Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Михаил Танич: Поэт из-за колючки

Михаил Танич: Поэт из-за колючки

Он умер в ночь на 17 апреля в больнице имени Боткина. Михаил Танич (Танхилевич) - человек, которого не все знали по имени, еще меньше - в лицо, но все знали песни на его стихи: «Черный кот», «Идет солдат по городу», «Любовь-кольцо», «Белый лебедь на пруду». Он прожил тяжелую жизнь, но считал себя баловнем судьбы. Судьбы, которая отобрала у него родителей, помотала по дорогам войны и бросила в сталинскую топку ГУЛАГа.

Спасибо товарищу Сталину!

Михаил Исаевич родился 15 сентября 1923 года в Таганроге в семье коммунального чиновника. Как вспоминал сам Танич: «Мой отец в Гражданскую войну гонялся на красных тачанках за Махно и был очень советским человеком. Энергичный от природы, он буквально пропадал на работе: стро-1 ил электростанцию и первую трамвайную линию до металлургического завода... Но уже прошли в Москве первые процессы, и мы слушали подробные передачи о них по своему приемнику «ЭКЛ-34». Весь руководящий Таганрог уже сидел в подвальных камерах городского НКВД. Отец догадывался, что и о нем не забудут, и, как бы прощаясь со мной, подолгу водил меня по городу и рассказывал мне, опасаясь не успеть, об истории города и порта, и яхт-клуба, и чуть не каждого заметного дома. Не успел.

Они пришли, как всегда, перед рассветом, чтобы застать врага врасплох и чтобы поменьше людей знало об их ночных подвигах. Их было пятеро. Понимаю, что среди них был и тот следователь в коверкотовом форменном пальто с пристегивающимся воротником, который потом въедет в нашу квартиру. Таков был закон времени. Комнату в коммуналке получал настучавший сосед. «Я на тебя напишу!» — было не просто угрозой, а еще и похваль-1 бой: вот я какой простой советский человек!»

Потом из НКВД пришли еще раз и забрали уже мать. 14-летнего Мишу взял на воспитание дедушка. Менее чем через год мать Танича выпустили, но с ограничением в правах и со справкой, что муж ее получил 10 лет без права переписки. Уже после этого к Танхилевичам пришел незнакомец, вызвал мать на улицу и, таясь, сообщил, что видел мужа в лагере: «В Рыбинске прорабом работает. Бороду отпустил». Как позже вспоминал сам Танич: «Какие дьявольские драматурги сочиняли эти пьесы? А главный сценарист нашего всенародного горя покручивал усы, сидя в своей кремлевской канцелярии. Нет, дорогие граждане грузинского города Гори, заберите вашего генералиссимуса домой, в его Пантеон. И можете кланяться и молиться ему, как богу. У нас разные боги». А до ареста родителей Миша увлекался футболом и литературой. В пятом классе будущий поэт написал первый литературный опус. «Это было что-то вроде пьесы в стихах о Павлике Морозове, разумеется, обличавшее кулаков. Сколько себя помню, всегда сочинял. Это были, конечно, не настоящие стихи. Первое стихотворение было посвящено Павлику Морозову. Я тогда не знал даже, что стихи надо записывать в столбец, хотя это был хорей, с рифмами и так далее. Стихотворение защищало Павлика Морозова, мне даже стыдно теперь это вспоминать. Оболваненный пионер, зомби!» После ареста родителей пропагандистскую дурь о Павлике Морозове Танич навсегда выкинул из головы.

22 июня 1941 года Танич сдал выпускные экзамены, а вечером по громкоговорителю узнал о начале войны. Почти сразу Миша подал заявление в Тбилисское артиллерийское училище. Как он признавался позже, потому, что в училище было тепло и давали горячую еду. Вместо полагающихся 6 месяцев в училище его продержали год, но окончил он его в числе лучших. Несмотря на это, откуда-то выплыли сведения о репрессированных родителях, и отличнику вместо лейтенантских кубарей дали сержантские шпалы.

Войну Танич хлебнул по полной. Получал награды и ранения, однажды был на волосок от смерти и представлен к званию Герой Советского Союза. Но звезду не дали, потому что сын врага народа. Конец войны он встретил в немецком городе Цербст. Через полгода демобилизовался, приехал в Ростов и поступил в строительный институт — на архитектора. А потом нежданно-негаданно и за ним приехал черный воронок.

Слово весило 6 лет

После того как отзвучали победные салюты, репрессивная машина вновь стала набирать свой ход. НКВД запустил новый сценарий: всех, кто хвалил заграницу, взять на заметку, а еще лучше — изолировать. Как-то в кругу студентов Танич похвалил немецкий радиоприемник «Телефункен», за что и поплатился. Вместе со своими двумя друзьями, тоже только что вернувшимися с фронта, в 1947 году Танич загремел в подвалы НКВД.

«Я стоял на своем: да, да, говорил про хорошие немецкие радиоприемники «Филипс» и «Телефункен», но нет, жизнь за границей не восхвалял. Мы со следователем перетягивали канат без переменного успеха, но его конец становился все длиннее. Этот сценарий был разработан в Москве умельцами, членами Союза писателей, в значительной его части связанного с ГБ. Ланцов (следователь) говорил опять же по сценарию:

— Ну вот, приемники хвалил, а жизнь за границей не восхвалял? Что же, приемники так вот из жизни и выбросил?

— Ладно, пишите как вам надо! — сдался я на десятую ночь. — Отпустите поспать!

Так и было предусмотрено типовым сценарием такого рода дел. На десятую ночь сломаются. Никто на нас не клеветал, просто записывали и доносили. Мы не очень и сопротивлялись, понимая в душе, что ведь и правда, мы не так любим советскую власть, как об этом пишут в газетах и как мы сами притворялись на экзаменах по политэкономии. Следствие обычно заканчивалось в положенные сроки. Человека оформляли на 6-8-10 лет, пусть одумается, да и лес кому-то валить надо». В итоге Михаил Танхилевич был осужден на 6 лет по ст. 58 ч.10 и поехал по этапу.

«На Соликамской пересылке была уже почти что воля, играли в карты, и я даже выиграл у блатных в подкидного дурака новенькую флотскую тельняшку, которая тут же была обменена на нестандартный, килограмма на два, котелок картошки. С Никитой мы наворачивали ее с крупной солью, райский деликатес, и угощали им таких же оголодавших соседей по нарам. Какая сладкая была эта крупная соль!

— Художники есть? — раздался голос от двери. И мы с Никитой подняли руки — как-никак, я был студентом архитектурного факультета. А как же? Может быть, это наш шанс?

И суровый дядечка в узко простеганной телогрейке повел нас под конвоем за забор, в рабочую зону лагеря. Человек оказался знаменитым в мире художником (Британская энциклопедия) Константином Ротовым, первым иллюстратором романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок». Он был на воле главным художником журнала «Крокодил» и в лагере получал все толстые журналы прямо из редакций, досиживая 8-летний срок по статье Особого Совещания «ПШ» — «подозрение в шпионаже». Были еще и такие чудовищные аббревиатуры, как ЧСИР— член семьи изменника родины, КР — контрреволюционер, и другие; их раздавали выдумщики Сталин и Берия счастливцам с десятью годами срока, кого не пустили в расход. А я не был ни ЧСИР, ни КР, ни ПШ, я имел неосторожность похвалить германские автострады и радиоприемники «Телефункен», я был просто врагом народа. И этот «прицеп» — три года поражения в правах и паспортная статья минус 39 (запрет жить в 39 крупных городах согласно списку, известному только в органах) — растянулся на всю оставшуюся жизнь».

Тогда Ротов просто спас двух горе-художников от верной гибели, ибо весь этап из Ростова-на-Дону (800 человек) был отправлен в числящуюся за КГБ мандельштамовскую тайгу под Чердынью. Откуда почти никто не возвращался. 6 лет Танич провел на лесоповале в Соликамске, там же, где в 1938 году был расстрелян его отец.

«Я работал на лесоповале. Работа была физически тяжелая, кормили нас плохо. Я весь пошел чирьями, начался фурункулез. Ноги опухли и стали похожи на колоды. Мне было больно не только ходить, но и сидеть. Возможно, я бы умер, но меня взяли в контору, в бухгалтерию. Просто повезло».

Свой срок Танич отмотал от звонка до звонка, освободившись весной 1953 года, как раз когда умер Сталин. Будущий поэт даже пошутил: «Вождь народов не выдержал моего освобождения». Тем не менее, узнав о смерти Сталина, Танич, как и все, плакал.

Баловень судьбы

Дальнейшая жизнь Танича была не столь трагична. Он работал на стройке, в газете, писал стихи. В 1959 году он принес в редакцию «Московского комсомольца» стихотворение про ткачих. Редактор стихи не принял. Но там же, в коридоре Танич встретил молодого композитора Яна Фельцмана, который взял стихи и написал на них пеню «Текстильный городок». Исполняла песню про незамужних ткачих, немедленно ставшую народной, Майя Кристалинская.

