Яша Боярский - «Шансон-поэзия сердца»
"Я в Германии у тёти" — так называется второй немецкий альбом на русском языке известного в России и Германии поэта-песенника Яши Боярского. Вышедший год назад в России его первый альбом был отмечен вниманием многих радиостанций, а песня "Сыктывкар" признана одним из сильнейших произведений в шансоне России.
Песни Михаила Шуфутинского, Михаила Круга, Александра Новикова, воспевающие Гудзонский залив и обрусевший район Брайтон-Бич, давно стали привычными. Яша Боярский открывает для российского слушателя новый регион, в котором "берлинская шпилька", т.е. зал игральных автоматов, соседствует с гамбургским Реепербаном-Проспектом красных фонарей. И то, о чём он поёт, всегда весело, но порой и глубоко драматично. Известный ранее по многим песням, написанным для экс-солиста группы "Лесоповал" Р.Казанцева и популярного в Германии В.Пряникова, берлинский поэт и музыкант Яша Боярский сегодня поёт свои новые песни сам. Первым, кто отметил его талант, был руководитель группы "Лесоповал" поэт Михаил Исаевич Танич. Именно он сумел увидеть в Боярском большого поэта и подарил ему веру в свои силы. И вот-московский альбом "Подрастрельная", шуточный "Я в Германии у тёти" и, конечно же, новая версия альбома "Подрастрельная" — "Сыктывкар". Наш корреспондент Александр Кайзер беседует с Яшей Боярским.
— Можно на ты?
— Конечно.
— Яша, в интервью на радио "Шансон" ты говорил, что появились певцы, исполняющие твой репертуар. Под чьей фамилией они выступают?
— Первого заметили в городе Ямбурге Ямало-Ненецкого автономного округа. Перед своими гастролями он долгое время крутил свой клип к песне "Сыктывкар". К сожалению, настоящую фамилию его установить не удалось. Пока.
— Как ты относишься к этому?
— До поры до времени — положительно, раз копируют, значит, людям нравится то, что я делаю.
— Мы знаем, что в Германии русские магазины и базы наводнил пиратский вариант "Подрасстрельной".
— Да, это негативный момент. Но на обложке этого диска — надпись "От Яши Боярского". А это уже положительный момент.
— Почему?
— Раз пираты так пишут, значит, они уверены в том, что это продаётся. Но легальным продажам это, конечно вредит.
— Ты давал двухчасовой "Стриж-тайм" на радио "Шансон" в Москве. Как тебе удалось получить эти 2 часа в самое лучшее эфирное время?
— Просто мои песни иногда нравятся радиослушателям, как понравились они ведущей радиопрограммы "Шансон" Ксении Стриж.
— Можно назвать твои песни блатными?
— Блатных песен я не пишу. Я пишу о жизни людей. В блатных песнях— "украл, выпил, в тюрьму", слёзы по воле и маме. А ещё— милиционеры, конечно, дураки. Это всё временное. Настоящая песня — другое.
— Что же?
— Да взять хотя бы любую песню из репертуара "Лесоповала"— в них доброта, боль, покаяние. Или признанные народные песни. Многим из них уже столетия.
— Каким, например?
— Да хотя бы "Из— за острова на стрежень" — про Стеньку. Известна всем.
— Да, песня народная. Исполняется везде.
— Конечно, народная. А кто— нибудь когда-нибудь думал, о чём эта песня? Объясню. После набега на мирных жителей сопредельного государства "бригада" жулика Стеньки ( то есть Степана Тимофеевича Разина ) возвращается домой. А так как по их законам , нельзя иметь того, что может мешать вольной жизни, княжну в Волгу и утопили. Смешно? А ведь песня именно об этом. Но искусство ярлыков не терпит.
— Убедительно. Но, может быть, это исключение.
— Хочешь другие примеры? Пожалуйста. Ещё одна народная песня — "Славное море, священный Байкал".В ней тоже о жулике, который из тюрьмы бежит и почему-то в бочке. Но коммунисты всем рассказали, что это революционер, и быть может даже товарищ Сталин, который в юности, как теперь пишут, грабил банки, но потом стал "хорошим человеком": Всё прошло, а песня осталась.
— Какие традиции ты пытаешься сохранить в своих песнях?
— В песне традиций нет. Она либо хорошая, либо плохая. Можно отснять десятки клипов, уплатить за рекламу в прессе, но срок придёт— и всё забудется.
— В чём же секрет успеха?
— Говорить правду, какой бы неудобной она ни была. Она может быть лишь твоя, но если не врёшь— тебя поймут, услышат. И жанр песни разгульной, застольной или блатной— лишь средство выражения. Если есть радость, боль, конфликт, значит это настоящее. Как говорит Михаил Исаевич Танич, шансон— поэзия сердца. К сожалению, многие этого не понимают. А то и просто не хотят понимать.
— Какие авторы тебе интересны?
— Высоцкий, Галич, Танич, Трофим.
