Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Завтра будет лучше

Завтра будет лучше

Жан Татлян

2 и 3 апреля Жан Татлян выступит в Мюзик-холле с программой «Праздник любви» и представит свой новый студийный альбом «Судьба». Полвека тому назад это имя знала вся страна. Южный темперамент, яркая внешность, взгляд, проникающий в сердце, и голос, сводивший с ума половину женского населения Советского Союза. Тогда у певца было все: слава, деньги, талант. Но в официальных кругах свободолюбивого шансонье не жаловали, хотя за всю свою жизнь он пел только о любви мужчины к женщине. В 1971 году Жан Татлян эмигрировал во Францию, где и достиг мировой известности. Рожденный в Греции армянин, проживший семь лет в Ленинграде, оказался в одном ряду с такими знаменитостями, как Ив Монтан, Шарль Азнавур и Жерар Ури. В рекордно короткие сроки более 50 миллионов проданных дисков, концерты, гастроли, новые записи... В 1995 году Татлян вернулся в Петербург, где и живет уже много лет.

«...Надо во что бы то ни стало сохранить веру в себя и надежду на неизбежное счастье», — сказал Жан ТАТЛЯН, прежде чем рассказать нашему корреспонденту Полине ВИНОГРАДОВОЙ о своем прошлом, настоящем и будущем.

— Почему вы решили вернуться?

— Почти двадцать лет спустя после отъезда, в начале 1990 года, я впервые за долгое время приехал в город, который всегда считал родным. С тех пор приезжал регулярно, задерживался на три, на шесть месяцев. Страна стала лучше, чем была, но хуже, чем должна быть. Но в.этой изменившейся стране я готов прожить остаток жизни. В голове крутится песня: «С чего начинается Родина, с картинки в твоем букваре». В 1995 году вернулся в Петербург.

— Чем кроме творчества вы занимались на протяжении этих пятнадцати лет?

— Бизнес — это тоже творческий процесс. О своей личной жизни я никогда не рассказываю. Это святое и неприкосновенное. Я действительно не часто выступаю, но только потому, что убежден: лучше не доесть, чем переесть. Не хочу надоедать публике. Предыдущий концерт состоялся год назад в ДК Ленсовета. Я регулярно издаю новые диски, например, альбом «Россия» полностью состоит из русских народных песен. В моем репертуаре есть песни на шести языках. И теперь над новым диском работаю, но как свободный художник без всяких контрактов и обязательств с лейблами и студиями.

Недавно мой друг спросил в театральной кассе, какие апрельские концерты в Мюзик-холле ему посоветуют. Кассир назвала что-то аж 30 апреля, а он сделал вид, что мою фамилию забыл: «Скажите, а вот певец Т... Т...». «Татлян что ли? Выступает такой, но билетов у меня пока нет, через два дня приходите». Так ему ответили, и он ушел без билета. Почему так происходит? Что я им плохого сделал, не понимаю...

— А дети у вас есть?

— До меня такие сведения не доходили. Среди артистов, которые постоянно по городам и весям разъезжали, была такая шутка: когда очередной раз приезжаешь в маленький городок и встречаешь мальчугана восьми — десяти лет, погладь его по головке, кто знает, может, это твой.

— Кто приходит на ваши концерты?

— В зале три поколения слушателей. Люди моего возраста и старше помнят и до сих пор любят, что очень приятно. Их дети тоже меня знают с юности. А совсем молодые люди слышали обо мне от бабушек, от родителей. Под мои песни влюблялись, детей рожали, строили свое счастье. Для меня важно, что молодежи много, значит, кому-то еще нужны красивые песни.

— Наверное, это поклонники шансона.

— Я уточню, французского шансона. Тюремные песни, которые называют «русским шансоном», ничего общего с этим романтичным жанром не имеют. Французские шансонье — это трубадуры, они издревле писали песни и таким образом разговаривали с миром о каких-то истинах, понятных и близких, делились чувствами, признавались в любви. Шансон — сиюминутное состояние души. Я не умею петь под фонограмму, не попадаю в запись. Потому что каждый раз одна и та же песня получается немножко другой, каждое мгновение человек испытывает какие-то эмоции, переживает каждый миг по-новому, и песни звучат по-другому. Не зря говорят «живая музыка» или «живое исполнение». Я каждую субботу смотрю французские телеканалы, там показывают передачу про самое большое в мире кабаре, где современные шансонье дают потрясающие концерты.

— Расскажите о своих французских друзьях.

— Я подготовил брошюру к предстоящим концертам, в которой есть много любительских фотографий: Ширли Маклейн, Мстислав Ростропович, Фара Диба — шахиня Ирана, с которой мы хорошо дружили, красавица Мишель Мерсье, создатель группы «Платерс» Бэк Ремм, Том Джонс... У меня много великих друзей и знакомых во Франции и в США. Я же представлял Францию на 200-летии Америки и четыре месяца жил в Лас-Вегасе, где каждый день пел в одном из крупнейших казино — для американцев, а не для русских эмигрантов. Я гражданин мира. Однажды Михаил Жванецкий хорошо сказал: «Что такое звания? Разве есть «Заслуженный артист Америки»? Смешно даже вообразить, чтобы иностранцы делили артистов на «народных» и «заслуженных».

— Вы не чувствовали себя чужим во Франции?

— Разве может быть чужим гражданин мира? Патриотизм необязательно предполагает идеологию, флаги, серпы и молоты... Это внутреннее ощущение родины. Я родился в Греции, наверное, потому хорошо чувствую греческую музыку. В традиционном греческом ритме написана песня «Мишка» (девятая композиция нового альбома), там мне подпевает Детский хор телевидения и радио. Родина там, где ты пережил первую любовь, где впервые был счастлив.

— Вы человек довольно скрытный, всегда держитесь немного в стороне и творите сами по себе. Тем не менее вам удается быть близким и понятным множеству людей.

— Я никогда не стремился к популярности, просто делал то, что у меня получается, чем Бог наградил. Терпеть не могу слово «звезда». Я — артист эстрады. Эстрада и шоу-бизнес абсолютно разные вещи. Артисты эстрады, любимые народом, почитаемые в мире, не были звездами. Звезды далекие и холодные, пусть в небесах светят или зажигаются на Аллее славы в Голливуде. Артист никогда не будет звездой, а так называемые звезды шоу-бизнеса никогда не станут настоящими артистами... Все эти российские певцы, которые «под фанеру» поют, слушателей не уважают. Я лучше дома пластинки буду слушать. Зачем мне на «звезды» любоваться , если на сцене они петь не умеют.

Я один в поле воин. Когда пою, обращаюсь лично к каждому зрителю. Я осуждаю фальшь во всех ее проявлениях. Артист должен быть предельно честным и искренним. Такой Юрий Антонов, который, так же как я, никогда не поет «под фанеру». Отличных певцов Алексея Чумакова и Николая Носкова сегодня редко можно увидеть и услышать, по радио их песни почти не передают, концерты они тоже играют нечасто. Сегодня индустрия развлечений фабричная. Штамповать можно что угодно, но не личность. Поэтому подход такой: стирают индивидуальность и «оптовыми партиями» производят певцов.

— Кажется, поэты-песенники сегодня не очень востребованы, как и труды эстрадных композиторов. Многие исполнители сами пишут свои песни, а современные поэты пишут стихи, которые, как ни старайся, в песню не превратишь.

— Не востребованно живое пение. На моем новом альбоме есть композиция «Судьба», обратите на нее внимание. Я написал музыку, а слова — поэтесса Татьяна Калинина, мы часто вместе с ней работаем (она много стихов на музыку Андрея Петрова в свое время сочинила). Мне повезло, что я встретил такого соавтора. Это небесная песня. Наверное, я держусь особняком, потому что до сих пор предпочитаю душевные песни.

Кризис красивых мелодий наблюдается не только в России. Вспомните, какая музыка звучала в 1970 — 1980-е годы. Стиви Уандер такие песни исполнял двадцать лет назад! В наши дни, если даже появляется изредка красивая мелодия, ее называют старомодной, причисляют к ретро.

— Сейчас ретро популярнее, чем все новинки вместе взятые.

— Потому что петь нечего, вот и обращаются к старым песням о главном. Новые песни таковы, что через пять лет напрочь забываются и мелодия и слова. Песням нужен запоминающийся образ, а образ песни — это текст и мелодия. Через два года моему шлягеру «Фонари» будет пятьдесят лет. Но до сих пор зал поет вместе со мной.

— Вы счастливый человек?

— Очень счастливый. Я обожаю жизнь, друзей, которых теперь мало, но они преданные и верные. Я абсолютно счастлив в своем микромире, который берегу, не пускаю туда зависть и жестокость. Я все прощаю, но не забываю, чтобы не повторять ошибки. Главное — сохранить благородство. Конечно, было обидно, многое казалось несправедливым, но я всегда повторяю: «Сегодня лучше, чем вчера, но хуже, чем завтра». Только счастливый человек может испытать настоящую любовь. Когда ты бережешь и тебя оберегают — это и есть любовь.


Санкт-Петербургские ведомости, 5-11 апреля 2010


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1913

vk rutube youtube

группа Острог
Светлана Малахова
Сергей Гребенников
Олег Биркле
Игорь Дегтярёв
проект Столыпiнъ
Александр Вулых
Григорий Гусинский
Леонид Телешев
Виктор Рябов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона