Гоп со смыком - песня интересна...
Блатная песня в России всегда откликалась на исторические события. А они, что и говорить, зачастую напрямую связаны с тюрьмой. Тут и ссылки декабристов, и ГУЛАГ. Впрочем, в современное время, когда блатная лирика вошла в широкое понятие «русский шансон», на ней, помимо всего прочего, делаются и ,. неплохие деньги.
ЭСТРАДНАЯ ПЕРЕПЕВКА
Тюремная песня, как отмечают исследователи народного фольклора, пережила несколько эволюционных фаз. Все началось, как считают специалисты этого жанра, еще с гусляров. Так называемая каторжанская песня существовала издревле («По диким степям Забайкалья» и другие). Но первый мощный импульс к развитию тюремная песня получила в XIX веке, когда тюремная лирика вошла в репертуар известных русских певцов (например, Цыганова и Шаляпина). После же того, как на каторге оказались декабристы, жизнью в тюрьме стала интересоваться и интеллигенция. Про ссылки и тюрьмы писали, скажем, Пушкин и Некрасов.
После Октябрьской революции, а точнее, в 20-е годы прошлого века, блатная песня приобрела современные очертания и стала элементом массовой культуры. Десять лет войн и смут полностью изменили мораль и нравы. Все это привело к тому, что старая каторжная песня и демократическая «тюремная» лирика XIX века сдали свои позиции, и вместо них большой популярностью стали пользоваться блатные песни уркаганов и песенная поэзия лагерей. И хотя некоторые старые песни в измененном, осовремененном виде продолжают существовать (песня о центральной тюрьме превращается в «Таганку», казачья песня «Течет речечка» - в песню о жигане и начальничке), основным строительным материалом для блатной песни становится современная эстрадная песня и куплет. Эстрадного, по-видимому, происхождения куплеты «Гоп со смыком» (во многом благодаря исполнению Леонида Утесова) становятся классикой блатной песни. Популярная песня о любви превращается в «Мурку».
История многих блатных песен тесно переплетена с историей страны. Ярко это проявилось во времена нэпа. Тогда ограбить нэпмена считалось своего рода «хорошим тоном» (скажем, Маяковский писал в том духе, что грабь толстосумов, но руки прочь от рабочего кармана). Поэтому в 20-е годы возникло множество песен о «благородных разбойниках». Почему-то к таковым отнесли и жестокого и безжалостного не только к нэпманам, но и к простым людям знаменитого в то время налетчика Леньку Пантелеева.
Ленька Пантелеев - сыщиков гроза,
На руке браслетка, синие глаза.
У него открытый ворот в стужу и в мороз –
Сразу видно, что матрос.
Но если Леонид Пантелкин (матросом он, кстати сказать, никогда не был) действительно существовал, то большинство других героев уголовного фольклора - вымышленные. Именно тогда блатная песня стала формировать язык, понятия, поведенческие примеры для молодежи, стремившейся закрепиться в преступной среде. В 30-е годы блатная песня уходит в подполье. Но популярность ее растет. Конечно же, из-за того, что появилась зловещая аббревиатура ГУЛАГ - количество заключенных било все рекорды. После смерти Сталина на свободе оказалось много интеллигентных людей, которые взялись за обработку лагерного фольклора. Их влияние сказалось и на творчестве бардов. У тех же Галича и Высоцкого есть приблатненные и откровенно блатные песни. Конечно, в них нет таких слов, как подстава, менты, мокруха, централ, фраер. Но и без фени подобные произведения без сомнений можно отнести к лагерной лирике. Не случайно поэт Евгений Евтушенко тогда сказал: «Интеллигенция поет блатные песни».
ЕСЕНИН - ПЕГАС БЛАТНОЙ
Энциклопедия «Эстрада России» гласит: «Блатная песня - песня, поэтизирующая быт и нравы уголовной среды». Как кажется, здесь некоторое преувеличение. Многие блатные песни рисуют жизнь «джентльменов удачи» без прикрас. Например, в одной из песен есть такие строчки:
Я мать свою зарезал,
Отца я застрелил,
Сестренку-гимназистку в сортире утопил.
В данном случае образ блатного героя явно не «поэтизируется». Большинство авторов блатных песен настаивают, что в их текстах нет пропаганды криминального образа жизни. Наоборот, уверяют они, воровская и тюремная жизнь у них показывается в своем истинном, довольно неприглядном выражении. И такие тексты никогда не привлекут молодежь к якобы романтической воровской жизни.
Что касается тематики блатных песен, то она весьма разнообразна. Поскольку в тюремной лирике важность слов преобладает над музыкой, тексты песен рассказывают целые истории. Если, скажем, в начале прошлого века, как правило, описывались удачные налеты и кражи, то позднее тексты стали значительно лиричней - они о маме, родном доме, роковой любви. Кроме того, появились христианские и философские мотивы. Поэтому нельзя говорить, что блатная песня описывает обязательно только что-то связанное с криминалом. Заблуждение и то, что такие песни очень любят исполнять на зоне осужденные. Об этом же говорит не понаслышке знакомый с тюрьмой поэт Андрей Рублевич: «На зоне блатную песню не очень-то любят. Да, могут спеть. Но толь ко в особом настроении. А ценят там лирику. Есенина того же. Его, пожалуй, из классиков более всего уважают. Ему даже урки на фене кличку дали - Пегас блатной».
Как рассказывают исполнители блатных песен, часто бывающие с концертами на зонах, осужденных прежде всего трогают песни не «уркаганские», а те, что за душу берут, про любовь, благородный поступок, красивую гибель, преданность и прекраснодушие.
Многие блатные песни воспринимаются как народные. Но у их канонического текста был автор, как правило. Просто, поскольку песни такие запоминались на слух, текст понемножку по принципу испорченного телефона искажался. Возникало сразу, таким образом, несколько версий песни. К примеру, вариантов песни «Постой, паровоз...» около двух десятков. А ведь автор этой нетленки до сих пор жив! То же самое касается и знаменитой «Мурки», версий которой и того больше.
ПОД КРЫЛОМ БРАТВЫ
С началом перестройки лагерная лирика вошла в гибридный жанр, известный как «русский шансон». Считается, что блатная песня закрепилась в шоу-бизнесе в 1991 году, когда в Москве и Петербурге прошли первые концерты блатной музыки «Гоп-стоп-шоу» и «Русский шансон. Лиговка-91 «.Тогда их исполняли Александр Новиков, Анатолий Полотно, Никита Джигурда. Михаил Шелег. Виктор Третьяков.
После этих концертов, прошедших при аншлагах, стало ясно, что блатная песня может собирать залы, а значит, можно на ней и зарабатывать. Естественно, не мог остаться в стороне и криминал. Не секрет, что многие исполнители в стиле шансон вынуждены контактировать с братвой. В закулисье данного жанра известно, какой исполнитель с какой из криминальных группировок состоит в дружбе. А поддержка такого рода необходима. В настоящее время пробиться на этот прибыльный рынок чрезвычайно сложно. И специалисты шансона сетуют, что много талантливых исполнителей сделать этого не могут. Зачастую братва дает деньги на «раскрутку», на аппаратуру. Дает, но с возвратом. Не обязательно деньгами. Такой «закабаленный» артист по первому зову поет и выступает для спонсоров. Нередко можно услышать на концертах, как артист передает привет той или иной, «своей», братве. Поделены между «авторитетными» исполнителями и некоторые российские города. Один из исполнителей шансона отказался «дружить» с бандитами, хотя и отсидел, и теперь ему заказано появляться с концертами в крупнейших городах контролируемого этими братками региона.
Многие ценители жанра опасаются, что подобная «коммерциализация» шансона вытравит из тюремной песни лирику, романтику. Впрочем, наверняка этого не случится. Тюрьма по-прежнему поет и пишет стихи, а это значит, что жанру «камерной музыки» жить столько же, сколько и ей.
Наше досье
Как Розенбаум в преступники попал
М. Джекобсон в труде «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник» допустил забавный ляп. Он собирал блатные песни о ГУЛАГе, но поскольку время написания большинства из них не известно, то в датировке он исходил из содержания песен. В результате этого способа в раздел «20-е годы - песни профессиональных преступников» попало одно из произведений... Александра Розенбаума. Впрочем, поэту можно этим фактом, доказавшим его талант стилизатора, только гордиться.
Почти эксклюзив
Блатная песня практически ноу-хау отечественных зеков. По идейной и смысловой направленности к российской блатной лирике наиболее близки негритянский рэп и баллады латиноамериканских уголовников.