимира Семеновича. Но в конце концов продюсеры поняли: картина должна быть не ностальгической, а сегодняшней. В итоге фильм снял молодой режиссер Петр Буслов.

50 градусов жары - именно столько показывал термометр во время павильонных съемок фильма в Москве.

Петр Буслов (режиссер): «Съемки проходили в июле 2010 года. На улице было +40, в павильоне - больше 50, настоящее пекло. По-моему, ни одна группа, кроме нашей, не снимала. Мы потеряли счет времени, задыхались от жары. Не выдерживали, перегорали кондиционеры и осветительные приборы. Самым сложным было показать момент остановки сердца Высоцкого: панику окружающих, эмоциональный накал... После команды «Стоп, снято!» ко мне подошел наш оператор Игорь Гринякин и сказал: «Слушай, а ведь именно в этот день, 30 лет назад, Высоцкий покинул наш мир...» Мы полезли в телефоны смотреть, какое число. На календаре было 25 июля -день смерти Высоцкого. И тут раздался щелчок: в камере в последней кассете закончилась пленка. И мы поняли, что все сделали правильно».

10 раритетных объективов пришлось оттестировать оператору картины Игорю Гринякину, чтобы снять картину в анаморфоте.

Игорь Гринякин (оператор): «Большое американское кино снимают на анаморфот Panavision - это определенная система линз, которая позволяет получать более широкий экран, более привычное человеческому глазу изображение, чем это обычно бывает в кино. В СССР школа анаморфота была, но теперь Россия ее утратила. На «Высоцком» была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране - а мы все его помним, - надо снимать картину в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть в эпоху и поддержать зрелищность и красочность в большой постановке. Старые объективы искали через друзей. Два нам дали в компании «Элит», это бывшая «ЛОМО», она единственная в нашей стране производит анаморфотные объективы, и их знают во всем мире. Я, например, встречался с Янушем Каминским, это оператор Спилберга. Про Россию он знает только водку, матрешку и «Элит». Мы оттестировали десять объективов, выбрали пять, на них и снимали. Знаете, старые советские объективы невероятно красивые. Это само по себе произведение искусства».

Камера Гринякина, оснащенная раритетными объективами, весила больше 30 килограммов.

4 часа ежедневно занимал грим актера, исполняющего роль Высоцкого. Еще полтора часа уходило на то, чтобы грим снять. Над созданием грима Высоцкого художник Петр Горшенин работал полгода. Решение образа Высоцкого - революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом.

Петр Горшенин (художник по гриму): «Многие спрашивают, использовал ли я при создании грима посмертную маску Высоцкого. Нет. Слепок с мертвого человека ничем не может помочь в создании образа человека живого. Это совершенно другое лицо - оплывшее, застывшее. Мы работали только с фотографиями. Их было более 500. Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал. То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда. Мне приходилось работать над образами известных людей - например, образ Сталина в двух картинах. Но Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла. Исторические персонажи - в основном стилизация, речь обычно идет об одном или двух съемочных днях... А у нас главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история. Важно было, чтобы на актере наша работа выглядела гармонично и естественно для партнеров, чтобы человеку, стоящему рядом, и в голову не приходило, что это грим».

Высоцкий

10 рубашек Prada понадобилось, чтобы снять сцену смерти. У этой фирмы есть классическая линия вещей, которые не меняются десятилетиями, и рубашки-поло, которые Владимир Семенович очень любил, костюмеры просто купили в бутике.

Екатерина Шапкайц (художник по костюмам): «Когда артист выбран удачно, его очень легко одевать. К нему сразу прыгают брюки, а рубашки надеваются сами собой. То, что на картине проблем с одеванием не было, - это в первую очередь правильный выбор артистов на роли, я считаю».

Одна из главных интриг проекта - имя исполнителя главной роли, которое создатели фильма не разглашают. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует.

Иван Ургант (актер): «Я пришел в проект, когда уже шел кастинг. До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался. А потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете - первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого, - я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина, седая и без одежды, стояла спиной, и я сразу выбежал».

Никита Высоцкий: «Мы не называем фамилии актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий».

Екатерина Костикова
Комсомольская правда, 01.12.2011


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3005

vk rutube youtube

Игорь Юрин
Сергей Волоколамский
Александр Мираж
Андрей Данцев
Геннадий Баже
Виктория Гранкина
Андрей Демченко
Глеб Горбовский
Дмитрий Сулей
Александр Хамов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона