«Будет всё, как надо»
В этом году исполняется 15 лет творческой деятельности Васи Пряникова — звезды русского шансона в Германии
«Все мы вышли из "Шинели" Гоголя», — не устают повторять российские прозаики. «Все мы воспитаны на песнях Аркадия Северного», — утверждают представители современного русского шансона. Советский инженер-экономист Аркадий Дмитриевич Звездин (1939-1980), взявший себе псевдоним Северный, гонимый властями предержащими и зарабатывавший себе на жизнь нелегальными концертами, человек без прописки и трудовой книжки, оставил потомкам свои песни, исполненные юмора и большого накала страстей. Не ведая имени автора, их пела вся страна. Многим из его последователей пришлось пройти через тюрьмы, где первыми слушателями новых шедевров русского шансона становились осужденные по уголовным статьям (ведь политических заключенных в Советском Союзе не было!). Это обусловило стиль и тематику жанра.
Тянувшегося с детства к музыке Васю Пряникова (это сценическое имя певца) нелегкая судьба многих последователей Аркадия Северного миновала. Просто его молодые годы пришлись на другую эпоху. Музыка The Beatles, а затем и хард-роковые опусы наполняли радостью душу молодого барабанщика, который играл в различных кемеровских рокгруппах. И сегодня кажется естественным, что в странствиях сибирского юноши преобладал западный вектор, который и привел его в конце концов в Германию.
Перебравшись сюда, Вася Пряников изучал немецкий, пытался заработать любыми (но легальными!) способами на жизнь — ведь приехал сюда не один, а с женой и шестимесячным сыном. Но в голове выходца из Кемерова занозой сидела одна мысль: жить и зарабатывать на жизнь музыкой! Причем на немецкой земле ему хотелось петь именно русские песни.
Несомненной удачей на этом пути была встреча с русско-американско-немецким оркестром The Red Stars из Рамштайн-Мизенбаха (неподалеку от этого города расположен крупнейший опорный пункт американских ВВС за пределами территории США). Вася Пряников играл на ударных и пел рок-н-ролл, а также известные русские песни в рок-обработке. Американские военные и немецкая публика были в восторге. Но проблемы с репертуаром и зависимость от руководства оркестра заставили его искать собственную дорогу. Где-то подспудно уже наметились ее очертания и ориентиры. И даже было рабочее название проекта — что-то вроде «Вилли Токарев из Германии».
Сольная карьера нашего героя началась с песни «Жили-были», сочиненной на слова его друга, эмигранта Сергея Зиппе, который вскоре погиб. Она обозначила появление столь известного сегодня бренда «Вася Пряников». Летом 1996 г. увидел свет дебютный альбом певца «Страна мечтания» — результат его творческого союза с поэтом Сергеем Болтен-ковым (бывшим советским офицером) и программистом-аранжировщиком Максом Дергуновым (все трое вместе работали в The Red Stars). Те, кто считает, что под этой страной подразумевалась Германия, ошибаются: речь шла о некой иной новой родине, одинаково доброй как к аборигенам, так и к вновь прибывшим.
Деньги на альбом «Страна мечтания» Васе Пряникову ни у кого просить не хотелось: он выкроил их из и без того скромного бюджета семьи. Но диск не остался незамеченным. Германская фирма Solo Florentin, популяризирующая продукцию санкт-петербургской студии «Ночное такси», в начале 1997 г. подписала контракт на выпуск второго альбома Пряникова под названием «Не уверен — не обгоняй». В него вошли такие ставшие хитами песни, как «Автобан — не космос», «На службу в бундесвер», «Русаки». Этот диск, вышедший в ноябре 1997 г., буквально взорвал все русские дискотеки Германии. Тогда же глава студии «Ночное такси» Александр Фрумин организовал первый фестиваль «Шансон по-русски в Германии» и пригласил для участия в нем Васю Пряникова, который в рамках этого фестиваля объездил с концертами 10 городов Германии вместе с Михаилом Кругом, «Братьями Жемчужными» и другими исполнителями. Российские немцы-переселенцы встречали новую звезду русского шансона сталь же тепло, как и уже давно зарекомендовавших себя мастеров этого жанра.
— Чем отличается Вася Пряников от своих коллег по сцене? — спросил я у Александра Фрумина.
— Во-первых, нельзя не отметить его природного остроумия. Во-вторых, он первый соединил тематику русского шансона с привычным для Германии евродэнсом. Эта смелая попытка увенчалась успехом. И я могу засвидетельствовать, что Вася Пряников является сегодня лицом и голосом четвертой волны российской эмиграции.
С 2001 г. «лицо и голос» работает в творческом союзе с поэтом Александром Лапиным (Мюнхен). Вася Пряников сам предлагает ему тематику песен, но благожелательно принимает и другие предложения. О требовательности к себе свидетельствует рост популярности этого исполнителя: с 2003 г. его альбомы начинают переиздаваться по лицензии в России; в октябре 2005 г. в петербургском казино-клубе «Капитан Морган» студия «Ночное такси» сделала видеозапись концерта «Вася Пряников — 10 лет на сцене» и почти через год выпустила ее на DVD одновременно в России и Германии; 2008 г. завершился изданием «Первого русского альбома», записанного в Питере; в феврале 2009 г. в шоу-холле «Атмосфера» (Санкт-Петербург) состоялась съемка видеоверсии «Первого русского альбома», который вышел сначала на DVD, а потом и на диске Blu-ray; в декабре прошлого года Вася Пряников принял участие в фестивале «Шансон по-русски в Париже».
— Что означает для вас социальный заказ? — спрашиваю певца.
— Если понимать социальный заказ как ощущение окружающей жизни, то в моих песнях ее отражение, конечно, присутствует. Но и я не всегда свободен в своем выборе. Например, мне хотелось сочинить песню в память о Михаиле Круге. Однако я понимал, что моя публика ждет от меня других песен: разгульных, жизнерадостных, пробивных. Вот и теперь у нас с вами общая потеря -1 июня скончался великий русский поэт, один из создателей рок-оперы «Юнона и Авось» Андрей Вознесенский. Чем не рефрен для песни в память о поэте его слова «Чтоб вам не оторвало рук, Не трожьте музыку руками»»? Но ситуация та же, что и в случае с Михаилом Кругом.
Вася Пряников — чисто русский человек, но все российские немцы-переселенцы считают его своим парнем. И он согласен с этим («Пусть говорят, что я переселенец...» — это из песни «Аусзидлерский вальс»). Певец не признается, что подвержен ностальгии, но его песни свидетельствуют об этом («Причины нет, а тянет всё ж сюда...» — из песни «Город разводных мостов», альбом «Веселуха»). Он трезво смотрит на вещи («Не жду от жизни никаких чудес.» — из песни «Дальнобойщик») и всё же верит в вечную молодость («И только душой мы будем молоды всегда.» -из песни «Будет всё как надо»). И потому этот столь разноплановый, внешне уверенный в себе, но постоянно терзаемый сомнениями человек так близок и понятен тем, кто слушает его оригинальную версию шансона по-русски.