— А Кучин, Круг?
— Тоже, конечно.
— Почему убили Михаила Круга?
— Не имею понятия.
— А почему вообще все яркие люди шансона рано гибнут, умирают?
— В шансоне работают не головой и голосовыми связками. В нём душа и сердце человека. Оно первое и сдаёт.
— Те, кто имеют Интернет и слушают радио "Шансон", могли слышать твоё выступление. Расскажи о нём.
— Московское радио "Шансон" транслируется в 180 городах: от Москвы до Сибири. Число слушателей — 20 миллионов. Его передачи пользуются всенародным признанием, и песни звучат практически в каждом автомобиле. Условие "Тайма"— пение вживую— фонограмм не заводят. Я не профессионал и, конечно, волновался. Но всё прошло хорошо и даже весело. Несмотря на то, что тайм был неординарный, в Интернете появилось много откровенно враждебных анонимных отзывов. Я думаю, что их пишут те, кому невыгодно, чтобы заметили того, кто не игрок их команды. В шоу— бизнесе так тоже бывает: Звонки в студию были совсем иные, и это тоже все знают.
— И не смотря на это:
— Шансон задушить трудно. Всё равно заметят. Если попса, например, требует вложений, то шансон просто переписывается и звучит в автомобилях. Этого запретить нельзя. Кстати, и пираты вот дело знают— им на запреты наплевать.
— В своих дисках ты благодаришь Михаила Танича и называешь его своим учителем:
— Я бесконечно благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречу с Михаилом Исаевичем. Если бы не он, я никогда бы не взялся всерьёз за то, что делаю. Моя жизнь изменилась. Спасибо ему.
— Твой весёлый альбом "Я в Германии у тёти" имеет в Германии большой успех. Расскажи о нём.
— Этот альбом— залихватская автомобильная "веселуха" на германские темы. Там всё весело. Милиция— полиция, все друг друга ловят. Главный герой— смешной и трогательный жулик.
— Как говорят продавцы, "альбом пошёл:"
— Да, это факт. На рынке он почти год, но его цена в каталогах остаётся неизменной. Особенно нравится молодёжи.
— Говорят, что, слушая его в машине, непроизвольно прибавляешь скорость. Как смотрят на это работники ГАИ и полиции?
— Конечно, это безобразие. Честное слово, я не хотел.
— А правда, что этот альбом слушает не только русскоязычная публика?
— Однажды раздался звонок из Боннского исторического музея. Его директор купил мой диск и просил дополнительную информацию. Мне твердили, что меня за этот альбом непременно посадят:Вскоре пришёл официальный запрос, и теперь я есть в музее. Мне предложили перевести песни на немецкий язык. Сейчас идут переговоры. Странно, но мой альбом нравится даже тем, кто ничего не понимает по— русски. Его крутят и по немецкому радио, а особенно его почему-то любят турки. Наверное, потому, что в нём много весёлых и понятных слов:
— Можешь что-нибудь из него вспомнить?
— "Я пляшу. Я здесь как дома.
— А со мною пьяный тесть.
— Мы недавно из дурдома-
— У меня и справка есть".
— Лихо. А песня "Сыктывкар"?
— Она о человеке, которого в тот момент, когда он её поёт, уже нет на свете. Это одна из моих лучших песен и повествует о расстрельной тюрьме "Пятёрка" возле Сыктывкара. Дело происходит полвека назад, хотя это, в общем, и не важно.
— Альбома "Подрастрельная" сегодня не существует?
— Он полностью перепет, заменены четыре аранжировки, добавлены две новые песни. Теперь он называется "Сыктывкар".
— С какой песни ты начал?
— С "Наганчика". Эту песню, как и "Сыктывкар", знают все, кто любит шансон. А "Наганчик" и экс-солист группы "Лесоповал" Казанцев давно поёт. Нас часто путают.
— Напомни.
— "А наган-то был бойцовый, воронёный, воровской, с рукояткою кленовой, с монограмкою тверской, с барабанчиком верчёным, прокопчённым, боевым и с боёчком притачённым, и с курочком нетугим:"
— Это описано с такой любовью, что поражает точность описания каждой детали. Откуда это?
— Когда-то революционный наган был предметом восхищения любого мальчишки. И моего, конечно, тоже. Я и написал:
— Что бы ты хотел пожелать тем, кто купит альбом "Сыктывкар"?
— Здоровья, счастья и радости, а ещё — не брать пиратскую "Подрасстрельную". И даже не потому, что пиратская, а просто менее интересна, да и песен в ней меньше.
— Наши пираты в Германии. С ума сойти!
— Как говорят иммигранты : "Иллюзии остаются дома".
— А почему ты назвал альбом — "Сыктывкар"?
— Потому что так называется его главная песня. Потому что это хит и потому что я не хочу, чтобы то, о чём в нём поётся, когда— нибудь повторилось вновь.
— Спасибо за интервью. Успехов тебе, удачи.