После этого поэтическая карьера Танича пошла в гору. Потом им были написаны сотни стихов к песням всенародно любимых исполнителей -С. Ротару, А. Пугачевой, М. Магомаева, В. Леонтьева, Л. Долиной, А. Апиной и т.д. К концу 1980-х Танич стал уже заслуженным и почетным маэстро, а его собственная душа просила чего-то иного. Вспоминался сибирский ГУЛАГ с его ворами, суками и политзаключенными. Танич написал несколько стихов о зоне.

«Все началось с чисто литературного замысла. Я долгие годы сочинял стихи, в которых вспоминал свою лагерную жизнь — различные ее эпизоды и людей, с которыми меня столкнула тогда судьба. И сочиняя такие стихи, я не думал ни о какой группе. Просто нашелся талантливый исполнитель, музыкант и композитор, покойный Сережа Коржуков, которому я продиктовал по телефону первые два стихотворения и сказал: «Попробуй, вдруг у тебя что получится», — не надеясь на это нисколько. Сережа оказался способным написать адекватную музыку к таким специфическим стихотворениям — причем разных жанров: и романсы, и шуточные, и лирические песни, и частушки. Так я ему диктовал песню за песней... Работа была интенсивная, через день он мне показывал написанное. Мы исправляли, если оно не нравилось, доводили до того состояния, которое и меня, и его устраивало».

Так в 1990 году появился творческий союз, приведший к появлению группы «Лесоповал». Выяснилось, что со времен тюремных мытарств Танича изменилось не так уж и много. Песни «Лесоповала» нашли отклик в миллионах сердец.

«Мы рассказываем о человеке, попавшем в лагерь. Он сам рассказывает. По художественному замыслу все наши песни — это монологи бывшего вора-малолетки. Наш репертуар охватывает все по теме «лагерная жизнь», но это не чисто лесопо-вальные песни, это песни о воле и неволе. Я не был бытовым уголовником, но с ними же сидел (потом политических от них отделили, но мою статью так и оставили), с ними дожил свои шесть лет в лагере: ел с ними один суп, делил одну пайку, пилил одну сосну. Этот мир знаком мне как родной, я его от себя не отделяю».

«Лесоповал» стал едва ли не самым успешным эстрадным составом 1990-х, группу слушали везде — от далеких пересылок до высоких кабинетов. В июле 1994 года основной солист и композитор группы — Сергей Коржуков, погиб. По официальной версии — несчастный случай, выпал с 15-го этажа дома своей матери. После смерти Коржукова «Лесоповал» едва не прекратил свое существование, однако Танич решил возобновить деятельность группы. Для нее он и писал основную массу своих стихов.

В последнее время поэт часто жаловался на здоровье. Сказывался почтенный возраст, шутка ли — 85-й год! За неделю до смерти Михаил Исаевич почувствовал боли в сердце и вызвал «скорую». Врачи сделали кардиограмму, нашли стенокардию, но в больницу везти не стали, объяснив, что необходимости нет. А спустя три дня в квартиру Танича снова примчалась «скорая» — обострилось тяжелое заболевание почек. Теперь уже Танича госпитализировали в урологическую реанимацию Боткинской больницы. Каждый день в клинику приезжала его жена Лидия Николаевна. С надеждой расспрашивала врачей о самочувствии супруга. Но, увы, состояние Танича практически не менялось и все время оценивалось как критическое.

...То, чего больше всего боялись родные и врачи, произошло в ночь на четверг. 17 апреля в 3 часа 10 минут сердце знаменитого поэта остановилось. Михаила Исаевича пытались реанимировать, но сделать уже ничего было нельзя.

«Я считаю себя баловнем судьбы. Я выжил, несмотря на два инфаркта, мои песни поют по всей стране. Дожил я и до таких изменений в стране, о которых и не мечтал. В будущее я смотрю с оптимизмом».

Алексей Мартынов
ВНЕ закона, № 22(534) 26 мая 2008


Комментарии

05.08.2012 21:09 Виктор [victor4646@mail.ru]
Песни Танича, стали началом развала советской идеологии, которая не пропагандировала ни насилия, ни убийств, ни разврата. Существует такое понятие Табу. У каждого народа найдется свой скелет в шкафу, вынести его на всеобщее обозрение, не является героизмом, а скорей является предательством своего народа. Начало было положено Таничем, и вот мы через многие годы видим, как народ дешевеет под аккомпонемент блатного рисованного пацана. Дешевеет своей душой.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 9009

vk rutube youtube

Вахтанг Кикабидзе
Изабелла Юрьева
Валерий Никитин
Анатолий Таволжанский
Данциг Балдаев
Сергей Порт
Ирина Каспер
Влад Зерницкий
Валерий Власов
Саша Сирень

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона