«Русский шансон: легенды, байки и анекдоты - 2»
***
Есть легенда, что 13 апреля 1918 года в голодном и холодном Петрограде состоялся его бенефис-концерт, все средства от которого Шаляпин перечислил на создание первого национального театра в Палестине.
Может быть, но: в том же 1918 году Шаляпин стал первым Народным артистом РСФСР. Кстати, может кто-то помнит, что аббревиатура РСФСР — это один компромисс между Сталиным и Троцким. Первый любил сокращения, а второй настаивал, чтобы она одинаково читалась, как слева направо, так и справа налево.
***
Ходили разговоры о том, что Михаил Круг в день своего сорокалетия получил именные часы от Президента России. Через несколько лет была такая возможность, и я спросил о правдоподобности этого факта у Ирины Круг и Леонида Телешева. Ответ последовал однозначный: да, такой подарок из администрации Президента Владимира Путина получен был.
***
Песню «Я милого узнаю по походке" знают все, наиболее популярны версии Аллы Баяновой в романсовом исполнении с мелодией и текстом «Сухою бы я корочкой питалась", то есть от первоначального варианта остался только первый куплет.
Вторая версия — это в исполнении Алеши Димитриевича, что породило легенду об его авторстве, хотя это и маловероятно.
Далее вариант Любы Успенской а аранжировке Михаила Шуфутинского с добавлением куплета:
Воровка никогда не станет прачкой,
А вор не будет спину гнуть,
Не кончить это дело мирной стачкой,
Мы это дело перекурим как-нибудь.
Тут явное соединение трех присказок уголовного мира, первые две приведены дословно про воровку и вора, а третья — зарифмованная: «Мы за любой хипиш (или — хипёш) кроме голодовки".
Проникновенно спел и записал в 1995 году Гарик Сукачев этот хит. Алексей Козлов и Андрей Макаревич тоже его записали в рамках проекта «Блатные пионерские песни", указав автором некоего Г. Александрова. Будем надеяться, что это не муж Любови Орловой, хотя всякое бывает в жизни.
И есть в песне один спорный момент, все поют по-разному последнюю строчку первого куплета — да-да, про ботиночки. Кто «на лиман", кто «мореман", кто «на скрипу", кто «на рипах", кто: В общем, вариантов много. Как петь правильно? Предполагаю, что «Ботиночки он носит «нариман", а если еще точнее — «Нариман".
Году в 1925 или чуть позднее в Тифлисе обувная фабрика стала носить имя Наримана Нариманова (полностью — Нариманов Нариман Кербалай Наджаф оглы) в честь скончавшегося советского политического и литературного деятеля. Ровесник Ленина, он скончался в марте 1925 года в результате сердечного приступа и похоронен на Красной площади. Вот такие вот дела...
Остается добавить, что Нариманов перевел на тюркский язык «Ревизора" Гоголя, написал романы «Бегадир и Сонна", также историческая трилогия «Надир-шах".
***
Рассказывал знакомый... Как-то послал он одному известному исполнителю на суд свои вирши, приходит немедленно ответ:
— Ничего не понял, потому, как пьяный сильно, но размер в одной строфе нарушен...
Пьяный-пьяный, смысла текста не понял, а что размер хромает — увидел. Смех, да и только.
***
Действительный член Литературно-Артистического Общества одессит Мирон Ямпольский написал песню «Ужасно шумно в доме Шнеерсона". Леонид Утесов в 1917 году набросал для юмористической программы «Одесские новости" песенку «Как на Дерибасовской угол Ришельевской", исполнитель юмористических миниатюр Владимир Хенкин сочинил «Это школа Соломона Пляре", Евгений Агранович и композитор Борис Смоленский — «В тумане проплывают огоньки"...
Интеллигентные люди, а все туда же — в хулиганку.
***
Рассказывают, что в августе 1857 года Новороссийский генерал-губернатор граф Строганов издал предписание «о недопущении на одесских улицах еврейским свадьбам ходить с... музыкой".
Ничего не напоминает?
***
1978 год. Один исполнитель решил дать благотворительный концерт в знаменитой Шаумянской зоне (недалеко от Еревана), случай почти уникальный и невероятный. Кто был инициатором — умолчим. И вот — исполнитель приезжает в райисполком, просить разрешения. Как ни удивительно, разрешение он получил вместе со списком того, что он может петь.
Приехал в зону, начался концерт, на сцене исполнитель и шесть его музыкантов, для начала — несколько песен из утвержденного списка. И тут из зала посыпались заказы, понятное дело, не из эстрадного репертуара, заказы были выполнены, зазвучали «Доля воровская", «Мурка" и другие: И тут исполнитель поворачивается и видит, как сидящий сбоку начальник тюрьмы грозит певцу кулаком.
После концерта накрыли небольшой банкет в администрации, немного выпили, начальник говорит:
— Ну, что, дорогой, чтобы туда-сюда не ездить, я тебя здесь закрою и срок насчитаем за песенки твои.
— Да я не против, дорогой товарищ начальник, но и тебе тоже срок — за то, что слушал, — нашелся певец.
Шутка-шуткой, но певца из зоны все-таки выпустили и все обошлось. Сел он потом и по другой статье.
***
В журнале «Интервью" (№5 за май 2008 года) есть интервью с Аллой Баяновой. Там пишется следующее: в 2007 году Алла Николаевна отмечала 85-летие. То есть год рождения 1922... Переворачиваем страницу и читаем:
— Алла Николаевна, вам было всего 4 года, когда вы покинули Россию...
— Да... В 18 году мы покинули Россию.
Получается, год 1914. Понятно, что как женщина Алла Николаевна кокетничает с возрастом, но редакторы куда смотрели??? (На самом деле год рождения — 1914. И можно только восхищаться Аллой Николаевной)
***
...На день рождения одной большой компании и руководство заказало на корпоративный вечер сборный концерт шансонье, который должен был пройти в большом ресторане. Понятное дело, что банкет идет в зале, а за кулисами народ «горло разминает". В списке выступающих человек 10-15, концерт закрывала звезда. Естественно, закуски мало, в зале жарко — дело было летом и «звезда" накачалась по полной программе. Но все-таки человек вышел на сцену, отработал все замечательно, правда, жадно попивая минералку из бутылки прямо на сцене. Затем включили музыку все в том же жанре, звезду пригласили за стол руководства, парень пришел и продолжил употребление спиртного.
А дело в том, что ему сказали, что он поет сразу после певицы NN. И тут звучит запись этой самой певицы, звезда подпрыгивает, выпивает залпом полфужера коньяка и так заговорщицки подмигивает хозяевам:
— Все, больше не бухаем, мне через три песни на сцену... А то мне директор сказал, если хозяева узнают, что я бухой — гонорар не заплатят...
Последовал взрыв хохота, но гонорар заплатили.
***
Юрий Спиридонович Морфесси рассказывал, что однажды после очередного концерта в Санкт-Петербурге, поехала к нему ужинать большая компания, в том числе и Александр Куприн. Пили-пели и гуляли до самого утра, показалось мало и послали за цыганами из Новой Деревни. Приехали цыгане и веселье продолжалось еще двое суток, в числе кутящих и продолжающих застолье был и знаменитый писатель. Из дома его уже слали телеграммы с просьбами вернуться, но Куприн ни за что не хотел подниматься из своего кресла.
Выход был найден, его прямо в кресле погрузили в автомобиль, так Александр Иванович добрался до Гатчины, где тогда проживал. Через два дня он вернул кресло в дом Морфесси.