В наручниках Любу Успенскую бросили в камеру с наркоманами и проститутками...
Судьба Любы-Любоньки заслуживает отдельного приключенческого романа. В 17 лет она сбежала из родительского дома "на юга", где пела в ресторанах. Затем перебралась и вовсе через океан, в Нью-Йорк, где заблистала в очных клубах на Брайтон-бич, а потом и в Лос-Анджелесе. В Россию вернулась позже Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, но и здесь нашла место под солнцем, став звездой национального масштаба. Правда, попав в тиски российского шоу-бизнеса, Люба стала отходить от русскошансонного, ресторанного стиля, когда-то принесшего ей популярность и народную любовь, и подалась в коммерческую эстрадную песню со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как бы то ни было, знатоки и любители до сих пор высоко оценивают Любины ранние записи. На радиостанции "Русский шансон" ее старые песни слушатели заказывают куда чаще, чем новые (собственно та же история и с Михаилом Шуфутинским), и меломаны в душе надеются, что "блудная дочь", поплутав по лабиринтам коммерческой поп-сцены, все-таки вернется в родительский дом корневой русской песни...
— Люба, когда у Вас, ресторанной певицы русской эмиграции, родилась шальная с точки зрения того времени мысль, что можно вернуться в Россию звездой, собирать лучшие залы, стать народной любимицей...
- У меня самой таких поползновений не было, меня на эти мысли натолкнули. Звонили разные продюсеры и предлагали приехать в Россию, сделать промоушн. Я даже помню, как Иосиф Давыдавич Кобзон приехал в Америку, нашел меня в Лос-Анджелесе, пришел в наш ночной клуб со своей семьей (это была новогодняя ночь!), преподнес цветы, подарил мне песню, и в ходе долгого разговора тоже сказал: Почему бы вам не приехать в Россию! Если уж такой серьезный человек советует, то это похоже на правду, - подумала я. Наверное, я приехала бы раньше, но как раз в то время родила Танюшу, и три года посвятила ей (сейчас Тане девять лет. Она живет в Москве, учится в гимназии для работников иностранных посольств. - Прим. авт.).
Разговоры о России как-то подзабылись, но однажды мне позвонили из Москвы, из Центра Леонида Дербенева (известного поэта и продюсера. Прим. авт.). А затем прислали солидный аванс и вообще выполнили все условия, что я поставила. Мы приехали всей семьей, в Москве я сняла клипы Кабриолет , Гусарская рулетка и решила, что я сюда больше... не вернусь.
— Что же так?!
- Я была разочарована Москвой, тем хаосом и бардаком, что правит бал в неизвестной мне России. Но в Америке вскоре я почувствовала ностальгию, я поняла, что в России у меня может быть столько интересной работы, ради которой можно презреть все бытовые трудности.
— Что за история случилась у Вас с поэтом Ильей Резником, который в начале 90-х годов тоже жил в Лос-Анджелесе и с которым Вы создали немало классных песен, а потом расстались?
- Я принесла ему идею песни "Россия", по сути, предложила зарифмовать мои мысли на эту тему. Я собиралась ехать в Москву с этой балладой, а поэт завладел инструментальной фонограммой и попросил... Аллу Пугачеву наложить голос. Алла тоже ни о чем не знала. То есть и Пугачева оказалась подставленной. Непонятно, для кого и для чего Резник это сделал... Я уже потом нашла причину: он хотел угодить композитору этой песни, который мечтал попасть на Песню года. Ради этого переступил через меня... Мне потом многие говорили: Резник жалеет о том, что произошло . Я действительно была ему другом, могла поехать, проведать его семью, и не просто проведать, а привезти полмагазина. Они бедствовали первое время, и когда ребенок Резника, маленький Артурчик, с завистью смотрел на своих сверстников-велосипедистов, то я ехала и покупала ему велосипед...
— Но если Резник осознал свою ошибку, то почему бы Вам не пойти ему навстречу?
- Предательства не прощаю ни за что, никогда - ни близким, ни родным, ни чужим.
— Жизнь гастролера в России полна контрастов: сегодня вы поете в Кремлевском дворце съездов, а назавтра отправляетесь в какой-нибудь мухосранск...
- Я работаю в таких местах, о которых раньше не слышала даже на уроках географии. Случается, приезжаешь в город, а там нет ни воды, ни света, в нескольких городах по случаю моих концертов включали по вечерам электроэнергию, и даже те, кто не попали в зрительный зал, говорили потом мне спасибо . В иных отелях в номерах лютый холод и полчища насекомых, так что лечь спать можно только включив все лампочки. Но, знаете, не бывает же все время плохо...
— Люба, такое ощущение, что Вас стало меньше на телевидении...
- Дело в том, что российские ТВ-каналы нынче не слишком охотно приглашают певцов-эмигрантов. В программы, где с артистов берут большие деньги, нас, может быть, еще и позовут, но в остальные - извините. В то же время сейчас явный перебор с дутыми звездами, чьи лица не вылезают из телевизора, но это вовсе не значит, что на их концертах собирается хоть треть зала. У меня же по-прежнему аншлаги...
— Известный исполнитель Михаил Гулько как-то обронил такую фразу, что, мол, если девушка в Нью- Йорке не поет под Успенскую, то ее не возьмут на работу на Брайтон-бич...
- Наверное, они полагают, что я вернусь на Брайтон и буду петь в ресторане... Но этого не произойдет. Если не буду петь в России, то вообще закончу с творчеством, а с ресторанным - особенно. Не потому, что я их не переношу, а потому что устала, и мне хотелось бы слушать других певцов, наслаждаться иной музыкой.
— Как и многие артисты, вы прошли через этап увлечения алкоголем. А какие крепкие напитки теперь предпочитаете?
- На Украине в одной из газет в кроссворде был вопрос: любимый напиток Любы Успенской.
— Неужто - горилка?
- "Хеннесси". Но это уже - в недавнем прошлом. Сегодня мне больше нравится не коньяк, а легкие французские вина. Белые - если хочу заснуть, красные - если, наоборот, хочу не спать.
— Люба, какие мужчины Вам больше нравятся: русские или американские?
- Конечно, русские! Да, американские очень галантны, они джентльмены. Но с ними нужно общаться на английском языке, а как бы то ни было, для меня - это чужой язык. Особенно в любовных отношениях, где все построено на нюансах. Я люблю говорить по-русски, я мыслю по-русски... У меня случались встречи с мужчиной-американцем, однако, языковый барьер мне так и не удавалось перейти. Я не могла забыться, расслабиться. Может быть, это просто был не тот мужчина? Ас русскими мужчинами мне везло: они - щедрые, добрые, и любовники хорошие.
— У Вас есть прозвище? Как зовут Вас друзья, коллеги.
- В моем коллективе за глаза ребята говорят: Семижильная пришла . Бывают ситуации, когда температура под сорок, горло заложено, говорить не можешь, а выходишь на сцену и поешь живьем сольный концерт.
— Семижильная - это, наверное, похвала. Вас же не величают хозяйкой, тиранкой, узурпаторшей...
- Это не мое. Я не могу с людьми говорить как с низшими, мне ближе уважительный, дружеский стиль общения. Я не понимаю ситуации, когда звезда унижает окружающих людей, хочет их опустить, сделать из них рабов.
— Какую партию Вы поддержали бы душой, а не за деньги на думских выборах в России?
- Я сильная женщина и всегда держу сторону женщин. Поэтому поддержала бы партию, отстаивающую интересы женщин.
— Это правда, что вы умудрились побывать в американской тюрьме?
- Было дело. Мы с друзьями, отмечая какой-то праздник в ресторане, славно погуляли, и я села за руль Ягуара, изрядно выпив. Рванула со скоростью сто двадцать миль, или, другими словами, под двести километров, что, естественно, привлекло внимание полиции. Я так мчалась, что в упор не видела преследователей километров пятьдесят, А сзади стражи порядка с воющей сиреной. Когда меня настигли, прижали и вынудили остановиться, то немало удивились, увидев женщину за рулем. Взяли у меня тест: помню, надо было по ровной линии пройти, потом следить глазами за пальцем, что маячил у моего носа. Понятное дело, когда палец шел вправо, я смотрела влево и наоборот. В общем, надели на меня наручники, отвезли в тюрьму и поместили в камеру с наркоманами и проститутками.
Потом началось самое муторное. Пришлось заплатить солидный штраф, мне повысили страховку, я была приговорена к принудительным работам, посещала класс алкоголиков. С тех пор зареклась: пьяной за руль не сяду.