Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Ехала девчонка из Кургана...»

«Ехала девчонка из Кургана...»

Почему людям нравится шансон, тюремные песни? Ответить на этот вопрос довольно просто. Шедевры «камерной» музыки питают живительной влагой некоторые тонкие струны, которые имеются в душе каждого человека. Многие блатные песни вводят слушателя в мир весьма раскованных чувств и необузданных страстей, что приносит им дополнительную популярность. Именно так случилось с песней «Ехала девчонка из Кургана», которая стала настоящим хитом, классической уголовной балладой.

БАЛЛАДА О НЕВОЛЕ

Популярной эта песня стала в начале 80-х годов и прочно вошла в репертуар как дворовых любителей, так и профессиональных исполнителей «блатняка». Тому способствовало несколько причин. Во-первых, текст песни представлял собой довольно удачную смесь блатной лирики, в сюжете которой присутствовал молодой герой, находившийся за решеткой, страстная женщина, любовь, кровь, коварные враги, недоступное голубое небо свободы и, наконец, трагический финал.

Во-вторых, несложный музыкальный рисунок мелодии позволял, освоив несколько простых аккордов, исполнять песню под обычную шестиструнную гитару. Что очень удобно было делать в парке на скамейке, в тесном подъезде, в купе поезда, в кубрике спального корпуса зоны, наконец.

Существовал и еще один серьезный момент, способствовавший популярности баллады. Заключался он в следующем. Уголовно-воровские песни довольно широки по тематике. Можно сказать, что в них присутствует все. Искрящийся юмор и глубокая тоска вперемешку с весельем, философские размышления о смысле жизни, страсть к переменам, жажда риска и ощущение судьбы, которую не объедешь, не обойдешь.

С другой стороны, в воровских песнях мало поется о таком чувстве, как любовь к женщине. На память приходит только хрестоматийная «Мурка» -вот, пожалуй, и все. Причины такого скудного репертуара, в общем, понятны. Любовь к женщине размягчает суровую мужскую душу, а в условиях зоны это недопустимо. Чрезмерная сентиментальность в лагерях не приветствуется.

А песня «Ехала девчонка из Кургана...» весьма проникновенно рассказывала как раз о трагической любви молодых зека и зечки. Что являлось серьезной новацией.

Герой российского шансона и блатных песен часто являлся к слушателю в разных масках. То вора-рецидивиста, то матерого убийцы, засиженного урки и репрессированного интеллигента, просто человека перекати-поле. Но практически никогда — в образе молодого влюбленного ромео. И вот это произошло в песне «Ехала девчонка из Кургана...». Причем сюжет баллады развивался уже на новом историческом и музыкальном материале.

АВТОР НЕИЗВЕСТЕН

Не вызывает сомнений, что автор песни положил в ее основу свои собственные наблюдения, эмоции и переживания. К сожалению, создатель популярного криминального шлягера так и остался неизвестен широкой публике. И это довольно странно. Бывает сложно установить автора блатной песни, написанной в далекие 20-е или 30-е годы. Сколько воды с тех пор утекло. Но здесь-то речь идет о более поздних временах, современниками которых являлись многие из нас! Вот, например, следующий куплет: А наутро прапорщик проснулся, Увидал девчонку, ухмыльнулся, Руку протянул, обнять пытался. Вдруг удар, и прапор зашатался.

Отсюда следует, что песня была написана в середине 70-х годов, так как прапорщики в Советской армии и внутренних войсках появились только в 1972 году. Четко описан модернизированный «Столыпин» — железнодорожный вагон, в котором перевозили заключенных. «В тройнике, за дымчатою сеткой...» -такие вагоны тоже появились только в конце 60-х годов.

Представлена четкая экспозиция будущей драмы. Вагон идет по центральной ветке, то есть Транссибирской магистрали, и везет арестантов на Дальний Восток. Именно туда едет девчонка из Кургана, совершившая какое-то преступление. Скорее всего, это злостное хулиганство или нанесение телесных повреждений. Либо кража в средних размерах. Именно за такие преступления женщинам давали «пятерик» по советскому УК. Впрочем, «пятерик» маг быть получен и по совокупности преступлений. Мотать срок ей предстоит в колонии строгого режима, расположенной в Магаданской области. Впрочем, слово «Магадан» вполне могло быть поставлено в текст просто для рифмы.

Достаточно рельефно в песне выступает личность главного героя. Понятно, что это молодой человек, в котором прожитые годы еще не убили романтическое ощущение жизни. Он молод, но уже хорошо знаком с тюремной жизнью, о чем свидетельствует богатая лагерная лексика и понимание реалий жизни, текущей «по ту сторону шлюза». Возможно, он попал за решетку еще несовершеннолетним, чалился в воспитательной колонии, затем «поднялся» на взрослую зону. На свободе гулял недолго и вновь угодил за решетку.

Будущее парня печально, у него «в конце этапа "вышка"...», то есть смертный приговор. Преступление, которое он совершил, судя по всему убийство, ибо остальными «подрасстрельными» статьями советского УК являлись измена Родине и хищение социалистической собственности в особо крупных размерах. Молодой уголовник вряд ли мог совершить такие «делюги». А вот разбойное нападение с убийством инкассаторов — вполне возможно.

Собственно говоря, парня и везут из СИЗО в одну из «исполнительных» тюрем, чтобы расстрелять. Такое часто случалось в 70-80-е годы, когда смертных приговоров выносилось довольно много, а расстрельные блоки и команды имелись далеко не во всех областных тюрьмах. Между приговоренным к расстрелу парнем и девицей из Кургана возникает страстный роман, заканчивающийся любовным соитием.

Не вызывает сомнений, что такие вещи часто происходили на этапах с молчаливого содействия охраны (не все же вертухаи звери). Но в данном случае конвойный прапорщик оказался законченным подлецом и подонком, за что и заплатил жизнью. При всей избыточной трагичности подобная история вполне могла случиться в реальной жизни.

В 90-х годах некоторые коллекционеры шансона и журналисты попытались установить автора песни «Ехала девчонка из Кургана...». Проводились опросы через средства массовой информации, в криминальной среде, среди исполнителей шансона. К сожалению, ничего определенного установить не удалось. Скорее всего, талантливый создатель песни погиб в лагерях. Ведь если бы он дожил до перестройки, то обязательно появился бы на публике и предъявил свои авторские права.

В СТИЛЕ ШАНСОН

Необычность и яркость событий, о которых рассказывается в балладе, явно привела автора к некой картинности, изобразительности текста, последовательно передающего все этапы развития сюжета. Музыкальное сопровождение при этом часто не укладывается в рамки куплетной и трехчастной формы, а строится свободно, следуя за текстом.

Однако в целом песня представляет из себя высокий художественный образец из всех существующих в жанре шансона. «Ехала девчонка из Кургана...» часто звучит на различных сценах, в ресторанах, просто на дружеских посиделках. Например, российские телезрители могли наблюдать, как ее исполняли певец М. Гулько и поэт Ю. Алеш-ковский, собравшиеся за домашним столом в далекой Америке.

Из современных исполнителей песню часто включает в свой репертуар певец Александр Дюмин.

«Ехала девчонка из Кургана. . .»

Шел «Столыпин» по центральной ветке. 
В тройнике, за дымчатою сеткой, 
Ехала девчонка из Кургана, 
«Пятерик» везла до Магадана.

(Последние две строчки каждого куплета повторяются два раза.)

По соседству ехал с ней парнишка, 
У него в конце этапа «вышка». 
Ксиву ей послал и ждал ответа –
Песня жизни для него испета.

Та девчонка парню отвечала: 
«Я такой любви еще не знала, 
Говори конвою — я согласна, 
Я к твоей судьбе не безучастна».

Четвертак с сиреневою силой 
Двери отворил к девчонке милой.
Это было грех назвать развратом –
Слезы и любовь под автоматом.

А наутро прапорщик проснулся, 
Увидал девчонку, ухмыльнулся, 
Руку протянул, обнять пытался. 
Вдруг удар, и прапор зашатался.

«Сука, не прощу тебе позору», -
Нервно теребя ремень рукою, 
Выстрелил в нее он из нагана. 
Не видать ей больше Магадана.

Но в одном лишь прапор просчитался –
Рядом с ним вдруг смертник оказался. 
Лезвие «опаски» все решило, 
Алой кровью пол тотчас залило.

В пересылке рапорт зачитали: 
«Зечку при побеге расстреляли, 
Прапорщик погиб героем битвы, 
В тройнике у смертника на бритве».

Андрей Николаев
ЗА решеткой, №4 апрель 2010


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1318

vk rutube youtube

Светлана Малахова
Сергей Гребенников
Олег Биркле
Игорь Дегтярёв
проект Столыпiнъ
Александр Вулых
Григорий Гусинский
Леонид Телешев
Виктор Рябов
Роман Юрченко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона