Неизвестный Есенин
Самое страшное для поэта — уподобление иконе. Из Есенина в последние годы это и пытались сделать. Поразмыслив, можно понять, зачем и кому это необходимо.
Есенин первым забил тревогу по вопросу, от которого нам уже не спрятаться: о надвигающейся экологической катастрофе. Он первым увидел роковые последствия этого процесса: нравственный распад личности и всеобщее духовное обнищание перед физической гибелью.
В годы, когда наблюдалась массовая революционная эйфория, он предостерег: "Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего. "А в письме к Е. Лившиц от 26 июня 1920 г. признался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений". Особая боль поэта — гибель русского крестьянина, судьбу которого в период сплошной коллективизации он предугадал в поэме "Анна Снегина". Читая поэму, мы знакомимся с двумя братьями, которые вершат судьбу своих односельчан. Один из них — деревенский большевик Прон Оглоблин, он охарактеризован весьма выразительно:
Булдыжник, драчун, грубиян,
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
Этот "железный" Прон с выразительной фамилией, возглавивший революционную переделку в деревне, относится к землякам пренебрежительно, называет их "тараканьим отродьем" и считает, что "крестьян еще надо варить". Последователи Прона продолжат дело "варки" землепашцев в год "великого перелома" и в последующие 30-е годы. Что из этого выйдет, мы хорошо теперь знаем. Но сколько таких Пронов осталось сейчас? А сколько Лабуть благоденствуют и поныне?
Лабутя — брат Прона — вроде бы его полная противоположность: "мужик — что твой пятый туз", лентяй, трус и пустобрех. Но не простой пустобрех, а с демагогическим уклоном. Так, он без зазрения совести присваивает себе чужую славу, выдает себя за политкаторжанина:
"Да, братец!
Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх..."
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.
С иронией пишет поэт, что "такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете". Именно такие люди и повели нашу страну к "развитому социализму".
"Анна Снегина" была опубликована в 1925 г. Другую же поэму, созданную ранее, постигло забвение. И не мудрено, ибо была она с весьма выразительным названием — "Страна негодяев". В есениноведении до сих пор стыдливо обходят вопрос, что это за страна. Некоторые предполагают, что это — Америка. Поводом служат следующие слова одного из героев поэмы — комиссара Рассветова, политического эмигранта, вернувшегося на родину: "Вот она — мировая биржа, Вот они — подлецы всех стран". Но ведь поэма рассказывает о событиях послереволюционной России, когда миллионы крестьян встали на путь борьбы с коммунистами. Главные герои поэмы — Номах, крестьянский парень, ставший бандитом, повстанцы и комиссары: Чекистов, Чарин, Лобок, Рассветов, которые преследуют Номаха. В поле зрения автора Номах и Рассветов, как два полюса социальной борьбы. Есенин пытается понять, почему поднялось крестьянство против Советской власти.
Банды! Банды!
По всей стране,
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты -
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
И Номах (кстати, это слово является производным от фамилии Махно) констатирует: "Это все такие же Разуверившиеся, как я..." И далее он объясняет свое участие в повстанческом, движении песет местимостью лозунгов революции с жестокой реальностью:
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не гон...
Этого не произошло, наоборот, началось повсеместное наступление на человека. Так как же можно назвать страну, где господствует геноцид? "Страна негодяев" — так назвал послереволюционную Россию Сергей Есенин, ту самую Россию, которую любил "до радости, до боли". Bторой раз это определение прозвучит в поэме "Черный человек", которая во многом является автобиографической:
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
Но не случайно в народных песнях воспевают мать-Родину. Она у каждого из нас одна. И хотя горькие раздумья над послереволюционной реальностью привели поэта к страшному прозрению, все же он мог бы сказать словами, такого же как и он правдоискателя, Григория Мелехова: "какая бы ни была мать, а она родней чужой". И в этой фразе заключен истинный смысл патриотизма великого национального поэта России.
Э. Мекш
Есенинский вестник Юбилейный выпуск Даугавпилсского русского культурно-просветительского общества