Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Три тыщи за шансон

Три тыщи за шансон

Нравы нашего шоу-бизнеса иной раз круче тюремных понятий

Четыре года назад наша газета открыла читателям человека с необычной судьбой — Владимира Волжского. Оступившись, попав в места лишения свободы, он нашел в себе силы выправить жизнь. А помогла ему зто сделать... музыка.

Владимир Волжский

Тогда Владимир еще отбывал срок. Но уже стал известен своими песнями. Именно на зоне он впервые ощутил тягу к сочинительству. Поначалу стеснялся признаться товарищам в своем авторстве: мало ли, а вдруг скажут-да ну, барахло какое-то... Объяснял слушателям: это мне знакомый напел. Но песни встретили понимание, а один из друзей прямо сказал: Володька, чувствую, что это твои вещи, стиль же единый прослеживается... Когда число созданных песен перевалило за сотню, появилась мысль записать их. Начальство колонии устроило Владимиру прослушивание — и тоже оценило: песни добрые, романтичные, зовут не к агрессии, а к любви. Разрешило устроить студию в клубе колонии. За Володин, разумеется, счет. И с довольно жестким условием, что после освобождения он все оборудование студии оставит колонии.

Забегая вперед, скажу, что условие он выполнил. Хотя ради покупки дорогой аппаратуры продал (через агентство) хорошую квартиру в центре Чебоксар, доставшуюся от родителей. Грела мысль: оставляет студию не администрации, а таким же, как он, осужденным, для которых музыка, возможно, тоже станет светом в окошке и поможет найти в жизни правильный путь.

Еще в колонии Волжский успел записать три (!) альбома, которые вышли довольно крупным тиражом. Приятели рассказывали: видели мы твои диски в магазинах Германии, Израиля, стоят они там прилично — долларов 15, но люди разбирают бойко...

И вот новый этап биографии, о котором Волжский, уже свободный человек, рассказал, зайдя на днях в нашу редакцию. Владимир не из тех бывших зэков, что знают только одно дело — криминальное. Жизнь била его, но и обкатала: к 40 годам приобрел около 20 специальностей, от наладчика швейных машин до рубщика леса. Однако теперь хотелось заниматься только сочинением и исполнением песен. Если уж в тюрьме смог утвердить себя в этом достойном занятии, то на воле тем более правда?

Но все оказалось не так просто. Поначалу, правда, дела пошли неплохо. Благодаря тем «тюремным» дискам о Волжском узнали устроители Первого всероссийского фестиваля творчества осужденных «Калина красная». О празднике и его организаторах Володя сохранил самые теплые воспоминания: бескорыстные люди, искренне старающиеся поддержать талант...

Думал, так же обстоит дело и на других подобных фестивалях. Решил попытать счастья на популярном смотре «Эх, разгуляй». Хотя и смутила его жанровая пестрота этой передачи. С одной стороны, программа вроде посвящена так называемому русскому шансону, т.е. бардовской лирике про людей с не слишком счастливыми судьбами. И тут закономерно появление таких авторов-исполнителей, как Александр Новиков или Олег Митяев... Но с другой — что в этой программе делают, например, Тамара Гвердцители или Coco Павлиашвили? Тем более десятки авторов с незапоминающимися фамилиями, поющих банальности про колючую проволоку, лай собак, заветную сигареточку — подружку в несчастье...

— Это же ужас, какую чушь порой выдают за шансон, — делится Владимир. — Например: «Меня боялась вся шпана, меня боялась вся уголовка»... Да где такое слыхано? Это воры уголовки боятся, а не она их. Или: «Я знаю, во сне ты меня тоже ищешь и не можешь заснуть, как и я». Так во сне она его ищет или страдает бессонницей? Или: «Шел этапом из России в Магадан». Что, у нас уже и Колыма от остальной Руси-матушки отделилась? Ей-богу, хочется собрать все эти ляпы и отнести Михаилу Задорнову, чтобы он в своих сатирических рассказах использовал.

А потом Владимира и вовсе огорошили: хочешь петь на сцене «Олимпийского»? Плати 3 тысячи долларов... Когда возмутился, пояснили: да здесь только с самых именитых не берут денег, а 90 процентов участников прекрасно проплачивают свое паблисити... Тут даже состоятельные друзья Волжского поддались искушению: иди, Володька, на сцену, мы за тебя, так и быть, заплатим...

Не пошел: у сочинителя собственная гордость. Сумели же поставить себя тот же Новиков или Митяев — не денежным напором, а талантом и многолетним трудом. Ион, Волжский, так же сумеет. Ане сумеет — не нужна ему купленная известность.

Зато «разгуляйский» беспредел заставил Волжского задуматься — а что такое вообще шансон? И как называется то, чем занимается он, Владимир? Тут пришлось испробовать Волжскому еще одну профессию — искусствоведа. Написал небольшое исследование, где дал определение своим песням — «сентиментальный шансон». Это вещи, где господствуют положительные эмоции, где нет агрессии и где рассказана реальная история, имевшая место в жизни. Привел примеры: скажем, песня Ивана Кучина «Человек в телогрейке». Вещь тяжелая, в ней умирают и главный герой, и его мать. Она оставляет чувство подивленное, безнадеги — значит, не подходит под определение «сентиментальный шансон». Зато в песне Михаила Шуфутинского «Цветет багульник» преобладают положительные эмоции с опенком легкой грусти, ностальгии» — вот это то самое!.. Свое эссе волжский отнес в Российское авторское общество, и там ему выдали свидетельство за номером 11313, где сказано: определение «сентиментальный шансон» отныне вводится в обиход и Является оно интеллектуальной собственностью Владимира Волжского.

Сейчас Володя живет только музыкой. Конечно, с дисков особенно не прокормишься — в нашей стране пираты не дремлют.

— Мне ведь надо семейный бюджет планировать, — продолжает он рассказ. — До недавнего времени я и не знал, что это такое. Захотелось какую-нибудь вещь иметь — покупаешь немедленно, а о том, хватит ли денег на завтрашний день, не задумываешься: авось кривая вывезет. Но теперь у меня жена есть, сынишка Толя подрастает — мой первенец, тут уж нельзя, как говорится, сойти с круга...

Недавно сочинил гимн одной крупной нефтяной корпорации — там, на тюменском севере, когда-то добывал нефть в составе вахтовых бригад его отец. Не гнушается и на корпоративных концертах петь — деньги-то нужны. Хотя то, что нынче ввели моду на блатняк, его возмущает. Ну зачем, спрашивает он, Розенбаум поет на вечере у Юдашкина? Если они между собой дружат — их личное дело, но ведь это показывают по телевидению. И все видят, как равнодушная гламурная публика вполуха слушает песни о людских страданиях. Это все равно, что показывать раненого зверя в клетке. Естественно, возвращаю ему вопрос: а самому не обидно выступать перед жующей публикой на банкетах? Ответил с достоинством: когда люди слышат, о чем пою, они перестают жевать.

Володя мечтает о своем творческом центре. Студию — теперь уже на свободе, в родных Чебоксарах — он себе снова оборудовал. Теперь готовит четвертый диск — он же первый, который выйдет под грифом «Сентиментальный шансон». Одновременно зреют замыслы следующих альбомов. Один из них будет посвящен Волге, о которой, по мнению Владимира, сложено несправедливо мало хороших песен...

Сергей Бирюков
Труд, 8 июня 2007 г.


Комментарии

10.04.2010 15:04 Алексей Созонов [shanson.sozonov@mail.ru]
Володе желаю счастья, жить своим творчеством (кто живёт-знает)- не просто...-не тонуть; и продолжать радовать искренностью песен. Сколько нужно прожить, чтобы написать песню "Свидание" (альбом "Воровской прогон"-спасибо Владимир за подарок!)-три счастливых дня или больше...Деньги- не должны быть главными для авторов в продвижении их таланта. Иначе останутся одни деньги ради денег... Таланты составляют наше богатство, вот что первично...должно быть... Полёта Души тебе и ...возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке!!!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1996

vk rutube youtube

Андрей Данцев
Геннадий Баже
Виктория Гранкина
Андрей Демченко
Глеб Горбовский
Дмитрий Сулей
Александр Хамов
Серж Никольский
Сергей Гросс
Василий Чучнев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона