Александр Розенбаум: «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ»
Миллионы людей, живущих в одно время, могут никогда не встретиться. Таков закон. Однако согласно другим правилам все в этой жизни может быть. И обстоятельства порой приводят к тому, что параллельные все же пересекаются. Так произошло и в данном случае.
Роковые корни
Встреча с Александром Розенбаумом, несмотря на предварительную договоренность, постоянно откладывалась. Вмешивались его гастроли по Украине, в США или Израиле, городах России. Затем болезнь и потеря старшего брата, да еще и депутатские обязанности в Государственной Думе.
В общем, только спустя примерно полгода удалось встретиться в его питерском офисе на Васильевском острове, где располагается и продюсерский центр — концертная студия народного артиста России Александра Розенбаума — "АЛРОЗ".
— Александр Яковлевич, вы помните, как все начиналось. Первые рок-группы середины 60-х — кто из музыкантов не прошел через это? Тогда в любом городе рождались свои команды, стилизированные под западные группы.
— В те годы родились и мои первые песни.. Дворовые романсы, одесские куплеты и блюз, рок-н-ролл. Была тогда знаменитая группа "Аргонавты" Ленинградского механического института. С ней я прошел путь длиною в шесть лет. Сочинил даже рок-оперу.
— Потом вы работали на профессиональной сцене!
— Да. С олимпийского, 1980 года я работал гитаристом с группой "Пульс". У нас солистом был Альберт Асадуллин. Через два года я уже руководитель ансамбля "Шестеро молодых" в Саратовской филармонии. Там начинал Николай Расторгуев. Чуть позже — "Поющие гитары".
— В этом году питерский рок отмечал свое 40-летие. У его истоков стоял такой известный шансонье, как Николай Резанов из "Братьев Жемчужных".
— Николай — мой друг, мы с ним много времени провели в студии. Он настоящий мужик, его вклад в рок-н-ролл огромен. Вот он действительно в роке с 60-х. И уже тогда работал с самим Аркадием Северным.
Мне помог Дзержинский
— Александр, расскажите о ваших самых первых сольных концертах в начале 80-х в ДК Дзержинского, не было ли чувства страха!
— Нет, чувства страха не было. Я выступаю с детства. Было тревожно, как все пройдет, особенно с политической точки зрения. 1983 год, мало кто знал, кто я такой. Некоторые думали, что я уже живу за пределами страны Советов. Было много слухов, а обстановка скандальная, публики тем не менее приходило много. Когда выходил на сцену, все волнение улеглось.
— Согласовывали ли вы репертуар с министерством культуры!
— Я ничего не согласовывал. ДК Дзержинского — это организация милицейская, и она не подпадала под такие законы. А позже, конечно, согласовывал с Ленконцертом. Правила игры были такими.
— Вам тогда было 33 года, возраст Христа. Считаете ли вы этот возраст судьбоносным, имеющим особое знамение для творческого человека!
— Наверное, не я это придумал. Действительно, 33 года — возраст хотя и небольшой для мужчины, но человек многое уже знает, умеет, более опытен, чем в 18 лет. Время делать большие дела.
«Розенбум»
— Александр Яковлевич, когда был первый пик вашей популярности!
— В 1985-1989 годах я прошел так называемый "Розенбум", когда я собирал стотысячные стадионы, битком заполненные публикой залы. Тогда организационно мне стала помогать Белла Купсина, продюсер. Ранее она работала в Ленконцерте. Мы отлично понимаем друг друга все эти почти двадцать лет.
— Теперь она стала продюсером и такого популярного артиста, как Сергей Трофимов. Нет чувства ревности к Трофиму! Есть ли у него шансы дорасти до уровня Розенбаума!
— Прежде всего заметим, что Белла Михайловна — продюсер центра "АЛРОЗ", художественным руководителем которого является ваш покорный слуга. Примерно два года назад мы все действительно стали помогать Трофиму в его творческой карьере. Это талантливый автор и исполнитель. Он стал чаще появляться на телевидении, радио, на больших сценах страны. Ревности никакой нет. Талантам стоит помогать, они имеют на это право. Мы рады его успехам. Трудно говорить и о каких-то высотах Розенбаума. Для меня главное — трудиться, делать людям добро, они и время дают оценку артистам. Даст бог, и Трофим взойдет, но на свою вершину. А предела совершенства, как известно, нет.
— Самые известные песни — "Казачья", "Утиная охота" — у вас были написаны на едином дыхании, другие требовали нескольких месяцев, лет. А были неудачи!
— Конечно, как у любого кинорежиссера, поэта, художника. Были и будут. Многое зависит от вдохновения и усталости от преодоления жизни. Разные периоды в творчестве случаются у каждого. Спасают труд, новые впечатления, без оптимизма здесь также никак нельзя. Стоит верить в себя.
Высокая планка
— Вы часто выступаете в благотворительных концертах. Это важно для вас!
— Да. Это основа жизни любого человека. Нужно уметь делиться с людьми. Они не планируются заранее. Это происходит по велению души, я достаточно часто даю такие концерты, главное иметь желание.
— Почему вы почти не участвуете в сборных концертах, кроме церемонии награждения премии "Шансон года"! Это принципиальная позиция известного артиста или просто нехватка времени!
— В сборных концертах шансона я действительно не участвую, потому что их уровень часто не отвечает моим требованиям. Есть фестивали районные, а есть мировые. Здесь как в спорте. Чемпион мира не может выступать в спартакиаде школьников. Нужно держать свою планку, стараться всегда быть на уровне. Могут, конечно, быть сборные концерты российского масштаба, объединенные, например, высокой темой, это другое дело. На жизнь я зарабатываю больше сольными концертами.
— Быть хорошим политиком и артистом сложно. Вы заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы. Как это отражается на творчестве!
— Меньше времени остается на творчество, к сожалению. Мне сегодня 54 года, и пора подумать не только о себе, а о других людях, о развитии культуры, эстрадного искусства, здравоохранения, социального обеспечения. Я не занимаюсь банковскими операциями, кредитами, есть для этого более грамотные специалисты. Чем могу помогаю в культуре.
— Вы поддерживаете партию "Единая Россия». Как относитесь к ее инициативам, деятельности!
— Те члены партии, которых я знаю в Думе, внимательные люди, я их поддерживаю. Мы работаем на позитивные изменения. Другое дело, как это претворяется в жизнь. Мои критические замечания учитываются, но не все меня устраивает.
Прошло лет тридцать...
— Нехватка времени, постоянные нагрузки. Как восстанавливаетесь!
— Жаль, но на отдых времени мало. Иногда путешествую, люблю погулять с собакой на свежем воздухе.
— У вас был довольно грозный бультерьер, какая собака сегодня в доме!
— Американский бульдог Дон.
— Расскажите о семье.
— Женат тридцать лет. Елена, также врач по профессии... Стала взрослою дочь (строка из собственной песни) Анна, появились внуки. Кстати, дочь собирает и хранит все мои оригинальные диски. Их более тридцати, не считая сотен пиратских. Конечно, хочется, чтобы все мои близкие жили достойно. Так что стимул для жизни у меня всегда есть. Будем продолжать сочинять и петь песни, пока они нужны людям.