Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Парень в кепке»

«Парень в кепке»

В нашей постоянной рубрике мы расскажем о песне, где героиня расстреляла своего любовника-уркагана. Это своеобразный вариант «Мурки»: повесть о предательстве любимой, предательстве идеологическом. При этом гибнет в конце не «мурка», связанная с ЧК, а «честный парень», урка. Наиболее раннее упоминание о песне «Парень в кепке и зуб золотой» относится к концу 40-х годов, но скорее всего, как считают историки блатного фольклора, родилась эта песня в начале 30-х или даже в период НЭПа.

«РОМАНТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ СССР»

Что касается возраста этой песни. Когда мы писали про знаменитую песню блатных всех времен и народов- «Мурку», то достаточно убедительно доказали, что песня эта была написана, исходя из некоторых деталей содержания, в начале 20-х годов прошлого века.

Например, следуя по тексту, за прибывшей «из Амура» в Одессу бандой тут же начинает присматривать «Губчека».

Что же это такое? ГубЧК — это структурная единица ВЧК, полное название которой -Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создана она была по инициативе В. И. Ленина еще в 1917 году. Просуществовала ВЧК без малого пять лет, до 6 февраля 1922 года, когда она была реорганизована в ГПУ (Государственное Политическое управление).

Соответственно, песня «Мурка» была написана до февраля 1922 года. Вот и в песне «Парень в кепке» присутствует та же самая «губчека». Означает ли это, что песня «Парень в кепке» тоже была написана до 1922 года? Совсем не факт. Уж больно эта песня не скрывает параллелей с «Муркой», идет ее, своего рода, сиквелом. Поэтому такие строгие фактические привязки могут и ни о чем и не говорить.

Скорее же всего песня все эта была написана в 30-е годы, время ностальгии преступного элемента Страны Советов по сытным и безнаказанным временам НЭПа. Естественно, что, как и у любой популярной блатной песни, у «Парня в кепке» есть множество вариантов — наиболее известны же семь из них, а мы приводим в нашем сегодняшнем материале всего лишь два.

В некоторых версиях девица-чекистка зовется Катюшей, в некоторых Лелькой — весьма популярное женское имя у приблатненных («Какая Леля? — с Пятницкой?» — говорил бандит Промокашка из популярного телесериала «Место встречи изменить нельзя»). Есть песня «Парень в кепке» и во вполне светских сборниках типа «Романтические песни СССР».

ОТ МАКАРЕВИЧА ДО БАБКИНОЙ

Конечно, незабываемо песню «Парень в кепке и зуб золотой» исполнял ныне покойный Аркадий Северный, один из лучших советских шансонье.

Но и современные исполнители песен в жанре шансона имеют слабость к этому произведению: поет ее Виктор Петлюра, Вячеслав Асанов и «Братина», «Шанхай», «Американка», Андрей Макаревич, Максим Леонидов, Геннадий Гладков, Александр Волокитин, Алексей Козлов, Евгений Евдокимов, Виктор Гагин, Сергей Рыжов, Леша Тульский, Валерий Коротин, Борис Львович, Надежда Бабкина, Константин Беляев, Юрий Настюк и группа «Арго», Элеонора Филина, группа «Ленинград».

Видите, какие совершенно разные исполнители поют эту песню! Тут и Андрей Макаревич и Надежда Бабкина и казачий ансамбль «Братина».

МИЛЬТОНЫ И УРКИ

Что касается стилистики песни, то и тут она похожа на легендарную «Мурку». К примеру, в ней есть словечко — «мильтоны». Мы уже стали о нем забывать во многом благодаря сериалу « Менты ». А ведь еще в в доперестроечные 80-е годы милиционеров у нас чаще называли не ментами, а именно Мильтонами.

Теперь поговорим немного о морали. Точнее, о тех понятиях, которыми руководствовались в своих действиях «бродяги», «коренные обитатели тюрем».

Многие психологи, имеющие дело с профессиональными уголовниками, отмечают, что осужденные часто и весьма охотно приписывают себе бурные романы с прокуроршами, судьями женского пола, надзирательницами.

И не только приписывают. Достаточно вспомнить пылкую любовь, вспыхнувшую между бандитом Мадуевым-Червонцем и прокуроршей Воронцовой, когда та пошла даже на явное нарушение закона, снабдив своего возлюбленного револьвером «наган» из сейфа с вещдоками. Что ни говори, но с точки зрения уголовников, в таких романах что-то в есть для них почетное, героическое — развести на любовь женщину в погонах.

Тут же вроде как не совсем тот случай. Не знал бедный парень, что его красавица работает в Губчека. Но основной принцип жанра соблюден — именно сыщики и другие силовики более других граждан общаются с преступным элементом. Тут недалеко и до романов.

Как мы уже говорили, они и на самом деле случаются. Но в песне «Парень в кепке» по законам патетического блатного жанра влюбленная «мусорша» еще была вынуждена и расстрелять своего ненаглядного. Стоит ли говорить о том, что она попала не куда-нибудь, а прямехенько в его зуб золотой? Конечно же, в действительности вряд ли кто-нибудь из ее коллег заставил бы опера, а уж, тем более, женщину, заниматься расстрельной работой... Но таковы законы жанра камерной музыки. И от этого никуда не уйдешь.

В блатном понимании этот случай говорит о беспринципности правоохранительных органов.

А может, он говорит об их профессионализме, который оказывается выше любых личных чувств?..

Это как в знаменитой песне «Дочь прокурора» (о ней мы рассказывали в одном из номеров газеты «За решеткой» за прошлый год), где прокурор сам посадил свою дочь, связавшуюся с уголовниками.

«Парень в кепке и зуб золотой»

Есть в скверу ресторанчик отличный, 
Скучно-грустно там Лельке одной, 
К ней подсел паренек симпатичный, 
В кепке набок и зуб золотой.

«Разрешите мне, милая дама. 
Одинокий нарушить покой», -
Так сказал и придвинулся парень 
В кепке набок и зуб золотой.

Долго девушка с парнем дружила, 
Завела наша Лелька дружка, 
А сама от него утаила,
Что служила она в Губчека.

Так встречались они понемногу, 
Но на банк был налет боевой –
Из нагана поранили в ногу –
Парня в кепке и зуб золотой.

Тут мильтоны его повязали: 
«Отвечай, с кем пошел на разбой!» 
Долго били его и пытали – 
Он упрямо качал головой.

И взбешенный начальник кичмана
Пишет Лельке приказ боевой:
«Сей же час расстрелять уркагана 
В кепке набок и зуб золотой!»

Наша Лелька лишилась покоя, 
Вспоминая тот маленький сквер, 
Но своей пролетарской рукою
Она молча взяла револьвер.

Входит в камеру пьяной походкой, 
Жмет курок непослушной рукой... 
Грянул выстрел — и грохнулся парень 
В кепке набок и зуб золотой.

Лелька вышла, дрожали коленки,
А за ней вынес парня конвой;
Только кепка валялась у стенки,
Пулей выбило зуб золотой.

Есть в скверу ресторанчик отличный. 
Скучно-грустно здесь Лельке одной. 
Не придет паренек симпатичный
В кепке набок и зуб золотой.

«Парень в кепке и зуб золотой»

(второй вариант)
Есть один ресторанчик портовый, 
Лельке скучно и грустно одной. 
Вдруг зашел туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.

Лелька ножку за ножку забросила 
(Дескать, знаю я мир ваш блатной!), 
Как мальчишку, опростоволосила 
Парня в кепке и зуб золотой.

Даже урки не помнили смелые 
Никогда в жизни сцены такой: 
Как лобзал Лельке рученьки белые 
Парень в кепке и зуб золотой.

Раз на дело пошли пустяковое. 
Миллион таких дел за спиной; 
Но попался башка бестолковая –
Парень в кепке и зуб золотой.

Его сердце томилось разлукою 
С той, кого он считал дорогой; 
Но не знал, что обманут был сукою 
Парень в кепке и зуб золотой.

Лельку вызвал начальник угрозыска 
И дал Лельке приказ боевой: 
Кончить парня в тринадцатой камере –
Парня в кепке и зуб золотой!

Лелька в камеру входит решительно, 
Пистолетик держа за спиной; 
Умирал, матерясь выразительно, 
Парень в кепке и зуб золотой.

Есть один ресторанчик портовый, 
Лельке скучно и грустно одной. 
Не зайдет туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №5, май 2010


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5185

vk rutube youtube

Александр Акатов-Тверской
 Валериан
Александр Черкасов
Сергей Ребус
Влад Павлецов
Роман Слатин
Вадим Рябов
Дмитрий Попов
Паша Юдин
Саша Адмирал

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона