Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Александр Кузнецов в непотопляемой теме любви и преступления

Александр Кузнецов в непотопляемой теме любви и преступления

Все написанное и изданное на четырех компакт-дисках автором-исполнителем Александром Кузнецовым из Новокузнецка — чистой воды "мэйнстрим", главное и традиционное направление русского шансона. Его безупречный по текстам, мелодике и интонации, благозвучный и слегка декоративный "блатняк" легко и интересно слушать "и жуликам, и академикам". Кажется, отправь Сашу с гитарой в гости к Горбатому сотоварищи из хрестоматийного фильма "Место встречи изменить нельзя", он будет куда органичнее Конкина-Шарапова с его "Муркой". И ехать с утра никуда не придется. Интервью не интервью, скорее, некий журналистский перекрестный допрос вели трое заинтересованных работников редакции. Саша держался молодцом. Судите сами о степени чистосердечности его признаний.

Атекс Сингал: Когда и как ты начал петь?

Александр Кузнецов: Петь начал в школе, класса с девятого. Интернета тогда не было, а вот гитара была очень популярна.

Андрей Школин: Ты какого года рождения?

Александр Кузнецов: Шестьдесят девятого.

Андрей Школин Ну, мы все практически ровесники. Пел, наверное, "Голуби летят над нашей зоной..."?

Александр Кузнецов: Да, а еще "Течет реченька по песоченьку, моет золотишко..." да и многое другое...

Алекс Сингал. Помнишь свою первую гитару, первую песню собственного сочинения?

Александр Кузнецов: Первую гитару на заказ делал знакомый мастер. Выбирали каждую дошечку, простукивали, прозванивали... По тем временам гитара была рублей на девятьсот! Потом отдать ее пришлось за долги. А первую песню написал под влиянием Высоцкого. Помню, это был романс, лирика-романтика с элементами дворовой песни. Лет шестнадцать мне было.

Алекс Сингал: Какие исполнители на тебя особенно повлияли?

Александр Кузнецов: Тогда только появились у всех кассетные магнитофоны, которые постоянно "жевали". Мы слушали Высоцкого, даже не зная, кто он и что. Ходили под впечатлением, в шоке просто — такой надрыв! Потом были Шандриков, Северный. А еще слушал Армстронга,

Тома Джонса. Кстати, содержание песни "Delilah" очень перекликается с нашей "Гоп-стоп". И, конечно, первая кассета Гулько — "Эмигранты"!

Апекс Сингал: Что за история о твоем первом публичном выступлении при выключенном свете?

Александр Кузнецов: Это было в Мысках под Новокузнецком. Из всех собравшихся я знал одного. Когда вышел петь, кто-то нарочно вырубил свет, и я в темноте спел "Черного ворона". Признали. Думал тогда, что еду на пару часов, а остался с этой компанией на два дня.

Алекс Сингал: Расскажи про свои первые профессиональные шаги.

Александр Кузнецов: Окончил джазовый колледж. Лет пять проработал в ресторане в Новокузнецке.

Там достаточно жесткая публика — ты поешь, в тебя кидают вилку, ты кидаешь ее обратно...

Алекс Сингал: А правило "не стреляйте в музыкантов"?

Александр Кузнецов: Там работало правило хозяина ресторана: "За грубое обращение музыканта с посетителем — штраф сто рублей". Я платил эти штрафы, потому что иначе просто сломался бы. Люди, бывавшие у нас, привыкли к такому вот "взаимному уважению".

Алекс Сингал. Что ты пел в ресторане? Свое?

Александр Кузнецов: Все, что поют в ресторане, и свое тоже. Постепенно стали приходить определенные люди, чтобы услышать определенные песни, мои, в частности.

Апекс Сингал: То есть шли на Саню Кузнецова?

Александр Кузнецов: Да, звонили, узнавали, буду ли я этим вечером.

Дмитрий Легут: Твои песни, по крайней мере, в записи, удивительно легко и ладно сделаны. Это что -следствие опыта ресторанной работы? Как ты сам его оцениваешь?

Александр Кузнецов: Опыт опытом, но ресторан для музыканта в большинстве случаев губителен -человек подсаживается на бухло и становится живым магнитофоном.

Андрей Школин: Я в кабаке никогда не работал, но вот на собственной свадьбе пел "Белый лебедь на пруду", потому что считаю эту песню своей, родной... Есть ли такие люди, которые слушают твои записи и говорят: "Вот это — мои песни"?

Александр Кузнецов: Надеюсь, что есть. Были случаи, когда люди звонили по телефону, указанному на компакт-диске, чтобы поблагодарить за ту или иную конкретную песню. Это, мне кажется, дорогого стоит. Случалось исполнять на частных вечерах новые песни и слышать хорошие отзывы.

Александр Сингал. Как Александр Кузнецов пишет песни?

Александр Кузнецов: Все обычно начинается с интересной ключевой фразы. От этой отправной точки, от удачной строки и начинается песня, азарт появляется...

Атекс Сингал: Сначала слова или музыка?

Александр Кузнецов: Нет, наверное, одновременно.

Апекс Сингал. Откуда такое знание нравов и обычаев криминальной среды, ведь ты "там" не был?

Александр Кузнецов: Очень много разных встреч, друзей и знакомых — от жуликов до академиков. Люди слушают мои песни, в свою очередь рассказывают истории, даже какие-то тетради передают. Чужого я не пою, но чужое настроение, чужую боль беру, и пишутся новые песни.

Андрей Школин: Все песни на всех твоих четырех альбомах исключительно на лагерную тему. Почему?

Александр Кузнецов: На самом деле такие песни составляют десять-пятнадцать процентов моего творчества. Просто в данный момент тематика диктуется спросом — издатели играют по определенным правилам и издают то, что считают нужным. У меня много лирики, много написанного о самых разных вещах, но все это, к сожалению, пока не издано.

Андрей Школин: В родной Кузне продают твои диски?

Александр Кузнецов: Продают вовсю, пиратских много.

Андрей Школин: Как ты относишься к тому, что тебя пиратят?

Александр Кузнецов: Значит, я кому-то интересен. С продажи альбомов я ничего не имею, поэтому войны с пиратами не веду. Так что спасибо им за увеличение тиражей.

Алекс Сингал. У тебя в арсенале имеются профессионально сделанные видеоклипы. А есть ли у тебя общепризнанные шлягеры, неоспоримые в жанре хиты?

Александр Кузнецов: Мои "Несознанка" и "Закон-тайга" есть даже на караоке. А хитов уровня "Владимирского централа" нет, и вот почему: Наговицын, Круг и Кучин были первыми в самый подъемный для жанра момент, а я издался только в 2001-м. Чем дальше, тем сложнее, новым авторам сейчас совсем трудно. А клипы я просто хотел разместить на дисках, я знал, что в телеэфир их не пустят.

Алекс Сингал. Твои песни поет кто-то, кроме тебя?

Александр Кузнецов: Да, Саша Сирень поет мои песни — специально для нее написанные.

Алекс Сингал. Кстати, как тебе женский шансон?

Александр Кузнецов: Ну, есть Успенская...

Алекс Сингал: Она нам недавно подписала плакат: "Журналу "Шансон-Вольная Песня" от королевы шансона". Сказала, что это не высокомерие, что так и есть.

Александр Кузнецов: Правильно. Остальное — это уже повторы. Андрей Школин. За счет чего "вороваики" пошли потому что голые девки на обложках... А как у тебя отношения с "Радио Шансон"?

Александр Кузнецов: Был эфир в "Стриж-тайм", а сейчас не знаю. В Новокузнецке "Радио Шансон" убрали.

Дмитрий Легут: Если шансон будет тематически адресован только криминальной аудитории, он придет в упадок сам по себе, не из-за запретов и директив.

Александр Кузнецов: Может, и так. Но во время прямых эфиров на радио звонят шахтеры, пенсионеры, даже преподаватель консерватории однажды звонил... Самые разные люди в этом что-то находят, в непотопляемой теме любви и преступления.

Андрей Школин: Тогда скажи, до каких пор лагерная лирика будет востребована и популярна?

Александр Кузнецов: Будет какое-то время. А вообще, действительно все пошло по нисходящей. Шансон сейчас — как река, широкая и мелкая. Слишком много новых людей, не думающих об ответственности за сказанное, спетое слово. -Новым исполнителям я бы посоветовал не повторять то, что уже есть, а искать новые формы и новое содержание.

Алекс Сингал: Как по-твоему, нужен ли сейчас продюсерский центр, специализирующийся на шансоне?

Александр Кузнецов: Думаю, да. Эта ниша совсем не отработана — по гастролям, концертам...

Дмитрий Пегут: Американцы, делающие мифы из всего — рабочих штанов, бензиновых зажигалок, навязали свой блюз, низовую по началу музыку, всему свету. Почему наша песенная форма не может стать тем, чем стал блюз?

Александр Кузнецов: Мне кажется, покажи тем же американцам "Калину красную" с самым хорошим переводом, они не поймут, о чем речь. Иностранцы не понимают ни наших фильмов, ни наших песен...

Дмитрий Пегут: А мы, не зная английского, слушаем их песни, и нас цепляет!

Александр Кузнецов: Если все сделать по их правилам, наверное, можно пробиться. Но не хотелось бы этого...

Андрей Школин. Видел я в Испании леворадикальных рокеров, которые поют тексты, вроде наших блатных: "отпусти меня на волю, начальник". Им скучно, зажрались и протестуют, ищут конфликт, почитают Че Гевару и Шамиля Басаева.

Дмитрий Пегут: Игрушечный какой-то протест.

Андрей Школин. Все дело в том, кто как живет. Какие могут быть при нашей благополучной жизни "По тундре, по железной дороге"? Я не знаю, о чем мне сейчас петь. А ты, Саша?

Александр Кузнецов: Честно говоря, у меня та же ситуация — издателем и мной самим на четырех альбомах заданы тематические рамки, в которых уже тесно. Делать пятый альбом таким же, повторяться не хочется.

Андрей Школин: Исполнителей шансона было много и в 70-е, и в 80-е... Сегодня нескольких из них любят и слушают, остальное забылось, отлетело, как шелуха. Как ты думаешь, когда слетит шелуха сегодняшняя, ты останешься?

Александр Кузнецов: Хотелось бы. Для этого надо много работать. А еще, ведь лет через десять-двадцать жизнь может так измениться!.. То, о чем мы сегодня поем, станет неактуально, неинтересно людям.

Атекс Сингал: Танич определяет свое творчество как "песни о воле и неволе". Дай свое определение -своего творчества.

Александр Кузнецов: Народная песня, песня человека из народа для народа.

Алекс Сингал: Считаешь ли ты, что творчески растешь, прогрессируешь?

Александр Кузнецов: Не знаю, не мне судить. Но пока получаются заметные песни — значит, авторский потенциал есть. По мне, песня ценна настолько, насколько человек, слушая ее, еще раз оценивает какие-то свои поступки и мысли.

Алекс Сингал: Кого в нынешнем шансоне ты бы особо выделил?

Александр Кузнецов: Дюмина. Он особенно органичен в жанре. Еще "Бутырка" — очень интересные ребята.

Алекс Сингал: А как ты относишься к тому, что некоторые эстрадные и даже рок-исполнители "перетекают" в шансон?

Александр Кузнецов: Это говорит о популярности, востребованности жанра. А те, о ком ты говоришь, просто хотят на этом заработать.

Андрей Школин: Кстати, ты живешь тем, что зарабатываешь песнями?

Александр Кузнецов: Нет, конечно. Жить только этим — ноги протянешь.

Алекс Сингал: Многие музыканты говорят: "Я больше ничего не умею!" А у тебя есть "нетворческие" профессии?

Александр Кузнецов: Когда-то работал автослесарем в карбюраторном цехе. Если жизнь заставит, могу быть таксистом — вполне в духе шансона, как Токарев.

Андрей Школин: Не планируешь перебираться в Москву?

Александр Кузнецов: Сюда стоит переезжать, затевая здесь дело.

Алекс Сингал: Мы слышали, что в твоем послужном списке есть даже выступление в Кремле.

Александр Кузнецов: Да. Было там одно награждение. Пригласили спеть, предупредили по поводу тематики. Я вышел, спел под гитару свою "Заочницу". Потом подходили люди, спрашивали: "Где вас можно услышать, купить записи?" Я думаю, в Москве много успешных людей, которые тратят деньги в ночных клубах, скучают в своих восьмикомнатных квартирах... Они, эти люди, по сути, одиноки, и нет песен, которые поддержали бы их, как плечо друга.

Андрей Школин: Эх, хорошо сказал, образно! Расскажи теперь для нас и для читателей о каком-нибудь казусе из твоей концертной практики.

Александр Кузнецов: Однажды, еще в горбачевские времена, выступал в наркологическом диспансере. Прямо посреди песни встал один из зрителей-пациентов, горячо заговорил о том, какой Горбачев нехороший. Пришлось прервать свое выступление и слушать его, пока не пришел главврач.

Алекс Сингал: Вот она, свобода слова! А теперь — вопрос под занавес: когда нам ждать выхода нового альбома Александра Кузнецова?

Александр Кузнецов: Одному Богу известно... Было бы что издавать.


Шансон. Вольная песня, № 2, 2005


Комментарии

26.11.2008 13:05
Отлично поет
26.11.2008 13:06 Александр [Shebelev72@mail.ru]
Очень люблю его слушать.У меня все его диски куплены!!!
19.06.2009 10:09 Игорь [igor-kot9ka@rambler.ru]
Всем привет! Олтично поет! Мне понравилась его песня "Регион 42" Удачи ему во всем!
02.01.2012 10:24 Жора Сибирский [e.dresvyankin@mail.ru]
Замечательный творец Сибирского шансона!!! Честь ему и хвала!!! А " Несознанка"- просто Супер!!!

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2696

vk rutube youtube

Виталий Аксёнов
Виталий Крестовский
Алексей Князев
Вячеслав Клименков
группа Голубые береты
Игорь Юрин
Сергей Волоколамский
Александр Мираж
Андрей Данцев
Геннадий Баже

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона