Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Русский шансон: легенды, байки и анекдоты - 2»

«Русский шансон: легенды, байки и анекдоты - 2»

***

Есть легенда, что 13 апреля 1918 года в голодном и холодном Петрограде состоялся его бенефис-концерт, все средства от которого Шаляпин перечислил на создание первого национального театра в Палестине.

Может быть, но: в том же 1918 году Шаляпин стал первым Народным артистом РСФСР. Кстати, может кто-то помнит, что аббревиатура РСФСР — это один компромисс между Сталиным и Троцким. Первый любил сокращения, а второй настаивал, чтобы она одинаково читалась, как слева направо, так и справа налево.

***

Ходили разговоры о том, что Михаил Круг в день своего сорокалетия получил именные часы от Президента России. Через несколько лет была такая возможность, и я спросил о правдоподобности этого факта у Ирины Круг и Леонида Телешева. Ответ последовал однозначный: да, такой подарок из администрации Президента Владимира Путина получен был.

***

Песню «Я милого узнаю по походке" знают все, наиболее популярны версии Аллы Баяновой в романсовом исполнении с мелодией и текстом «Сухою бы я корочкой питалась", то есть от первоначального варианта остался только первый куплет.

Вторая версия — это в исполнении Алеши Димитриевича, что породило легенду об его авторстве, хотя это и маловероятно.

Далее вариант Любы Успенской а аранжировке Михаила Шуфутинского с добавлением куплета:

Воровка никогда не станет прачкой,
А вор не будет спину гнуть,
Не кончить это дело мирной стачкой,
Мы это дело перекурим как-нибудь.

Тут явное соединение трех присказок уголовного мира, первые две приведены дословно про воровку и вора, а третья — зарифмованная: «Мы за любой хипиш (или — хипёш) кроме голодовки".

Проникновенно спел и записал в 1995 году Гарик Сукачев этот хит. Алексей Козлов и Андрей Макаревич тоже его записали в рамках проекта «Блатные пионерские песни", указав автором некоего Г. Александрова. Будем надеяться, что это не муж Любови Орловой, хотя всякое бывает в жизни.

И есть в песне один спорный момент, все поют по-разному последнюю строчку первого куплета — да-да, про ботиночки. Кто «на лиман", кто «мореман", кто «на скрипу", кто «на рипах", кто: В общем, вариантов много. Как петь правильно? Предполагаю, что «Ботиночки он носит «нариман", а если еще точнее — «Нариман".

Году в 1925 или чуть позднее в Тифлисе обувная фабрика стала носить имя Наримана Нариманова (полностью — Нариманов Нариман Кербалай Наджаф оглы) в честь скончавшегося советского политического и литературного деятеля. Ровесник Ленина, он скончался в марте 1925 года в результате сердечного приступа и похоронен на Красной площади. Вот такие вот дела...

Остается добавить, что Нариманов перевел на тюркский язык «Ревизора" Гоголя, написал романы «Бегадир и Сонна", также историческая трилогия «Надир-шах".

***

Рассказывал знакомый... Как-то послал он одному известному исполнителю на суд свои вирши, приходит немедленно ответ:

— Ничего не понял, потому, как пьяный сильно, но размер в одной строфе нарушен...

Пьяный-пьяный, смысла текста не понял, а что размер хромает — увидел. Смех, да и только.

***

Действительный член Литературно-Артистического Общества одессит Мирон Ямпольский написал песню «Ужасно шумно в доме Шнеерсона". Леонид Утесов в 1917 году набросал для юмористической программы «Одесские новости" песенку «Как на Дерибасовской угол Ришельевской", исполнитель юмористических миниатюр Владимир Хенкин сочинил «Это школа Соломона Пляре", Евгений Агранович и композитор Борис Смоленский — «В тумане проплывают огоньки"...

Интеллигентные люди, а все туда же — в хулиганку.

***

Рассказывают, что в августе 1857 года Новороссийский генерал-губернатор граф Строганов издал предписание «о недопущении на одесских улицах еврейским свадьбам ходить с... музыкой".

Ничего не напоминает?

***

1978 год. Один исполнитель решил дать благотворительный концерт в знаменитой Шаумянской зоне (недалеко от Еревана), случай почти уникальный и невероятный. Кто был инициатором — умолчим. И вот — исполнитель приезжает в райисполком, просить разрешения. Как ни удивительно, разрешение он получил вместе со списком того, что он может петь.

Приехал в зону, начался концерт, на сцене исполнитель и шесть его музыкантов, для начала — несколько песен из утвержденного списка. И тут из зала посыпались заказы, понятное дело, не из эстрадного репертуара, заказы были выполнены, зазвучали «Доля воровская", «Мурка" и другие: И тут исполнитель поворачивается и видит, как сидящий сбоку начальник тюрьмы грозит певцу кулаком.

После концерта накрыли небольшой банкет в администрации, немного выпили, начальник говорит:

— Ну, что, дорогой, чтобы туда-сюда не ездить, я тебя здесь закрою и срок насчитаем за песенки твои.

— Да я не против, дорогой товарищ начальник, но и тебе тоже срок — за то, что слушал, — нашелся певец.

Шутка-шуткой, но певца из зоны все-таки выпустили и все обошлось. Сел он потом и по другой статье.

***

В журнале «Интервью" (№5 за май 2008 года) есть интервью с Аллой Баяновой. Там пишется следующее: в 2007 году Алла Николаевна отмечала 85-летие. То есть год рождения 1922... Переворачиваем страницу и читаем:

— Алла Николаевна, вам было всего 4 года, когда вы покинули Россию...

— Да... В 18 году мы покинули Россию.

Получается, год 1914. Понятно, что как женщина Алла Николаевна кокетничает с возрастом, но редакторы куда смотрели??? (На самом деле год рождения — 1914. И можно только восхищаться Аллой Николаевной)

***

...На день рождения одной большой компании и руководство заказало на корпоративный вечер сборный концерт шансонье, который должен был пройти в большом ресторане. Понятное дело, что банкет идет в зале, а за кулисами народ «горло разминает". В списке выступающих человек 10-15, концерт закрывала звезда. Естественно, закуски мало, в зале жарко — дело было летом и «звезда" накачалась по полной программе. Но все-таки человек вышел на сцену, отработал все замечательно, правда, жадно попивая минералку из бутылки прямо на сцене. Затем включили музыку все в том же жанре, звезду пригласили за стол руководства, парень пришел и продолжил употребление спиртного.

А дело в том, что ему сказали, что он поет сразу после певицы NN. И тут звучит запись этой самой певицы, звезда подпрыгивает, выпивает залпом полфужера коньяка и так заговорщицки подмигивает хозяевам:

— Все, больше не бухаем, мне через три песни на сцену... А то мне директор сказал, если хозяева узнают, что я бухой — гонорар не заплатят...

Последовал взрыв хохота, но гонорар заплатили.

***

Юрий Спиридонович Морфесси рассказывал, что однажды после очередного концерта в Санкт-Петербурге, поехала к нему ужинать большая компания, в том числе и Александр Куприн. Пили-пели и гуляли до самого утра, показалось мало и послали за цыганами из Новой Деревни. Приехали цыгане и веселье продолжалось еще двое суток, в числе кутящих и продолжающих застолье был и знаменитый писатель. Из дома его уже слали телеграммы с просьбами вернуться, но Куприн ни за что не хотел подниматься из своего кресла.

Выход был найден, его прямо в кресле погрузили в автомобиль, так Александр Иванович добрался до Гатчины, где тогда проживал. Через два дня он вернул кресло в дом Морфесси.

Дюков Михаил
, 2008


Комментарии

17.10.2008 12:06 Ромаха
Здорово. Почаще бы такой интересной информации.
17.03.2009 20:54 Серега
Спасибо!
15.02.2010 01:59 Яков [moses-2@mail.ru]
Спасибо! До сих пор слышу Хенкинскую "Дви шаги налево, дви шаги направо...". Жаль, что пока самой записи не нашёл.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5365

vk rutube youtube

Боря Тохтахунов
Сергей Савин
Юз Алешковский
Андрей Алёшкин
Леонид Портной
Евгений Рыбаков
Жанна Волкова
Валера Коротин
Амалия Грин
Андрей Школин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона