Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Я вернулся, мама!

Я вернулся, мама!


Ровно 20 лет назад, выполняя международные договоренности, Советский Союз официально начал вывод своего Ограниченного контингента войск из Афганистана. События этих долгих девяти месяцев, начиная с 15 мая 1988 года и заканчивая 15 февраля 1989 года, до сих пор являются примером политического урегулирования «афганской проблемы». А проведенная командующим 40-й армией генерал-лейтенантом Борисом Громовым операция по выводу войск из воюющего Афганистана вошла в учебники как один из примеров достижений военной науки и мысли. Последняя же колонна, последний батальон, последний БТР на Термезском мосту стали символами окончания войны.

Но было в этом и что-то другое, о чем официальные хроники скупыми строчками говорили лишь за кадром, — о матерях необъятной страны, днем и ночью ждущих своих сыновей и каждый раз вздрагивающих от пронзительного скрипа открываемого почтового ящика, обливающих слезами радости любую добрую весточку из-за речки...

Мы ждем тебя, но нервы на пределе,
Ведь никому на свете не понять,
Чуть стук в окно, как дрожь идет по телу,
Сжимаю горло, чтоб не закричать.

В составе последней колонны выходил и 2-й батальон спецназа — 177-й ОоСпН. Вместе с командующим 40-й армией на последнем БТР в составе знаменной группы находился и командир группы спецназа, кавалер двух орденов Красной Звезды старший лейтенант Вячеслав Куприенко. Ярчайшим событием уже на нашем берегу Аму-Дарьи в череде скоротечно-разочарующего официоза для него, как и для многих его боевых товарищей, стала возможность отправить срочную телеграмму домой, родителям, и прежде всего маме, с тремя короткими словами: «Мама! Я вернулся!» За что он до сих пор исренне благодарен тогдашним властям Термеза. Несомненно, благодарны им за это и ребята из первой колонны, вернувшейся в Союз 18 мая 1988 года. А сколько таких телеграмм было за все время вывода? Сколько матерей, получив эти три самые счастливые в мире слова, облегченно вздохнули, перестав наконец бояться неизвестности...

Военные сводки поведают миру
О павших в последнем бою.
Сухая статистика с датами жизни
Представит работу свою.

Сегодня Вячеслав Куприенко — известный автор-исполнитель «афганской» песни, лауреат многих международных, всероссийских и всеукраинских фестивалей авторской песни, в том числе и фестиваля «Песни боевого братства», поэт, прозаик, переводчик. Играть на гитаре и писать песни Вячеслав начал еще в Афганистане. Это были песни, написанные в горячке боев, по совсем свежим, еще кровоточащим ранам. Они ценны своей резкостью, неотточенностью, отсутствием полутонов и масок. А спустя 11 лет творчество стало главным делом в жизни отставного офицера. Правда, сегодня в его архиве все больше песен о любви. Тем не менее оттиски войны оказались столь глубоки и рельефны, что и по сей день, спустя 20 лет, у Вячеслава появляются новые песни о той необъявленной войне. «Мама, я вернулся!» — это новая авторская программа «афганских» песен Вячеслава, приуроченная специально к 20-летию вывода войск. Высшая ее идея заключается, с одной стороны, в неизменной вере и убежденности всех матерей, что они дождутся своих сыновей с войны, и верности, преданности их сыновей чести мундира и идеям служения Отечеству — с другой.

А тогда, в Афгане, он два года командовал группой специального назначения. Воевал и писал письма... Письма маме, жене, двум еще совсем маленьким дочкам. Они всегда были рядом с ним, хотя и были далеко. Они помогали ему победить! Ведь, несмотря на боль потерь и заявления некоторых политиканов, мы ушли оттуда все же победителями! И сегодня каждая из бывших советских республик если и не лелеет своих «афганцев», то по крайней мере не борется с памятью об этом периоде совместного советского прошлого. Мне лично не известны случаи вандализма по отношению к пямятникам воинам-интернационалистам!

Нас не брала ни смерть, ни усталость.
Нам казалось: мы вечно вдвоем.
Нас тогда по стране разбросало,
Мы теперь за границей живем.

Вероятно, читать эти строки сегодня достаточно горько... Слишком многое осталось там — в прошлом. Однако «афганское» братство по-прежнему накрепко связывает интернационалистов во всех уголках бывшего необъятного СССР. Они встречаются, делятся воспоминаниями с молодым поколением своих ныне независимых государств, утверждая тем самым неразрывность дружеских, братских отношений между нашими народами. У нас ведь одна советская душа, одинаковое понимание долга. За доказательствами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о том, как тогда Вано выносил с поля боя раненого Ивана, как Ашот прикрыл своей грудью Мыколу... А слезы матерей?! Они одинаково горьки и в Ташкенте, и в Минске, и в Кишиневе. Такое никакими границами ни стереть, ни разделить!

Конечно, кому-то может показаться, что нет смысла ворошить былое, тем более такое. Мол, вы, «афганцы», остались в прошлом, оторвавшись от реалий сегодняшнего дня! И та «несправедливая» война не может быть основой для создания чего-либо жизнеутверждающего! Поинтересовались этим и мы, спросив Вячеслава, для чего ему и его боевым друзьям все это надо. Ведь действительно минуло почти 20 лет, как завершился тот период их жизни, жизни уже несуществующей страны.

— Война в Афганистане — моя война. Это не мое желание, но мой выбор. Отец, мать, любимая женщина, которая ждала меня, — это тоже мой Афган. И, наконец, мой Афган — это мои мысли и чувства, память и эмоции, положенные на песни. Афган — это песни, которые писались в перерывах между боями — неожиданно, дерзко и смело, порой даже для самого себя. Зачем, для кого и какова причина — трудно сказать. Может быть, хотелось успеть зарифмовать тот нечеловеческий надрыв, который писали своими судьбами солдаты и офицеры. Осмелиться сказать правду о войне в насквозь лживое время. Ведь сказать правду порой трудней, чем совершить подвиг. Песни об афганской войне оказались живучими именно потому, что были и остаются правдивыми. И именно поэтому уже столько лет они звучат в наших сердцах, тревожат наши души, кристаллизуют дух и очищают сознание. Они стали нужны как воздух. Без них сбивается пульс жизни — исторической, человеческой и даже биологической.

Мы с тобой подрывались на минах,
Снайпер нас в прицеле держал.
По вискам пробежались седины,
На телах расписался металл.

Наверное, под этими словами может подписаться каждый, кто прошел Афганистан. Но не только это, скорее не только свое личное восприятие событий тех дней стало для Вячеслава и многих его однополчан толчком для активной творческой деятельности. Ныне это уже не просто «афганская» песня, а песня, объединяющая в себе все войны, через которые прошли советский и российский народ, песня, ставшая символом, связывающим разные поколения солдат. А сегодня мы стоим перед тем, что пройдет какое-то время и, к глубокому сожалению, не останется ветеранов Великой Отечественной, не останется тех, кто своим примером и поныне утверждает в жизни идеалы любви и преданности к Родине. Тех, кто не мирится с поднимающими на Украине голову фашистскими прихвостнями, с теми, кто в России предпочитает бритый затылок и выколотую на предплечье нацистскую символику.

Мы в Афгане мужали в боях.
Но наши сердца не грубели.
Лишь кровью они наполнялись сполна,
Да волосы наши седели.
И нам не понять, увидившим смерть,
Для нас — это выстрел в лицо.
И нет больше сил стоять и смотреть
На свастику этих юнцов.

Поэтому не случайно творчество Вячеслава Куприенко и его сотоварищей по песне оказалось в центре внимания Федерального государственного учреждения культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и ее московского отделения, Комитета по взаимодействию с силовыми структурами Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), ФГУ редакция «Красная звезда» и ФГУП «Издательский дом «Красная звезда», поддержавших проект, получивший название «Последняя колонна. Последний БТР». Главными его действующими лицами, рассказывающими и поющими молодому поколению государств — участников СНГ о войне и жизни, станут солдаты и офицеры 2-го батальона спецназа 177-го ОоСпН. А основной сюжетной линией будут диалоги и воспоминания с «последнего БТР», два взгляда на одну войну — бывшего командующего 40-й армией генерал-полковника, Героя Советского Союза, председателя «Боевого братства» Бориса Громова и бывшего командира группы спецназа старшего лейтенанта Вячеслава Куприенко. Ведь любая война, даже воспоминания о ней участников и очевидцев, — кумулятивная струя во времени, которая выжигает в человеке все фальшивое, все наносное. Через весь проект основная мысль и основной нерв воспоминаний будут передаваться через песню, как самостоятельную боевую единицу на афганской войне, как творческое осмысление истории и высшее проявление духа и эмоций людей. Как поделилась с нами вдоховитель проекта председатель Комитета по взаимодействию с силовыми структурами РАСО Светлана Медведева, основной смысл проекта, продлящегося до 15 февраля 2009 года, заключается в создании общей, исторически объективной картины афганских событий через воспоминания их участников. У каждого своя память. Какова будет оценка? Общая? Единая? Об этом вам «Красная звезда» обязательно расскажет.

В тексте использованы фрагменты песен Вячеслава Куприенко.

Олег Горупай
Красная Звезда, 15 мая 2008 года


Комментарии

09.04.2009 21:57 Сергей [sergusha74@mail.ru]
Уважаемый Олег! Прошу Вас, если можете, помочь мне... Я пытаюсь выйти на архив Министерства Обороны, а именно бывшего Закавказского военного округа. Моя мать служила там и для начисления военной пенсии ей не хватает тех лет службы, а в нэте я узнал что этот архив МО и газета "Красная Звезда" находятся в одном здании... Если вас не затруднит могли бы вы узнать контактные телефоны, е-майл и другую информацию об этом архиве и существует ли он вообще.... Извините за беспокойство. Заранее благодарен. С уважением Сергей...

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3118

vk rutube youtube

Слава Корецкий
Юрий Истомин
Леонид Ефремов
Павел Беккерман
Ольга Сердцева
Геннадий Вяземский
Денис Стрельцов
Игорь Кабаргин
 Назар
Виталий Аксёнов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона