Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Гимн советских аферистов (Если б каждый из сограждан дал мне по рублю)

Гимн советских аферистов (Если б каждый из сограждан дал мне по рублю)

В 1974 году на экраны страны вышел фильм «Последнее лето детства». Идеологически выдержанная кинокартина, повествующая о борьбе первых пионеров и комсомольцев с пережитками нэпа, она полюбилась многим зрителям. При этом совершенно неожиданно для авторов не меньшую популярность получила незамысловатая песенка «Если б каждый из сограждан дал мне по рублю», исполняемая в одном из эпизодов фильма.

ОТРЫЖКА НЭПА

Песенка эта исполнялась сугубо отрицательным и эпизодическим персонажем, каким-то нагловатым куплетистом-чечеточником, выступающим в нэпманском кабаке. По задумке режиссера, эпизод призван был продемонстрировать интеллектуальное убожество и моральное разложение нэпманских торгашей, их убогую жизненную философию, по сравнению с богатым внутренним миром передовиков-комсомольцев, работающих на производстве. Однако совершенно неожиданно тематика и аура песни оказалась востребована широкими массами. И для того имелись серьезные причины.

Советское общество периода 70-х годов уже мало походило на сплоченное содружество строителей коммунизма (и даже социализма), хотя соответствующие лозунги все еще произносили на митингах и печатали в газетах. Советских обывателей теперь больше интересовали различные материальные блага, чем призрачные идеологические конструкции. Всем хотелось иметь американские джинсы, кожаный пиджак, дубленку, японский магнитофон, фирменный спальный гарнитур, дачу и машину «Жигули». Но импортных шмоток на всех не хватало, а о машине и даче можно было только мечтать — скромные советские зарплаты не предусматривали приобретения такой роскоши.

Быстро заработать большие деньги в СССР можно было только преступным путем. В результате в Советском Союзе сформировалась устойчивая криминально-социальная прослойка, регулярно занимавшаяся спекуляциями и хищениями. Это были директора ресторанов, универмагов и магазинов, товароведы, официанты и продавцы, таксисты и бармены. Все они получали преступный доход, обсчитывая и обманывая своих клиентов. Фактически лозунг «Если б каждый из сограждан дал мне по рублю», прозвучавший в песне, стал их жизненным кредо, позволяющим извлекать сверхдоходы прямо на своих рабочих местах.

«А ТЫ, ДЯДЯ, ФАРМАЗОН!»

Не дремали и обычные мошенники, которых во времена застоя развелось столько, что ход пруд пруди. Профессия мошенника всегда пользовалась уважением среди криминалитета наравне с воровской. Ведь смысл действий вора и мошенника схож и заключается в том, чтобы без насилия овладеть чужими деньгами и имуществом. А такое «деяние» требует от исполнителей немалых талантов и способностей. При этом мошенники всегда выделялись из уголовной среды, имели свою субкультуру, манеру поведения и даже свои любимые песни.

До революции среди мошенников существовала своя элита — фармазоны, которые специализировались исключительно на сбыте фальшивых драгоценностей. Здесь светский лоск, изящные манеры и блестящее владение французским языком были просто необходимы наряду с умением «забить баки» клиенту. Во время нэпа эта криминальная профессия обрела второе рождение, и фармазоны шокировали простых советских уголовников изящными манерами.

Помните, как в кинофильме «Корона Российской империи» Яшка Цыган с ходу определил «масть» своего сокамерника Нарышкина: «А ты, дядя, фармазон!»

В советское время мошенники стали попроще, но и среди них попадались занятные экземпляры.

Так, в июне 1980 года перед Московским городским судом предстал довольно любопытный обвиняемый. Гражданин Илья Михайлович Суслов, «...1945 года рождения, старший научный редактор агентства «Новости», еврей, имеющий высшее образование, ранее не судимый, женатый, инвалид 1-й группы» обвинялся в таких серьезных преступлениях, как мошенничество и валютные махинации.

Суслова хорошо знали в кругах московской богемы. Несмотря на врожденные физические недостатки, инвалидность, Илья Михайлович обладал сильным характером. Используя подходящую фамилию, он стал выдавать себя за «незаконнорожденного» сына М.А. Суслова — в то время всесильного секретаря ЦК и члена Политбюро. Разумеется, авантюрист не имел ни малейшего отношения к влиятельному советскому политику. Но его блеф удался в полной мере, и к Суслову длинной чередой потянулись «ходоки». Мошенника просили организовать выгодную загранкомандировку, получить прописку и квартиру в Москве, устроить сына в институт, избавить родственника от уголовной ответственности. Особенно много просителей приезжало из южных республик СССР — Армении, Азербайджана, Грузии, Узбекистана.

Якобы на расходы и на взятки нужным людям аферист брал с посетителей астрономические суммы в рублях, которые тут же использовал для валютных махинаций.

Суслов любил отдыхать на фешенебельных курортах, особенно в Юрмале. Там к его услугам всегда были предоставлены отдельный коттедж, машина, яхта и дорогие проститутки. По советским временам это был верх шика и роскоши. Суслов был осужден на пятнадцать лет лишения свободы. Это было максимальное наказание по тогдашнему УК.

Вообще надо отдать должное — в советские времена мошенников, спекулянтов, расхитителей и прочих жуликов власти не щадили и карали довольно строго. Сроки по таким статьям отвешивали немалые, почти столько же, сколько давали за убийство. А за хищения в особо крупных размерах вообще могли дать «вышку».

Ну а тем, кому повезло, оставалось только напевать, сидя на нарах, «гимн советских аферистов», как окрестили эту песню в криминальных кругах.

БЛЕСТЯЩАЯ СТИЛИЗАЦИЯ

Разумеется, несмотря на жизненную актуальность, данная фривольная песенка не получила бы такой бешеной популярности, если бы не была безукоризненно исполнена в музыкальном плане. Композитор Исаак Шварц создал блестящую стилизацию, взяв за музыкальную основу ритм фокстрота. Этот темпераментный танец был изобретен в Америке и в 20-х годах покорил весь мир. Под фокстрот танцевала вся нэпманская Москва, а в 70-х годах полузабытый ритм выглядел необычайно свежо. Автор слов поэт Булат Окуджава подобрал к мелодии точные и емкие слова, сочетающие в себе как мягкий юмор, так и убийственную пародию. В мелких деталях красочно отображалась атмосфера того времени. Так, например, в третьем куплете пелось:

Когда мильон себе скоплю, 
Я макинтош себе куплю. 
Кому не хочется наесться всласть 
И в сливки общества попасть!

Макинтош, конечно, это вовсе не компьютер на соответствующей платформе, а длинный прорезиненный плащ, изготовленный в Америке. Их небольшими партиями привозили в 20-е годы в СССР спекулянты и продавали за бешеные деньги. Человека, одетого в такой плащ, считали крутым, обеспеченным и без очереди пропускали в любой ресторан.

Похоже, что И. Шварц и Б. Окуджава, видевшие 20-е годы своими глазами и жившие в тот период, использовали при написании песни какие-то запомнившиеся им и теперь уже прочно забытые куплеты, исполнявшиеся в те времена на эстрадных подмостках. В любом случае колорит «криминальных» 20-х передан ими блестяще.

Единственное, чего не учли и не ожидали авторы, так это того, какой расцвет мошенничества наступит в России после перестройки, а слова из их песни станут поистине пророческими. Ведь создатели известных финансовых пирамид эпохи 90-х годов, типа Сергея Мавроди и других, осуществили на практике, казалось бы, полностью утопическую мечту своих менее удачливых предшественников. Сограждане действительно дали новым русским мошенникам по рублю (а кто и по несколько тысяч рублей) и ничего не получили взамен. Как говорится, из песни слова не выкинешь.

«Если б каждый из сограждан дал мне по рублю»

(Песня чечеточника)
Музыка И.Шварца,
слова Б.Окуджавы

Я не богат, червонцу рад, 
Мне нужен клад, а не оклад.

И если б каждый из сограждан 
Дал мне по рублю — всего лишь, 
Дал мне по рублю — всего лишь, 
Дал мне по рублю,

Я б себе купил однажды 
То, чего люблю, конечно, 
То, чего люблю, а как же! 
То, чего люблю.

А я люблю копилки из фарфора, 
Они моя надежда и опора!

Когда мильон себе скоплю, 
Я макинтош себе куплю. 
Кому не хочется наесться всласть 
И в сливки общества попасть.

И если б каждый из сограждан 
Дал мне по рублю, всего лишь 
Дал мне по рублю, всего лишь 
Дал мне по рублю,

Я б себе купил однажды 
То, чего люблю, конечно, 
То, чего люблю, а как же! 
То, чего люблю.

А я люблю красотку Мариетту, 
Но у меня пока мильона нету!

И если б каждый из сограждан 
Дал мне по рублю — всего лишь, 
Дал мне по рублю — всего лишь, 
Дал мне по рублю,

Я б себе купил однажды 
То, чего люблю, конечно, 
То, чего люблю, а как же! 
То, чего люблю.

Андрей Никитин
ЗА решеткой, №5 май 2011


Комментарии

21.01.2017 02:05 Сергей [mathtime@yandex.ru]
Музыку к этой песне написал Евгений Глебов.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2435

vk rutube youtube

Виктор Чупретов
Михаил Мармар
Петр Лещенко
Катерина Голицына
Жан Татлян
 Петлюра
Виктор Ночной
Алексей Созонов
Сергей Гинзбург
Михаил Клёнов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона