Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Гимн питерской шпаны

Гимн питерской шпаны

Начало XX века стало временем расцвета так называемого городского романса. При этом городской романс включал в себя и бытовые песни рабочих окраин, и так называемый хулиганский фольклор. Простые по словам и напеву, но очень мелодичные, такие песни пользовались огромной популярностью. Жители городских окраин распевали их во время отдыха, прогулок, застолий. Одной из таких вечных песен, созданных в те далекие времена, стал вальс «Крутится-вертится шар голубой...».АВТОР НЕИЗВЕСТЕН

Песня эта получила широкое распространение после того, как замечательный актер Борис Чирков впервые исполнил ее в кинофильме «Юность Максима». Как известно, рассказывалось в этом фильме о простом питерском пареньке с Выборгской стороны, который работал на заводе, а затем стал профессиональным революционером.

В связи с этим песня «Крутится-вертится шар голубой...» стала считаться «гимном рабочего класса», своего рода визитной карточкой советского Петрограда-Ленинграда. Ее официально исполняли на маевках, демонстрациях, на официальных мероприятиях. Звучала она и с большой сцены.

При этом указания на поэта и композитора, сочинившего песню, отсутствовали. Считалось, что слова и мелодию сочинили сами питерские рабочие в начале XX века. Как говорится, слова и музыка народные.

Однако исследования профессиональных музыковедов доказали, что это не совсем так, и романс имеет более богатую историю. Некоторые исследователи считали автором песни (во всяком случае ее стихов) великого князя Константина Константиновича Романова - внука императора Николая I, профессионального поэта, академика, творившего под псевдонимом КР и умершего в 1915 году, после известия о гибели в бою своего сына-офицера. Другие полагали, что мелодия появилась лет на пятьдесят раньше, когда в моде были романсы НА Титова, имевшие схожую стилистику. Третьи видели в ней еврейские корни и полагали, что первоначально песня исполнялась на идише. Существовали версии о немецком и польском происхождении этой песни.

С другой стороны, анализ конечной мелодии неоспоримо свидетельствовал - она создана на русской национальной и музыкальной основе. Особый колорит ей придавал виртуозный наигрыш на баяне, открывавший возможности для максимальной импровизации исполнителя. Но самое главное открытие было еще впереди. Вскоре выяснилось, что песня «Крутится-вертится шар голубой...», до того как она была исполнена в кинофильме «Юность Максима», являлась своего рода гимном... питерских хулиганов!

ШАР ИЛИ ШАРФ?

Первое десятилетие XX века было отмечено в Петербурге четырехкратным ростом преступности. В1910 году в городе произошло 510 убийств, 989 разбойных нападений, 4245 краж, было зарегистрировано 46 690 случаев хулиганства. И это только официально зарегистрированные преступления. Немало для добропорядочного буржуазного города! Настоящим бедствием для тогдашнего Петербурга стало хулиганство. Уличная шпана буквально терроризировала горожан. Основной костяк хулиганских банд составляли малоквалифицированные фабричные рабочие, ученики ремесленных мастерских, а также некоторые юноши из семей среднего класса.

Жили они «весело» -избивали «коллег» с соседней улицы или соседних фабрик, своих заводских мастеров, городовых и дворников. Полиция старалась обходить стороной буйную молодежь. Нравы тогдашней шпаны не слишком отличались от нынешней. Существовало строгое деление территории на сферы влияния. В каждом районе имелась своя хулиганская группировка.

Самыми старыми и известными являлись «Роща» и «Гайда», контролировавшие Большой проспект Петроградской стороны и прилегавшие к нему улицы. Чуть позже появились «колтовские», «железноводские», «ждановские», «васинские», «дворянские», «гаванские», «лиговские», «староневские».

Между «кентовками» часто происходили жестокие столкновения. Однажды прямо на Большом проспекте Петроградской стороны завязалась массовая драка между двумя группировками хулиганов - «ва-силеостровской» и «петроградской». В ней приняли участие более сотни человек. В воздухе свистели ножи и раздавались револьверные выстрелы. Чтобы утихомирить разбушевавшихся дебоширов, вызвали конную полицию, так как пешие городовые ничего сделать не могли.

Дореволюционного питерского хулигана было видно за версту. Огненно-красная или синяя фуфайка, брюки заправлены в высокие хромовые сапоги, лихо заломленная фуражка с лаковым козырьком. В кармане у каждого - кастет или гирька на цепочке, а то и финский нож.

Обязательные атрибуты -чуб, выглядывающий из-под фуражки, папироска, висящая на губе, и шарф на шее, повязанный с продуманной небрежностью. Цвет шарфа выбирался не просто так, а служил опознавательным знаком, указывая на принадлежность к той или иной хулиганской тусовке. (Точно так же отмечают себя сегодня фанаты различных футбольных клубов.)

К примеру, «васинские» (жители Васильевского острова) носили голубые кашне, а «ждановские» (Петроградская сторона) -красные.

Именно здесь, по мнению некоторых исследователей, и кроется разгадка тайны, зашифрованной в этой песне. Ведь первоначально в куплете пелось: «Крутится-вертится шарф голубой...». То есть человек, написавший романс, принадлежал к василеостровской «моталке» и носил шарф голубого цвета! Затем буква «ф» выпала при многократном исполнении. Шарф стал шаром, и песня неожиданно приобрела глобальный, «философско-космический» смысл.

ГДЕ ЭТА УЛИЦА?

Правда, при этом забылось, что первоначально романс исполнялся петроградскими хулиганами и имел несколько иной смысл. Анализируя малоизвестные ныне вариант романса, многое становится понятным. Boi как там развивается действие. Молодой хулиган с Васильевского острова влюбился в симпатичную барышню, которая живет не Петроградской стороне. Это не его район Более того, там живут члены хулиганской «кентовки», которые являются его смертельными врагами. И молодой человек посещая Петроградскую сторону, каждый раз в буквальном смысле слова рискуе1 жизнью, чтобы издалека посмотреть на свою: возлюбленную. Конечно, он может снять v спрятать свой синий шарф, выдавая себя за нейтрального прохожего. Но это стало бь умалением его «хулиганской чести».

Поэтому он посещает вражескую территорию совершенно открыто и даже машет своим синим шарфом, крутит его над головой, привлекая внимание возлюбленной, которая прогуливается по балкону.

Однако барышня совершенно не обращает внимания на юного паренька, предпочитая ему более взрослого и импозантного «кудрявого поручика». Сюжет, достойный пера Шекспира! От безысходности кавалер мечтает украсть барышню. В мечтах ему это удается, и они вместе кружатся в свадебном вальсе. В жизни же все случается ровно наоборот.

В таком ключе романс и трактовался питерской шпаной. Его часто исполняли во время пьяных посиделок в пивных и трактирах. Простенькая, но цепляющая душу мелодия о несбывшейся любви в клочья рвала душу юных шпанюков и матерых уркаганов.

Академик Дмитрий Лихачев в своих мемуарах вспоминал, что «Крутится-вертится шарф голубой» в начале 30-х годов с удовольствием пели блатные на этапах, в Соловках и других северных лагерях. На знаменитую мелодию были написаны десятки, если не сотни альтернативных текстов.

...В начале 90-х среди музыковедов развернулась ожесточенная дискуссия - считать «Крутится-вертится шарф голубой» хулиганской или рабочей песней? Но, думается, вопрос был поставлен некорректно. Дело в том, что питерский пролетариат того периода представлял собой рабочий класс и шпану «в одном флаконе». И различить, где кончался рабочий, а начинался хулиган, было просто невозможно. не удалось отыскать и следов безымянного автора этой песни. Скорее всего, он погиб либо в уличной схватке со шпаной из соседнего района, либо на фронтах Первой мировой или Гражданской войны. Во всяком случае, в 1934 году (момент, когда песня стала суперпопулярной) его уже не было в живых. Иначе он бы обязательно объявился и заявил о своем авторстве.

Крутится-вертится шарф голубой
(основной вариант)

Крутится-вертится шарф голубой, 
Крутится-вертится над головой, 
Крутится-вертится - хочет упасть, 
Кавалер барышню хочет украсть.
Где эта улица, где этот дом? 
Где эта барышня, что я влюблен? 
Вот эта улица, вот этот дом, 
Вот эта барышня, что я влюблен!
Таких прехорошеньких ручек 
Не видел на свете никто. 
Ходил к ней кудрявый поручик 
В нарядном и светлом пальто.
Ах! Где эта улица, где этот дом? 
Где эта барышня, что я влюблен? 
Вот эта улица, вот этот дом, 
Вот эта барышня, что я влюблен.
Плечики белые, в глазках огонь, 
Я положу ей на сердце ладонь, 
Лаской из дома с собой уведу. 
Верьте не верьте - имейте в виду!
Только пустите меня до нее –
Я расскажу ей про чувство свое. 
Ей подарю не сапфир, не алмаз –
Шарик земной один будет для нас!
Крутится-вертится шарф голубой. 
Крутится-вертится над головой. 
Крутится-вертится - хочет упасть. 
Кавалер барышню хочет украсть.

Алексей Новиков
ЗА решеткой, №8 август 2010


Комментарии

05.09.2013 22:26 Ольга
Я бы не стала особо нажимать на классовые корни песни, ибо в обществе того времени, насколько помню из семейных воспоминаний, приветствовались приятная несложная мелодия и запоминающиеся слова. Помимо пролетариата и криминалитета, рядовой обыватель и "полусвет", да и средняя интеллигенция тоже не гнушались песнями такого рода. служа социальной почвой их распространения. Спасибо.6778

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6361

vk rutube youtube

Владимир Утёсов
Георгий Пицхелаури
Таня Лебединская
Игорь Иванов-Запольский
Галина Журавлёва
Михаил Гулько
Валерий фон Эргардт
Елена Ваенга
Сергей Бурмистров
Ефрем Амирамов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона