Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Гоп со смыком - песня интересна...

Гоп со смыком - песня интересна...

Блатная песня в России всегда откликалась на исторические события. А они, что и говорить, зачастую напрямую связаны с тюрьмой. Тут и ссылки декабристов, и ГУЛАГ. Впрочем, в современное время, когда блатная лирика вошла в широкое понятие «русский шансон», на ней, помимо всего прочего, делаются и ,. неплохие деньги.

ЭСТРАДНАЯ ПЕРЕПЕВКА

Тюремная песня, как отмечают исследователи народного фольклора, пережила несколько эволюционных фаз. Все началось, как считают специалисты этого жанра, еще с гусляров. Так называемая каторжанская песня существовала издревле («По диким степям Забайкалья» и другие). Но первый мощный импульс к развитию тюремная песня получила в XIX веке, когда тюремная лирика вошла в репертуар известных русских певцов (например, Цыганова и Шаляпина). После же того, как на каторге оказались декабристы, жизнью в тюрьме стала интересоваться и интеллигенция. Про ссылки и тюрьмы писали, скажем, Пушкин и Некрасов.

После Октябрьской революции, а точнее, в 20-е годы прошлого века, блатная песня приобрела современные очертания и стала элементом массовой культуры. Десять лет войн и смут полностью изменили мораль и нравы. Все это привело к тому, что старая каторжная песня и демократическая «тюремная» лирика XIX века сдали свои позиции, и вместо них большой популярностью стали пользоваться блатные песни уркаганов и песенная поэзия лагерей. И хотя некоторые старые песни в измененном, осовремененном виде продолжают существовать (песня о центральной тюрьме превращается в «Таганку», казачья песня «Течет речечка» - в песню о жигане и начальничке), основным строительным материалом для блатной песни становится современная эстрадная песня и куплет. Эстрадного, по-видимому, происхождения куплеты «Гоп со смыком» (во многом благодаря исполнению Леонида Утесова) становятся классикой блатной песни. Популярная песня о любви превращается в «Мурку».

История многих блатных песен тесно переплетена с историей страны. Ярко это проявилось во времена нэпа. Тогда ограбить нэпмена считалось своего рода «хорошим тоном» (скажем, Маяковский писал в том духе, что грабь толстосумов, но руки прочь от рабочего кармана). Поэтому в 20-е годы возникло множество песен о «благородных разбойниках». Почему-то к таковым отнесли и жестокого и безжалостного не только к нэпманам, но и к простым людям знаменитого в то время налетчика Леньку Пантелеева.

Ленька Пантелеев - сыщиков гроза, 
На руке браслетка, синие глаза. 
У него открытый ворот в стужу и в мороз –
Сразу видно, что матрос.

Но если Леонид Пантелкин (матросом он, кстати сказать, никогда не был) действительно существовал, то большинство других героев уголовного фольклора - вымышленные. Именно тогда блатная песня стала формировать язык, понятия, поведенческие примеры для молодежи, стремившейся закрепиться в преступной среде. В 30-е годы блатная песня уходит в подполье. Но популярность ее растет. Конечно же, из-за того, что появилась зловещая аббревиатура ГУЛАГ - количество заключенных било все рекорды. После смерти Сталина на свободе оказалось много интеллигентных людей, которые взялись за обработку лагерного фольклора. Их влияние сказалось и на творчестве бардов. У тех же Галича и Высоцкого есть приблатненные и откровенно блатные песни. Конечно, в них нет таких слов, как подстава, менты, мокруха, централ, фраер. Но и без фени подобные произведения без сомнений можно отнести к лагерной лирике. Не случайно поэт Евгений Евтушенко тогда сказал: «Интеллигенция поет блатные песни».

ЕСЕНИН - ПЕГАС БЛАТНОЙ

Энциклопедия «Эстрада России» гласит: «Блатная песня - песня, поэтизирующая быт и нравы уголовной среды». Как кажется, здесь некоторое преувеличение. Многие блатные песни рисуют жизнь «джентльменов удачи» без прикрас. Например, в одной из песен есть такие строчки:

Я мать свою зарезал, 
Отца я застрелил, 
Сестренку-гимназистку в сортире утопил.

В данном случае образ блатного героя явно не «поэтизируется». Большинство авторов блатных песен настаивают, что в их текстах нет пропаганды криминального образа жизни. Наоборот, уверяют они, воровская и тюремная жизнь у них показывается в своем истинном, довольно неприглядном выражении. И такие тексты никогда не привлекут молодежь к якобы романтической воровской жизни.

Что касается тематики блатных песен, то она весьма разнообразна. Поскольку в тюремной лирике важность слов преобладает над музыкой, тексты песен рассказывают целые истории. Если, скажем, в начале прошлого века, как правило, описывались удачные налеты и кражи, то позднее тексты стали значительно лиричней - они о маме, родном доме, роковой любви. Кроме того, появились христианские и философские мотивы. Поэтому нельзя говорить, что блатная песня описывает обязательно только что-то связанное с криминалом. Заблуждение и то, что такие песни очень любят исполнять на зоне осужденные. Об этом же говорит не понаслышке знакомый с тюрьмой поэт Андрей Рублевич: «На зоне блатную песню не очень-то любят. Да, могут спеть. Но толь ко в особом настроении. А ценят там лирику. Есенина того же. Его, пожалуй, из классиков более всего уважают. Ему даже урки на фене кличку дали - Пегас блатной».

Как рассказывают исполнители блатных песен, часто бывающие с концертами на зонах, осужденных прежде всего трогают песни не «уркаганские», а те, что за душу берут, про любовь, благородный поступок, красивую гибель, преданность и прекраснодушие.

Многие блатные песни воспринимаются как народные. Но у их канонического текста был автор, как правило. Просто, поскольку песни такие запоминались на слух, текст понемножку по принципу испорченного телефона искажался. Возникало сразу, таким образом, несколько версий песни. К примеру, вариантов песни «Постой, паровоз...» около двух десятков. А ведь автор этой нетленки до сих пор жив! То же самое касается и знаменитой «Мурки», версий которой и того больше.

ПОД КРЫЛОМ БРАТВЫ

С началом перестройки лагерная лирика вошла в гибридный жанр, известный как «русский шансон». Считается, что блатная песня закрепилась в шоу-бизнесе в 1991 году, когда в Москве и Петербурге прошли первые концерты блатной музыки «Гоп-стоп-шоу» и «Русский шансон. Лиговка-91 «.Тогда их исполняли Александр Новиков, Анатолий Полотно, Никита Джигурда. Михаил Шелег. Виктор Третьяков.

После этих концертов, прошедших при аншлагах, стало ясно, что блатная песня может собирать залы, а значит, можно на ней и зарабатывать. Естественно, не мог остаться в стороне и криминал. Не секрет, что многие исполнители в стиле шансон вынуждены контактировать с братвой. В закулисье данного жанра известно, какой исполнитель с какой из криминальных группировок состоит в дружбе. А поддержка такого рода необходима. В настоящее время пробиться на этот прибыльный рынок чрезвычайно сложно. И специалисты шансона сетуют, что много талантливых исполнителей сделать этого не могут. Зачастую братва дает деньги на «раскрутку», на аппаратуру. Дает, но с возвратом. Не обязательно деньгами. Такой «закабаленный» артист по первому зову поет и выступает для спонсоров. Нередко можно услышать на концертах, как артист передает привет той или иной, «своей», братве. Поделены между «авторитетными» исполнителями и некоторые российские города. Один из исполнителей шансона отказался «дружить» с бандитами, хотя и отсидел, и теперь ему заказано появляться с концертами в крупнейших городах контролируемого этими братками региона.

Многие ценители жанра опасаются, что подобная «коммерциализация» шансона вытравит из тюремной песни лирику, романтику. Впрочем, наверняка этого не случится. Тюрьма по-прежнему поет и пишет стихи, а это значит, что жанру «камерной музыки» жить столько же, сколько и ей.

Наше досье

Как Розенбаум в преступники попал

М. Джекобсон в труде «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник» допустил забавный ляп. Он собирал блатные песни о ГУЛАГе, но поскольку время написания большинства из них не известно, то в датировке он исходил из содержания песен. В результате этого способа в раздел «20-е годы - песни профессиональных преступников» попало одно из произведений... Александра Розенбаума. Впрочем, поэту можно этим фактом, доказавшим его талант стилизатора, только гордиться.

Почти эксклюзив

Блатная песня практически ноу-хау отечественных зеков. По идейной и смысловой направленности к российской блатной лирике наиболее близки негритянский рэп и баллады латиноамериканских уголовников.

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, № 1 февраль 2006


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6078

vk rutube youtube

Юрий Самарский
Аркадий Северный
Алексей Стёпин
Геннадий Тимофеев
Вилли Токарев
 Трофим
Виктор Тюменский
Кира Хабарова
Владимир Черняков
Александр Шапиро

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона