Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Неизвестный Есенин

Неизвестный Есенин

Самое страшное для поэта — уподобление иконе. Из Есенина в последние годы это и пытались сделать. Поразмыслив, можно понять, зачем и кому это необходимо.

Есенин первым забил тревогу по вопросу, от которого нам уже не спрятаться: о надвигающейся экологической катастрофе. Он первым увидел роковые последствия этого процесса: нравственный распад личности и всеобщее духовное обнищание перед физической гибелью.

В годы, когда наблюдалась массовая революционная эйфория, он предостерег: "Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего. "А в письме к Е. Лившиц от 26 июня 1920 г. признался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений". Особая боль поэта — гибель русского крестьянина, судьбу которого в период сплошной коллективизации он предугадал в поэме "Анна Снегина". Читая поэму, мы знакомимся с двумя братьями, которые вершат судьбу своих односельчан. Один из них — деревенский большевик Прон Оглоблин, он охарактеризован весьма выразительно:

Булдыжник, драчун, грубиян, 
Он вечно на всех озлоблен, 
С утра по неделям пьян.

Этот "железный" Прон с выразительной фамилией, возглавивший революционную переделку в деревне, относится к землякам пренебрежительно, называет их "тараканьим отродьем" и считает, что "крестьян еще надо варить". Последователи Прона продолжат дело "варки" землепашцев в год "великого перелома" и в последующие 30-е годы. Что из этого выйдет, мы хорошо теперь знаем. Но сколько таких Пронов осталось сейчас? А сколько Лабуть благоденствуют и поныне?

Лабутя — брат Прона — вроде бы его полная противоположность: "мужик — что твой пятый туз", лентяй, трус и пустобрех. Но не простой пустобрех, а с демагогическим уклоном. Так, он без зазрения совести присваивает себе чужую славу, выдает себя за политкаторжанина:

"Да, братец!
Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх..."
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.

С иронией пишет поэт, что "такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете". Именно такие люди и повели нашу страну к "развитому социализму".

"Анна Снегина" была опубликована в 1925 г. Другую же поэму, созданную ранее, постигло забвение. И не мудрено, ибо была она с весьма выразительным названием — "Страна негодяев". В есениноведении до сих пор стыдливо обходят вопрос, что это за страна. Некоторые предполагают, что это — Америка. Поводом служат следующие слова одного из героев поэмы — комиссара Рассветова, политического эмигранта, вернувшегося на родину: "Вот она — мировая биржа, Вот они — подлецы всех стран". Но ведь поэма рассказывает о событиях послереволюционной России, когда миллионы крестьян встали на путь борьбы с коммунистами. Главные герои поэмы — Номах, крестьянский парень, ставший бандитом, повстанцы и комиссары: Чекистов, Чарин, Лобок, Рассветов, которые преследуют Номаха. В поле зрения автора Номах и Рассветов, как два полюса социальной борьбы. Есенин пытается понять, почему поднялось крестьянство против Советской власти.

Банды! Банды! 
По всей стране,
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты -
Видишь, как в пространстве, 
На конях 
И без коней, 
Скачут и идут закостенелые бандиты.

И Номах (кстати, это слово является производным от фамилии Махно) констатирует: "Это все такие же Разуверившиеся, как я..." И далее он объясняет свое участие в повстанческом, движении песет местимостью лозунгов революции с жестокой реальностью:

Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не гон...

Этого не произошло, наоборот, началось повсеместное наступление на человека. Так как же можно назвать страну, где господствует геноцид? "Страна негодяев" — так назвал послереволюционную Россию Сергей Есенин, ту самую Россию, которую любил "до радости, до боли". Bторой раз это определение прозвучит в поэме "Черный человек", которая во многом является автобиографической:

Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

Но не случайно в народных песнях воспевают мать-Родину. Она у каждого из нас одна. И хотя горькие раздумья над послереволюционной реальностью привели поэта к страшному прозрению, все же он мог бы сказать словами, такого же как и он правдоискателя, Григория Мелехова: "какая бы ни была мать, а она родней чужой". И в этой фразе заключен истинный смысл патриотизма великого национального поэта России.

Э. Мекш
Есенинский вестник Юбилейный выпуск Даугавпилсского русского культурно-просветительского общества


Комментарии

23.01.2010 19:36 Дмитрий Фадеев [dmitrii_fadeev@mail.ru]
Да, Есенин - это талантище!!! только не "Анна Онегина" а "Анна Снегина".
12.02.2010 17:49 Алексей [aibolit-72@mail.ru]
Бред сивой кобылы!Когда это против Советской власти выступали "миллионы крестьян"? Солженицына, что-ли начитался этот Э.Мекш? У которого тоже были миллионы расстрелянных. Каким же образом большевики победили, если крестьяне (а они тогда составляли 80% населения) не поддержали их проект жизнеустройства? Ведь кроме большевиков никто:ни кадеты, ни эсеры, составлявшие большинство во Временном правительстве (меньшевики и монархисты к тому времени сошли со сцены) реально ничего предложить не смогли. А времени у них с февраля 1917 г. было предостаточно. Только большевики смогли восстановить российскую государственность, подорванную Февралём (кстати к февральской революции большевики никакого отношения не имеют), и власть сама упала им в руки. Матрос Железняков сказал:"Караул устал, прошу очистить помещение",и бутафорское Учредительное собрание в момент испарилось!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1105

vk rutube youtube

Валера Коротин
Амалия Грин
Андрей Школин
Иза Кремер
Юл Бриннер
Татьяна Снопова
 Жека
Владимир Бочаров
Сергей Князев
Александр Вертинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона